2.Повторение изученного материала | Организует работу с вопросами 1.Как по- другому называли Древнюю Грецию? 2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения. 3.Как назывались древнегреческие военные корабли? 4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов. 5. Какая форма правления получила свое начало в Греции? 6. Как назывались древнегреческие города- государства? 7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов? 8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»? 9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить? 10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле? 11. Как часто собиралось Народное собрание? 12. Какие вопросы решало Народное собрание? 13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? 14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? 15. Могут ли женщины участвовать в выборах? 16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти? - Перечислить главные заслуги Перикла? Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока | Отвечают на поставленные вопросы 1)Эллада 2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея» 3)триеры 4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл… 5) демократия 6) полисы 7) олимпийские игры 8) коротко и ясно 9) ораторы 10) граждане, мужчины с 20 лет 11) 3-4 раза в месяц 12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир 13)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова 14)все граждане с 18 лет 15) да 16) да Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета. | Коммуникативные: строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других |
3.Постановка учебной задачи | Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта. Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника. А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции. Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что: • либо это могущественное и огромное государство; • либо обладает передовой боеспособной армией. Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Формулирует проблему: Почему греки,, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю? | З/Т Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Упадок хозяйства 2.Разорение крестьян и ремесленников 3.Обострение борьбы между богатыми и бедными. | Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | План 1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. 2.Потеря Грецией независимости. 3.Приход к власти А. Македонского. Организует работу с картой. - Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились? - В какой части Балканского полуострова находится Македония? Как называется столица? 1. Рассказ учителя. З/Т Реформы Филиппа II ( 359- 336 г. до н.э.) 1)создал большую, боеспособную армию 2) укрепил царскую власть 3) чеканка золотой монеты 4)расширил торговлю с другими странами Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос: - Чем македонская армия отличалась от греческой? - Сделайте вывод о македонском войске. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа. Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания». Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа. Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания: - Каковы были последствия битвы при Херонеи - Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа? - Выписать в тетрадь причины покорения Греции Македонией. 3. Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено. Почему Филипп не смог реализовать свои планы? Кто продолжил дело Филиппа? | Находят на карте и показывают Афины и Спарту. Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы. - На севере Балканского полуострова; Пелла 1. З/Т Реформы Филиппа II Изучают текст и выполняют задания: составляют схему. заполняют таблицу, делают вывод. Сравнительная таблица Греческое войско | Македонское войско | Фаланга 6-9 рядов - | Фаланга 16 рядов + | Фаланга собирается лишь на время войны - | Фаланга тренируется постоянно + | В бою участвует один ряд фаланги - | В бою одновременно участвуют 6 рядов + | Легковооруженная конница, не играет важной роли - | Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою + | - | Применяет осадные башни + | Вывод: Македонское войско сильнее, боеспособнее! | 2. Работа с текстом и заполнение таблицы с.198: Линии сравнения | Промакедонская позиция | Антимакедонская позиция | Оратор | Исократ | Демосфен | Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость. | Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов. | Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом. | З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости Самостоятельная работа с текстом З/Т Последствия битвы при Херонеи: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось; 3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; 4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. 5)Греция потеряла надолго свою независимость З/Т Причины покорения Греции Македонией. а)Греки воевали между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную, мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников. 3.Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем. | Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса Почему греки, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю? | Ученики заполняют схему В голове: Причины возвышения Македонии? Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства В хвосте делают вывод: Покорение Греции, потеря ею независимости. | Коммуникативные: участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; |