СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Государственные символы России. Герб»
Номинация «Конкурс социальных проектов».
Разработчик проекта:
учащаяся МБОУ СОШ № 4
Любченко Ульяна 8 «А» класс
Руководитель проекта:
Кынтикова Юлия Сергеевна,
учитель изобразительного искусства
Серпухов
2017 г
Паспорт. Информационная карта проекта
Руководитель проекта
Кынтикова Юлия Сергеевна, преподаватель изобразительного искусства МБОУ СОШ №4,
Название Проекта
«Государственные символы России. Герб»
Участник проекта
Любченко Ульяна учащаяся 8 «А» класса,
Срок реализации проекта
Сентябрь 2017г.- 10 октября 2017г.
Краткое описание проекта
Направление проекта - формирование гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения через изучение государственной символики РФ и социально-значимую деятельность. Выполнение проекта планировалось в период с сентября 2017г.по октябрь 2017г.
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, обучающихся через изучение государственной символики РФ. Выявить и обосновать художественно – эстетический, творческий потенциал декоративно – прикладного искусства как средства патриотического воспитания.
Познакомить с основными понятиями
-Краткое описание и значение символов герба России
-Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации
-Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец
- Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел - Что означают элементы изображений на гербе России: три короны - Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава - Значение цветов на гербе России - Значение герба Российской Федерации
выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности разработать и экспериментально обосновать дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию.
Основная цель проекта
Цель исследования выявить и обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания.
Задачи проекта
-формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
-популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
-формирование представлений о предназначении государственных символов;
-расширение исторических знаний и представлений обучающихся.
-приобщение учащихся к богатейшему наследию и уникальному опыту прошлых поколений своих соотечественников;
-воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к истории России и ее государственной символике.
-изучить и обобщить теоретический аспект
-выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности разработать и экспериментально обосновать дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию.
Целевая аудитория проекта
обучающиеся 1-9 классов; МБОУ СОШ №4.
Методы и механизмы реализации проекта
I этап: проектный
II этап: практический
III этап: аналитический
Руководитель проекта___________________/Ю.С. Кынтикова
Актуальность, проблема, цель и задачи
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей историей горжусь.
Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливою, Россия, будь!
Актуальность проекта, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать обучающихся добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.
Введение:
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании, от знания символов своей страны нужно идти к правам, интересам, достоинствам личности, к обязанности, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем у молодежи любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов; МБОУ СОШ № 4.
Актуальность проекта – необходимость формирования патриотического сознания подрастающего поколения. Представленный проект привлечет интерес к гражданско-патриотическим и социальным проблемам, позволит учащимся участвовать в их решении, сможет повлиять на формирование патриотических, гражданских и социальных ценностей.
Актуальность проекта состоит в том, что она:
Актуальность проекта, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать обучающихся добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.
Цель проекта: Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, обучающихся через изучение государственной символики РФ. Выявить и обосновать художественно – эстетический, творческий потенциал декоративно – прикладного искусства как средства патриотического воспитания.
Задачи проекта:
формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
формирование представлений о предназначении государственных символов;
расширение исторических знаний и представлений обучающихся.
приобщение учащихся к богатейшему наследию и уникальному опыту прошлых поколений своих соотечественников;
воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к истории России и ее государственной символике.
-изучить и обобщить теоретический аспект
-выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности разработать и экспериментально обосновать дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию.
Место реализации проекта: МБОУ СОШ №4
Основные направления и ценностные основы проекта:
Проект «Государственные символы России. Герб» проводится в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России» и является одной из его составляющих. Он направлен на необходимость изучения истории символов государства, направленного на формирование чувства любви и гордости за свою Родину. История символов России включает в себя не только даты, события, факты, исторические личности – она включает в себя чувства человека, которые он испытывает, глядя на развивающийся флаг, под звуки гимна своей страны. Основным содержанием гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических и культурных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Новизна проекта состоит в том, что она объединяет:
гражданско – патриотическое направление,
декоративно - прикладное направление,
культурно – эстетическое направление
каждое направление тесно связанно между собой, всесторонне раскрывает стороны гражданско-патриотического и духовно - нравственного развития личности гражданина России и учитывает реальные условия. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их подростками.
Теоретическая значимость проекта состоит в оценке результатов новых методов по проблеме гражданско-патриотических, нравственных и духовных ориентиров, в определении оптимальных путей их реализации. Эти результаты могут быть использованы в области социологии и социальной работы для создания новых эффективных путей по социальной адаптации подростков в учебно-воспитательном процессе.
Целесообразность проекта обусловлена социальной значимостью воспитания любви к своему Отечеству и уважения к Малой Родине, через изучение символов России, формированием у учащихся и воспитанников широкого мировоззрения с развитым интеллектом, высоким уровнем знаний, развитием духовной личности с патриотическим сознанием и потребностью творить и совершенствоваться на мероприятиях проекта, учитывающих потребности и возрастные особенности детей.
Основные формы работы:
- экскурсионная работа
- исследовательская работа
- историко - патриотические мероприятия
- культурно- познавательные мероприятия, выставки
- встреча с интересными людьми
-экспозиции к мероприятиям
-просмотр кинохроники, документальных фильмов
-беседа с участниками
- разработка и оформление методических мультимедийных презентаций
-изготовление панно
Ожидаемые результаты:
Программа реализации проекта Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Ожидаемые результаты 1. В учреждении, как в образовательной системе: создание работы по патриотическому воспитанию; обогащение содержания патриотического воспитания; вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе обучающегося: в познавательной сфере: развитие творческих способностей; в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Проектный
Государственные символы - герб, флаг, гимн являются обязательным атрибутом любого суверенного государства. Они - его визитная карточка, отражают национальные особенности, традиции населения.
Поэтому государственным символам страны отводится особая роль в формировании патриотизма и гражданственности. Уровень знаний о них, знание правил размещения государственной символики определяют в определенной степени уровень патриотизма населения.
В ходе социологического опроса обучающихся и взрослых по вопросам знания государственной символов Российской Федерации была выдвинута проблема: не все опрошенные владеют знаниями о государственной символике нашей страны. Как можно считать человека русским, если он не представляет, как выглядит Герб, путает слова Гимна. Цвета или их расположение на государственном флаге Российской федерации, и Флаг считает бесполезным полотнищем?
Любой уважающий себя гражданин Российской Федерации должен знать её Государственные символы и их историю. Герб РФ стоит на важнейших документах, Флаг РФ развевается на официальных зданиях, Гимн РФ звучит на международных спортивных соревнованиях.
2 этап. Практический
План реализации социального проекта
Поиск статей о государственных символах России. Экскурсия в городской музеи Изготовление панно из алмазной мозаики
3 этап. Аналитический
Проект «Изучаем символику своего государства» был отмечен общешкольным советом ученического самоуправления, как нужный, важный, почетный и актуальный для обучающихся общеобразовательного учреждения, поскольку в школе гражданско-патриотическое воспитание – одно из ведущих направлений воспитательной работы.
Разработка сценариев, презентаций для проведения классных часов, внеклассных мероприятий по изучению государственной символики РФ.
Участники проекта постарались представить достоверную картину необходимости формирования патриотического сознания подрастающего поколения. Представленный и частично реализованный проект привлек интерес к гражданско-патриотическим и социальным проблемам, позволил учащимся участвовать в их решении, а также повлиял на формирование патриотических, гражданских и социальных ценностей жизни и культуры современной жизни молодежи. Вскрыл истоки проблемы, привлек внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи и показал, что на долю именно молодого поколения выпала великая честь доказать и словом и делом, что государственную символику нашей страны нужно знать, любить и гордиться так же как и нашей Родиной – большой и малой.
Так как государственные символы Родины – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА

