СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры, способствующие сплочению детского коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой картотеку игр, способствующих сплочению детского коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Игры, способствующие сплочению детского коллектива»

Игры, способствующие сплочению детского коллектива

«Рукопожатие»

Эта игра физически сближает учащихся друг с другом и вносит в работу элемент дружеских отношений. Она помогает снять напряжение в аудитории за счет прикосновения участников друг к другу.

Ход упражнения: предложите участникам встать со своих мест, пройтись по комнате определенное количество времени и пожать руки как можно большему числу участников, говоря при этом простые слова: «Привет! Как дела?». Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, нельзя освобождать свою руку до тех пор, пока другой рукой не начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, надо непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Эта игра мобилизует внимание учащихся, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт - левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

«Клубок ниток»

Ведущий пускает по кругу клубок толстых ниток или пряжи. Получая клубок в руки, ребенок должен назвать свое имя и сказать несколько слов о себе. Потом клубок передается дальше, можно не обязательно соседу по кругу. Когда все представились, получится очень интересная фигура из нити, где все участники объединены вместе.

«Мяч по кругу»

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он громко называет свое имя, кидает мяч другому, а руки прячет за спину. Это значит, что у него мяч уже побывал и ему больше кидать нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучит имя каждого. После этого игра начинается сначала при одном условии, что мячик нужно будет кинуть тому же человеку, назвав его по имени. Игру можно повторить несколько раз. Причем для интереса взять два мяча или пустить мячик в обратном порядке.

«Покрывало»

Участники делятся на две команды. Ведущий со своим помощником берут одеяло и перегораживают им часть комнаты. Команды располагаются по обе стороны покрывала так, чтобы участники не видели своих противников. Из каждой команды по одному молча подсаживаются на корточках к покрывалу. В это время надо покрывало резко опустить вниз. Участники должны назвать имя друг друга. Тот, кто назовет имя соперника первым, забирает его в свою команду. Выигрывает та команда, в которой будет большее количество человек на момент остановки игры.

«Трамвайчик»

Участники игры сидят на стульях, расставленных по кругу. Есть один лишний стул, который находится рядом с ведущим. Ведущий пересаживается на пустой стул и произносит слова: «А я еду». Сидящий рядом с ведущим игрок пересаживается на освободившийся стул и произносит слова: «А я тоже». Следующий (третий человек) пересаживается на свободный стул и произносит: «А я зайцем!». Четвертый участник произносит фразу: «А я с...», называя имя любого играющего. Игрок, чье имя произнесли, пересаживается на свободное место.

Игру продолжает тот, рядом с которым справа освобождается место.

«Паровозик знакомств»

Сначала тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая: «Чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому играющему со словами «Паровозик «чух-чух-чух», протянет руку для пожатия и назовет свое имя. Тот, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый - его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном», который стоит у него за спиной и обеими руками придерживает за талию, продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому другому человеку со словами «Паровозик «чух-чух-чух»», протягивает для пожатия руку, называет свое имя и имя своих «вагонов». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не включатся все ребята. Если «паровозик» сломается, то есть кто-то из детей забудет имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала.

Повторяем песню несколько раз и последовательно заменяем каждое слово на «ля-ля-ля» и показываем только движения. Играть до тех пор, пока все слова будут заменены.

«Муравей на книге»

Участники сидят спокойно за столом. Перед ними лежат книги. По команде учителя они закрывают глаза и проделывают следующее:

— ощупывают контуры книги;

- проводят пальцами по обложке книги.

Затем учитель рассказывает историю. Дети соответственно данной истории с закрытыми глазами ощупывают пальцами книгу.

Чтение рассказа ведущим. Муравей перелезает через угол книги. Он осматривает и обдумывает, куда бы ему сейчас направиться, и быстро пробегает три шага вперед. Он снова останавливается, осматривается и бежит пять шагов вперед, чтобы потом снова остановиться. Взгляд налево, взгляд направо, и снова бежит, но уже к другому углу книги.

Там он замедляет свой шаг и идет очень спокойно вдоль внешнего края книги. Подойдя к следующему углу книги и осмотрев противоположную сторону, он разворачивается, бегло осматривает край книги и бежит обратно.

Это должно быть очень интересно, думает он, пройтись по самому краю книги прямо до следующего угла! Взволнованно вытягивает он одну ногу, потом вторую и начинает маршировать.

На следующем углу он начинает маршировать, поворачивается два раза вокруг себя и спешно бежит в середину. Там он поднимается на задние лапки и смотрит вверх. Потом, слегка приплясывая, ложится в уголок и засыпает.

