Урок подготовки к ЕГЭ в 11 классе «Учимся комментировать проблему текста».
Цель: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ.
научиться понимать проблему текста художественного стиля;
логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.
Задачи урока:
- организация повторения теории написания сочинения-рассуждения ;
- формулирование и комментирование проблемы текста художественного стиля,
- приобретение умений создавать отдельные композиционные части (комментарий проблемы) сочинения по заданному тексту;
- закрепление навыков работы с экзаменационным текстом;
Предполагаемый результат: повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в полном соответствии с новыми критериями оценки.
Оборудование.
Оформление доски. Запись темы урока.
Компьютерная презентация.
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, которые будут учиться вместе с нами писать комментарий к проблеме одного из текстов вариантов ЕГЭ. Мы продолжаем с вами эту работу. Для начала давайте вспомним весь алгоритм работы над сочинением.
СЛАЙД 3.
Сформулировать проблему текста – прокомментировать её – выявить авторскую позицию – сформулировать своё отношение к проблеме и позиции автора.
Таким образом, мы, прежде чем комментировать проблему, должны её сформулировать. На прошлом занятии мы работали с текстом публицистического стиля, а сегодня я хочу предложить вам поработать с художественным текстом. Другой стиль – стиль художественной литературы – изменит ли что-то в нашей работе?
Да, т.к. в художественном тексте проблема и позиция автора будут не очевидными, а скрытыми, мы должны будем их сформулировать сами.
- Давайте вспомним алгоритм работы над комментарием проблемы.
СЛАЙД 4
Пример1 – его пояснение – пример2 – его пояснение – определение связи между примерами, а также между примерами и проблемой.
- Что ещё важно помнить в работе над комментарием?
СЛАЙД 7
Мы говорим о том, что делает автор.
-Верно. Какие виды связи между примерами в тексте возможны?
СЛАЙДЫ 9-12
Противопоставления, сопоставления, дополнения, пояснения, причинно-следственные связи.
- Спасибо. Вы сегодня будете и авторами, и экспертами при прослушивании комментариев других групп. Поэтому за работу вы получите по две оценки: первая – за устную работу, вторая – за написанное сочинение по художественному тексту. Домашним заданием будет закончить сочинение по алгоритму.
Итак, давайте обратимся к 15 варианту ЕГЭ на странице 136 и прочитаем текст. В процессе чтения, как всегда думаем над проблемами.
Чтение текста.
- Какие проблемы вы увидели в данном тексте?
1.проблема патриотизма и героизма в годы войны;
2. проблема поведения людей в минуты опасности;
3. проблема роли поэзии в годы войны.
- Хорошо! Нам необходимы два примера для комментария.
Это образы Льва Никольского и Петра Данилова.
- Я предлагаю вам поработать в группах по рядам, взяв разные проблемы. Посмотрим, какие связи между примерами вы увидите и отразите в своих сочинениях.
Работа над комментарием к проблеме – 15-20 минут.
Представление фрагментов сочинения группами
и анализ экспертами – 10-15 минут.
Молодцы! Сегодня вы активно поработали, особенно мне хочется поблагодарить за работу _______________________________________________________________________
Дома заканчиваем сочинение по данному тексту.
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
Алгоритм комментария | Оценка, замечания |
1-й пример | |
Пояснение к 1-ому примеру | |
2-й пример | |
Пояснение ко 2-му примеру | |
Вид смысловой связи между примерами | |
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
Алгоритм комментария | Группа, оценка, замечания | Группа, оценка, замечания |
1-й пример | | |
Пояснение к 1-ому примеру | | |
2-й пример | | |
Пояснение ко 2-ому примеру | | |
Вид смысловой связи между примерами | | |