СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я и моя будущая профессия»    Классный час по профориентации для 9 класса.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я и моя будущая профессия»    Классный час по профориентации для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
««Я и моя будущая профессия»    Классный час по профориентации для 9 класса.»















Классный час по профориентации

для учащихся 9-го класса

«В поисках будущей профессии»

























Улан- Удэ

2018

Пояснительная записка к классному часу по профориентационной работе

 Для учащихся 9-го класса по теме «Я и моя будущая профессия»

Учитель-Малтугуева С.А.


          В 9 классе, в котором я являюсь классным руководителем,  учится 6 учащихся, из них 2 мальчиков, 4 девочек. Одна девочка имеют высокую учебную мотивацию, 5 –ро низкую. Отличников и хорошистов нет. В 2017-2018 учебном году я продолжила профориентационную работу с классом. Запланированы и проведены классные часы по данному вопросу с психологом Центра, состоялось родительское собрание совместно с девятиклассниками. Проведённая работа показала, что 4 ребенка из класса планируют продолжить своё образование в средне-специальных учебных заведениях, остальные пойдут в 10 класс. Результаты анкетирования говорят о том, что большая половина класса ещё не определили свою будущую профессию. Поэтому разработанный классный час направлен на оказание помощи старшеклассникам в вопросе выбора будущей профессии. Разрабатывая и проводя классный час, я попыталась показать разнообразный мир профессий, рассказать о факторах, влияющих на выбор профессии, познакомила с типологией и различными характеристиками профессий, дала некоторые советы и рекомендации по данной теме.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная



Цель классного часа: сформировать представление  о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями  личности.



Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 40 мин.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Информационный блок (с элементами беседы, теста).

3. Практический блок (с проблемной ситуацией).

4. Заключительная беседа

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим очередной наш классный час на тему: «Выбор профессии»

Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова :

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека Древнеримский философ.



Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? В презентации мы видим написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак. Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Должность - это место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

А сейчас, пройдем психологический тест

 «Тестирование с геометрическими фигурами»

Используя геометрические фигуры –треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. На выполнение дается 30 секунд. Подсчитать количество треугольников.

1 тип. 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству.

2 тип. 5 треугольников – хорошие организаторские способности, ответственный исполнитель.

3 тип 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов, склонность к индивидуальной работе.

4 тип. 3 треугольника – тип ученого, объективен, рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

5 тип. 2 треугольника - интерес к искусству и человеку, тонко чувствует все новое и необычное.

6 тип. 1 треугольник –изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым  воображением.

А вы знаете ребята, что существует специальная формула правильного выбора профессии? Я открою вам секрет: если сложить три слова, «хочу», «могу» и «надо».

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(ученики, читают тексты из презентации.)

ребенок1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

ребенок 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

ребенок3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).


В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с объектами, явлениями живой и неживой природы. Профессии  этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий, наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов.

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

2 тип: человек-техника. Профессии  этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление, пространственное представление, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость. Это могут быть пилоты, матросы, водители, электромонтеры, слесари, механики, использующие технические устройства.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.



3 тип: человек-человек. Профессии  этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей, проявлять выдержку, речевые способности. Для этих профессий предметом является другой человек, а деятельностью - необходимость общения с другими людьми.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

4 тип: человек - знаковая система. Профессии  этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию, усидчивость. У людей этих профессий должно быть хорошо развито абстрактное мышление. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист, бухгалтер, ученые, лаборанты и др.

5 тип: человек - художественный образ. Профессии  этого типа предполагают художественный вкус, высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение. Это люди живого образного мышления, имеют художественную фантазию. Это художники, писатели, дизайнеры и др.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, дизайнеры, литературный работник.

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Сейчас ребята давайте составим синквейн. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка- три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из трех-четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Например:

Учитель

Трудолюбивый, знающий

Помогает, учит, поощеряет

Учитель нужный человек

Творец


Ребята, наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и прошу вас ответить на три вопроса: «Я узнал...», «Мне понравилось…», «Мне было интересно…»