«Я помню! Я горжусь!»
(назначение разработки: воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, уважения к истории своей страны). 5 класс
Цель: воспитание чувства долга, патриотизма, уважения к истории своей страны.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях, о героях Великой Отечественной войны;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению;
Развивающая: развивать мышление, внимание, память; коммуникативные навыки.
Оборудование: музыкальные произведения на военную тематику (фонограмма), музыкальный центр, мультимедиапроектор, компьютер, таблички с названием команд, эмблемы и названия команд, доска, мел, листочки, ручки.
План проведения мероприятия:
1.Вступительная часть.
2.Конкурсные задания (викторина).
3.Супер-игра.
4.Заключение.
Ход мероприятия.
I. Вступительная часть. (Презентация, слайд № 1)
Звучит музыка “Священная война” (первый куплет + припев)
Фашистская Германия после оккупации многих стран Европы подняла меч против Советского Союза.22 июня 1941 года фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Советский народ мужественно, с глубокой верой в правоту своего дела, встретил это трудное испытание. Вся страна превратилась в единый и нерушимый боевой лагерь, самоотверженно поддерживающий свою армию в ее героической борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Не остался в стороне в эти тяжелые годы и Шатковский район. Вечером 22 июня колхозники села Красный Бор собрались на митинг. Говорили горячо, возмущаясь вероломством фашистов, с которыми был заключен пакт о ненападении. В резолюции митинга красноборцы записали: «Будем трудиться, не жалея сил, во имя победы над коварным врагом. Защитим завоевания Октября!»(слайд №2). Такие митинги проходили повсеместно. Народ горел желанием выполнить свой конституционный долг, защитить Родину. Еще до объявления мобилизации, сотни заявлений поступили в военкомат. Вот одно из них: «В момент смертельной опасности для СССР не могу более оставаться в тылу. Прошу призвать в Красную Армию», - писал Винокуров – молодой колхозник из Кержемка, только что закончивший медицинский техникум. На фронт рвались подростки. Секретарь комсомольской организации Смирновской средней школы Клюев в своем заявлении написал: «Хочу быстро пойти в бой, хотя мне еще рановато, но я своих воинов-товарищей не подведу». И уходили сельчане, пустели села, редели бригады и звенья. Только 23 и 24 июня 1941 года ушли на фронт 27 механизаторов Шатковской МТС, 15 – из Смирновской, более тысячи ездовых, бригадиров, животноводов. Через железнодорожную станцию Шатки день и ночь мчались эшелоны с людьми и техникой, держа путь к местам боевых действий. Из Шатковского района уехало воевать 10647 человек, в основном, это были мужчины. Вернулись домой немногие (слайд №3).
Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Прошло 70 лет со времени окончания войны, но боль утрат не угасла до сих пор в сердцах живущих. Вы, молодое поколение, должны чтить память погибших, не забывать тех, кто остался на полях сражений. Быть преданными своей Родине.
Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон. И сегодня наше мероприятие посвящается памяти павших.
Эта память, верьте, люди,
Всей Земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Эта память всей Земле нужна!(слайд № 4)
(Музыка смолкает)
Учитель: Ребята, нам предстоит встретиться еще раз со знакомыми произведениями литературы, музыки о войне, соприкоснуться с некоторыми историческими военными событиями. Только воспоминания будут представлены в виде викторины «Я помню! Я горжусь!» (слайд № 5). Приглашаю вас принять участие в викторине. У нас будет две команды. Выберите по жребию один из символов. Определились команды-участницы нашего конкурса. Принадлежность к той или иной команде определили выбранные вами символы – эмблемы команд – салют, гвоздика. Прошу выйти сюда командиров команд и вытянуть бумажку с названием команды.
Мы начинаем конкурс. Во время викторины отвечающие получают звезды за правильные ответы (кто быстрее, правильнее). В заключении подсчитываются количество звезд и команда-победитель участвует в супер-игре. Разрешите представить жюри конкурса.
II. Конкурсные задания.
1.Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны? (1941-1945 гг.) (слайд № 6)
2.Назовите фамилии этих людей? (Жуков Георгий Константинович, Рокоссовский Константин Константинович, Конев Иван Степанович) (слайды № 7- № 10)
3. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны?(слайд №11)
Жуков Г.К.
Конев И.С.
Сталин И.В.(слайд №12)
Ворошилов К.Е.
Рокоссовский К.К.
4. Назовите названия памятников и мемориалов Великой Отечественной войны, изображенных далее? Где они находятся? (слайд №13 -№23)
- Памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. (Германия.Берлин)
- Могила Неизвестному солдату у кремлевской стены. (Москва)
- Мемориал “Родина- мать” на Мамаевом кургане. ( Волгоград)
- Мемориальный комплекс защитникам Брестской крепости.( Брест)
- Главный монумент мемориального комплекса в Брестской крепости “Защитник Цитадели”.
- Мемориальный комплекс Хатынь. Центральный монумент. (Белоруссия)
5.Какой из перечисленных городов-героев не носит этого почетного звания?
Смоленск, Тула, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Киев, Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь, Иркутск, Минск, Керчь (слайд № 24).
6. Кто это? (Адольф Гитлер) (слайд № 25)
7. Что означает этот символ? (Свастика фашистов) (слайд № 26)
8. Какое из перечисленных сражений не происходило в годы Великой Отечественной войны? (слайд № 27)
Сражение на Курской дуге
Оборона Брестской крепости
Битва за Днепр
Битва за Кавказ
Сталинградская битва
Битва за Москву
Сражение за Смоленск и Киев
Куликовская битва
Оборона Одессы и Севастополя
Битва за Берлин
Оборона Ленинграда
9. Назовите имена и фамилии пионеров – героев, изображенных далее? (слайды № 28-29)
- Леня Голиков
- Валя Котик
- Марат Казей
- Зина Портнова.
10. Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды, движения для борьбы с захватчиками? (Партизаны) (слайды № 30 - №31)
11.Как называлось сооружение, вырытое в земле партизанами? (Землянка) (слайды № 32-№ 33)
12.Как назывались полевые сооружения, служащие огневыми позициями и укрытиями солдат и боевой техники? (Окопы, траншеи, дзоты) (слайды № 34- № 36)
13.Какая военная техника представлена далее? (Пулемет “Максим”, танк Т-34, миномет, гаубица) (слайды №37-№41)
14.Какой советский самолет в годы войны называли “летающим танком”? (Ан-2) (слайды № 42 - №43)
15.Для чего использовались эти сооружения? (Противотанковые ежи) (слайды № 44- № 45)
16.Какое событие Великой Отечественной войны изображено на фотографиях? (Блокада Ленинграда) (слайды № 46- № 50)
17.Какое количество хлеба выдавалось на ребенка в день во время блокады? (слайд № 51)
50 грамм
125 грамм
1 килограмм
20 грамм
2 килограмма 100 грамм
18.Назовите, какие события Великой Отечественной войны изображены? (слайды № 52- №55)
- взятие Рейхстага;
- победа 1945 г.;
- парад на Красной площади.
19.Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве? (Жуков Георгий Константинович) ( слайды № 56-№58)
III.СУПЕР-ИГРА
Учитель: В супер-игру со мной сыграет команда, набравшая большее количество звезд. Команде задаются вопросы. Команда не имеет права ошибаться. Если ошибается, то супер-игра проиграна.
1 конкурс: «ЛИТЕРАТУРА ОГНЕННЫХ ЛЕТ»
Учитель:Вы непременно читали произведения о войне, и я уверена, помните многие из них. Вам предлагается вспомнить творчество поэтов и писателей, посвятивших свои произведения героической теме Великой Отечественной войны. Если команда готова отвечать, то командир поднимает табличку.
2 конкурс: «ЭХО ФРОНТОВОЙ ПЕСНИ»
Учитель: Есть такая пословица: “Когда гремят пушки, музы молчат”.
В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Но в это страшное время на передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!Пели под баян и гитару. Вспомним же военную песенную хронику. Сейчас будет звучать мелодия из песен. Вы должны вспомнить правильное название песни или строчку из неё.
3 конкурс: “ФРОНТОВЫЕ ЧАСТУШКИ”
Учитель: Вместе с песней помогала нашему солдату шутка. Помните у А. Твардовского?
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой!
А где шутка, там и частушка.
Представьте, что вы фронтовые артисты и вам нужно порадовать солдат своим искусством.
Команде выдаются тексты частушек. На подготовку своего выступления вам дается 1 минута.
Ой, гармонь, моя гармонь,
Только пальцем кнопку тронь!
Под веселую гармонь
По захватчикам – огонь!
А наш дедушка Тарас
Промахнулся в этот раз:
Из ружья попал фашисту
Не в живот, а в левый глаз!
Фон дер Дран развесил уши,
Разевает в страхе рот,
Эта русская “Катюша”
Упокой ему несет.
Эх, яблочко,
Да щечки красные,
Будем русскую плясать
На берлинской трассе мы!
Картошка цветёт –
Осыпается!
А как немцы бегут –
Спотыкаются!
Веселей давай, девчата,
Подзадоривай солдат.
Немцев пусть из автоматов
Отправляют прямо в ад!
На столе стоит стакан,
А в стакане каша,
Сколько Гитлер ни воюет,
А победа наша!
Ты гуди, гуди, машинушка,
Дороженька, гуди,
Привези-ка наших милых
С орденами на груди.
Немец шёл в Россию прямо,
Из России – косяком!
Шёл в Россию он обутый,
Из России – босиком!
Учитель: Благодарим наших замечательных артистов. Здорово, что фронтовые песни не смолкают и сегодня.
IV. Заключение (на фоне музыки). Звучит песня группы Любэ “Давай за…” (слайд № 59)
Учитель: Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу народа в Великой Отечественной войнесуждено остаться в истории.Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, кто еще с нами.Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
9 мая 2015 года вся страна торжественно отмечает славный юбилей – 70-летие Великой Победы. Какое это счастье – мир, когда люди могут спокойно жить, радоваться жизни. Пусть мы никогда не узнаем ужаса войны. Пусть всегда торжествует мир на Земле. Пусть всегда над нами безоблачное небо и яркое, светлое солнце.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. Пускай всегда годину ту На память нам приводит И первый снег, и рожь в цвету, Когда под ветром ходит. | И каждый дом, и каждый сад В ряду – большой и малый. И дня восход и дня закат Над тёмным лесом – алый. Пускай во всём, чем жизнь полна, Во всём, что сердцу мило, Нам будет памятка дана О том, что в мире было. Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье! |
А сейчас мы наградим команды. Благодарность всем, кто принял участие в нашем мероприятии. Желаю вам всем счастья, добра, а главное – мира!
Литература
1.Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1., Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
2.Пазникова Т.А. Частушечный спектакль “Распроклятая война”. // Чем развлечь гостей. – 2007.
3.CD-диск “Праздничный календарь с музыкальным приложением”, Волгоград, издательство “Учитель”, 2008.
4. В.Ф. Карпенко «Земля Шатковская. Прошлое и настоящее», Арзамас, 2004г
5.В.П. Винидиктова «Люди земли Шатковской», Арзамас, 2008г