I. Мотивация. Постановка целей урока | Создание целевой установки на урок | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет интересный урок. -У вас на столе лежат конвертики, соотнесите картинки и название. -Давайте проверим ваши работы. -Какие группы у вас получились. -К какому виду искусства они относятся? -С каким видом декоративного искусства мы с вами не знакомы? -Какая тема урока сегодня? -Какова цель урока? | Учащиеся получают задания в конверте, в которых надо соотнести название и картинку. Учащиеся проверяют выполненную работу. Глиняные игрушки, декоративная роспись. Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись. Принимают участие в беседе, высказывают предположение, определяют и осмысливают цели урока. | Словесный Наглядный | Работа в парах | Тема: Городецкая роспись Цель: познакомиться с городецкой росписью, научиться выполнять основные элементы росписи, выполнить эскиз городецкого изделия. |
II. Актуализация знаний, изучение нового. | Знакомство с происхождением городецкой росписи Познакомить учащихся с процессом изготовления росписи. | -Городецкая роспись это ещё один вид декоративно-прикладного искусства. -А откуда такое интересное название? - А сейчас предлагаю познакомится с историей происхождения данного промысла. Работа с учебником. Беседа по тексту. -Что отличает городецкую роспись от других народных художественных промыслов? -Какие основные узоры Городца? -Какой прием может оживить изображение, сделать его праздничным, нарядным? - Чтобы узнать, как рождается городецкая роспись. Информационный лист. Городецкая роспись. Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской. Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах, новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта расписных изделий и также имел мастерские по росписи дерева. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Основными мотивами городецкой росписи являются цветочные узоры по деревянному фону. Использовали яркие цвета и их оттенки: синий и голубой, красный и розовый, желтый, оранжевый, зеленый и другие. Главными элементами являются розан и купавка, дополняют цветочные узоры бубенчиками, ромашками, розами. Розаны это изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с конем или птицей и сюжетная роспись. Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое. Цветочная композиция с включением мотива «конь» или «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Ответьте на вопросы: -Почему роспись назвали городецкой? -Какие основные композиции изображают в городецкой росписи? -Какие основные элементы росписи? -Какие цвета используются в росписи? | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Высказывают предположения. Рассматривают изделия, отвечают на вопросы. | Беседа Самостоятельная работа Беседа Наглядный | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Информационный лист |
III. Практическая работа учащихся | Научить основным городецкой росписи. | Рассмотрите основные элементы росписи. -Как называются основные элементы городецкой росписи? Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? Ответ: Подмастерья. Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! Этапы городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. - Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «замалевок». - Следующий этап называют «прорисовка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка - Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. | Делают вывод: чтобы стать мастером, надо правильно научиться рисовать элементы росписи. Отрабатывают навыки рисования элементов городецкой росписи на карточках «Элементы городецкой росписи» | Самостоятельная работа учащихся. | Фронтальная Индивидуальная | Карточки-задания «Элементы городецкой росписи» |
IV.Применение знаний. Формирование умений. | Применение знаний и умений в композиционном размещении городецкого узора. | Организация учащихся на самостоятельную работу. -Напоминаю, что мы с вами организовали цех по росписи городецкой посуды. Сейчас каждый из вас изготовит городецкое изделие и распишет его. После окончания работы мы организуем ярмарку по продаже нашей посуды, а чтобы изделия получились разными, вы будете работать по индивидуальному заказу. (Раздаются дифференцированные карточки-задания). В ходе выполнения задания оказывается индивидуальная помощь учащимся. | Учащиеся получают карточки-задания в соответствии с творческими способностями, выполняют данное задание. | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Дифференцированные карточки-задания |
V.Контроль. Анализ результатов | Подведение итогов урока. Эмоциональное завершение урока. | Под мелодии русских народных песен работы учащихся выставляются на доску. - Какая посуда вам нравится больше? Почему? -Вернёмся к целям урока. Все ли цели достигнуты? Тест для контроля знаний по городецкой росписи 1.Городецкая роспись родилась… а) в Москве; б) в Палехе; г) в Поволжье. 2. Городецкая роспись выполняется в ….этапа а) два; б) три; в) четыре. 3. Круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна -это…. а) прорисовка; б) замалёвок; в) оживка. 4. Основные элементы городецкой росписи: а) круги, скобки, точки; б) капли, дуги, штрихи, спирали; в) листья, бутоны, цветы. 5. Цветы в городецкой росписи – это символ… а) благополучия; б) здоровья и процветания; в) богатства. -Ребята, кто заинтересовался городецкой росписью, можете выполнить проект: расписать деревянное изделие, например, ложку, разделочную доску или любое деревянное изделие. На уроке было интересно….. -Мне было сложно…… - Теперь я могу……… -Теперь я хочу…….. | Обсуждение и анализ работ. | Наглядный, словесный (беседа) | Фронтальная | Работы учащихся. . |