ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г.о.НАЛЬЧИК
360009 тел.: (8662) 91-16-19
КБР, г. Нальчик, ул. Тимирязева, 7 91-17-29


Доклад
Игровые технологии на уроках русского языка в условиях поликультурного образования
Бленаова З.А.,
учитель русского языка литературы
Нальчик
2016 – 2017 учебный год
«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.»
А.С. Макаренко
Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.
Работая в поликультурной среде, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, мотивационные и поведенческие особенности, нужно осознавать, что первоначальной задачей для учителя должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по предметам, то есть повысят познавательный интерес учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность
Я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. У учащихся развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок-путешествие в Страну Русского Языка с использованием игровых технологий был проведен в 7–ом «А» классе в начале учебного года.
В 7-м «Б» классе Морское путешествие по теме «Причастие».
Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. На уроках русского языка в 7– х и 8 –х классах я использую игры «Переводчик», «Найди пару», Диктант-шутка, кроссворды и некоторые другие.
• Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
Занимательная фразеология
Учитель засекает время (2—3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.
Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...
• Диктант - шутка
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
• Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
В Архангельске - живут (архангелогородцы),
в Брянске - … (брянцы),
во Владивостоке - … (владивостокцы),
в Костроме - … (костромичи),
в Курске - … (куряне),
в Магадане - … (магаданцы),
в Омске - … (омичи),
в Орле - …(орловцы),
в Пензе - … (пензяки),
в Перми - … (пермяки),
в Петропавловске – Камчатском - … (петропавловцы),
в Пскове - … (псковичи),
в Ростове-на-Дону - … (ростовчане),
в Смоленске - … (смоляне),
в Томске - … (томичи),
в Туле - … (туляки),
в Устюге - … (устюжане),
в Уфе - … (уфимцы),
в Чебоксарах - … (чебоксарцы),
в Якутске - … (якутяне).
• Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
• Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА Ответ: вода, сахар
• Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
• Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА-________________
ИПЬРТПЕИР - ________________
ЭПВФСФПЕ - ________________
ВЮЛГВДЛАЮ - _______________
ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________
ОАСАОТАЛО-________________
ГЦИДВГЦЫД! - _______________
Ответ: Будьте всегда счастливы! •
Литература
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970.
Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.
Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988.
Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М: РПА, 1996.
Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.
Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.
Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 1996.-№ 5.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. – 1992 - № 11.
Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.