«Ладошки»

Участники сидят в кругу, их руки находятся на коленях своих соседей справа и слева так, чтобы получалось перекрестие рук. Игроки начинают хлопать по очереди друг друга по коленям так, чтобы этот процесс шел строго по очереди в кругу. Кто ошибся, убирает свою ладошку. Кто же будет самым внимательным?

«Почта»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий - в середине круга. По его выбору кто-то из детей произносит фразу: «Я передаю письмо...» (и называет имя одного из детей, стоящих в круге). После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Ведущий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится ведущим, а прежний занимает его место и получает право передать письмо.

«Курочка»

Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер, так как перед началом игры все должны в кругу перемешаться. Ведущий стоит в центре круга, у него тоже есть свой номер. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами «Куда? Куда?» и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.

«Фигуры»

Все встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Веду­щий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник..., квадрат..., ромб...» и т. д. Как вариант можно предложить перестроиться из круга, не держась за руки, в любую геометрическую фигуру, или букву, или птичий клин.

«Монетка»

Все делятся на пары. Один человек должен попасть пальцем в монетку, которая лежит на столе, но глаза у него закрыты. Помогает ему «поводырь»: он берет «слепого» за другую руку, водит ее вправо - влево, вниз - вверх, как бы сам пытаясь чужим пальцем дотронуться до монеты. «Слепой» должен хорошо чувствовать подсказки «поводыря» и другой рукой повторять все движения, пока пальцем не уткнется в монетку. Потом пары меняются ролями.

Спросите у участников:

— Как вы чувствовали себя «слепыми»?

- А как - «поводырями»?

Должен получиться интересный разговор. В этом упражнении участники переживают и чувствуют ответственность за других.

«Строим мост»

Предложите детям построить мост. Каждая команда должна построить половину моста. В конце игры обе половинки будут

соединены и мост будет готов. Есть возможность пронаблюдать, насколько дети могут работать в команде, кто берет на себя лидерство, как дети строят свою работу, могут ли решать возникающие конфликты и доводить дело до конца.

Материалы: цветная и белая бумага, картон, линейки, клей, скотч - одинаковое количество каждой группе.

Инструкция: команды должны работать в различных местах и не общаться. Обсуждение может происходить только между представителями от каждой команды. Представители могут встречаться на нейтральной территории максимум на три минуты. Всего может быть не более трех встреч. Когда представитель одной команды решит встретиться с представителем другой команды, ему следует обратиться к наблюдателю, проводящему игру, и сообщить о своем решении.

Качество моста будет оцениваться по его устойчивости, красоте и творческому подходу к его созданию. Мост должен выдержать какой-то обговоренный заранее предмет, положенный на место соединения половинок моста.

«Ковер мира»

Эта игра предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров, слез, заменив их обсуждением назревших проблем.

Материалы: кусок ткани размером 90 на 150 сантиметров или платок, плед, несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: сядьте в круг. Можете ли вы сказать, о чем иногда спорите друг с другом? О чем вы спорите с товарищами в школе? Как вы чувствуете себя после спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?

Я принесла небольшой кусочек ткани, который может стать нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед, а на него книгу с красивыми картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте, что Игорь и Коля хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они сядут на наш «ковер мира», а я рядом, чтобы помочь им решить эту проблему, если будет необходима моя помощь. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. У кого есть предложения, как можно поступить?

После обсуждения предложите детям написать на «ковре мира» имена всех ребят класса и украсить его.

Всякий раз, когда разгорится спор, можно будет использовать «ковер мира» для разрешения возникшего конфликта. Со временем дети смогут применять «ковер мира» и решать назревшие проблемы без помощи посторонних.

«Алфавит»

Чем чаще ваши ребята могут иметь опыт совместной работы, тем сплоченнее будет коллектив класса. Предлагайте им для этого различные задания. Например, такое.

Задание: сложить совместно весь алфавит от А до Я. Каждый получает по листку бумаги и должен написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если этого не получается с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока задание не будет выполнено. Задание можно выполнять молча.

Признаками организованности группы как коллектива считаются качество, скорость выполнения задания и характер работы.

Характер работы оценивается по системе следующих признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности:

- возникновение в процессе работы органа самоуправления, координирующего работу всех членов коллектива, и определенной структуры их соподчинения;

- отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов системе межличностных отношений;

- строгая дисциплина;

- высокая деловая активность всех участников;

- проявление инициативы и творчества в процессе работы всеми участниками;

- демонстрация единства мнений и действий по существенным вопросам на всех этапах работы.