Федеральные законы о государственных символах России:
Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации»;
Указ о Дне государственного флага Российской Федерации;
Указ о Знамени Победы.
Список литературы:
1.Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993.
2.Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М.. 2003.
3.Лакиер. А.Б. русская геральдика. М., 1990.
4. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002.
5.Романовский В.К. Символы российской государственности. М.2002.
6.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» .М., 2004.
7.Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. Справочник школьника. СПб., 2006.
8. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М., 1993.
9 .Интернет-ресурсы
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Проект «Государственная символика России» направлен на необходимость изучения истории символов государства, направленного на формирование чувства любви и гордости за свою Родину. История России включает в себя не только даты, события, факты, исторические личности – она включает в себя чувства человека, которые он испытывает, глядя на развивающийся флаг, под звуки гимна своей страны.

Впервые бело-сине-красный флаг
появился во времена царствования
Алексея Михайловича, отца Петра I
(XVII век). В апреле 1918 года
трёхцветный флаг был заменён
красным полотнищем – флагом СССР.
Лишь 22 августа 1991 года был возвращён прежний бело-сине-красный
флаг.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, совершенство;
Синий – веру, верность и постоянство;
Красный – энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.

Свет добра, величие и силу Сквозь века несла народам Русь. Жизнь моя, любовь моя Россия, Я твоей историей горжусь. Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь. Вечно будь, страна моя, свободной И счастливою, Россия, будь!

Любой уважающий себя гражданин Российской Федерации должен знать её Государственные символы и их историю.
Герб РФ стоит на важнейших документах, Флаг РФ развевается на официальных зданиях, Гимн РФ звучит на международных спортивных соревнованиях.
Как можно считать человека русским, если он не представляет, как выглядит Герб, путает слова Гимна, а Флаг считает бесполезным полотнищем?

Текст Гимна СССР был создан
С. Михалковым ещё в 1940-е годы. Тогда
же А. Александров написал музыку на
эти слова. Гимн просуществовал до 1993
года и на некоторое время был заменён
«Патриотической песней» М. Глинки.
В 2000 году Указом В. Путина был
возвращён гимн на музыку А. Александрова с новым текстом С. Михалкова.
Государственные символы Родины – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц,

отражение многовековой жизни народов нашей страны.
Государственный герб – это
официальная эмблема государства,
изображаемая на печатях, бланках
государственных органов, денежных
знаках и т. д.
Впервые герб с двуглавым орлом
начал использоваться во времена
правления Ивана III (XV век). Изображение орла было заимствовано из
Византии. Золотой цвет орла символизирует
благородство, знатность, богатство, силу.
