Игра «Голоса в голове» на уроке истории
Ниже представлен пример использования игры «Голоса в голове» на уроке истории.
Место урока в образовательном процессе:
Класс: 8
Предмет: История России
Тема урока: А что было бы, если бы …
Тип урока: урок-рефлексия
Вид урока: урок-игра
Данный метод можно использовать на этапе включения знаний в систему знаний, если речь идёт об уроке открытия нового знания, или на этапах мотивации и актуализации знаний и умений обучающихся, установить уровень владения обучающимися метапредметных УУД. В последнем случае исторические знания выступают в качестве средства обучения. В целом применение данного метода зависит от целей, которые учитель ставить перед собой.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Будут владеть содержанием исторического знания по темам: внутренняя, внешняя политика Павла I, оценка деятельности Павла I в отечественной истории (П-1) | Познавательные: - будут устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми событиями (Поз. – 1); - будут анализировать полученную информацию (Поз. – 2); Коммуникативные: - будут учитывать разные точки зрения по исследуемому вопросу (К-1); - будут рассуждать и выстраивать диалог с сверстниками (К-2); - будут выражать свои мыли, аргументировать их (К-3) Регулятивные: - будут владеть основами самоконтроля, целеполагания (Р-1) | Будут сохранять интерес к учебной деятельности, учебному предмету (Л-1) |
Игровая цель (в зависимости от роли):
- Вы Павел I и ваша задача выбрать союзника на международной арене, чтобы выстроить внешнеполитический курс государства.
- Вы М.И. Кутузов и ваша задача повлиять на ход событий, исходя из ваших интересов.
- Вы А.В. Суворов и ваша задача повлиять на ход событий, исходя из ваших интересов.
- Вы Наполеон и ваша задача убедить Павла I заключить с вами политический/ военно-политический союз.
- Вы Георг III и ваша задача убедить Павла I не выходить из антифранцузской коалиции.
- Вы представители дворянского сословия в России и ваша задача обеспечить внешнеполитический курс, выгодный для вас.
Образовательная цель: оценить уровень владения обучающимися метапредметными УУД (Поз. –1,2, К-1,2,3, Р-1).
Роли в игре
Павел I
Дворяне
М.И. Кутузов
А.В. Суворов
Наполеон Бонапарт
Георг III
Динамика игры
Динамика заключается в принятии стратегически важных решений, влияющих на курс внешней политики Российской империи, её положение в миропорядке конца XVIII начале XIX вв.
Вовлечение обучающихся в игру:
- Игрокам необходимо определить своё место в истории XVIII в.
Продолжение игры, конфликт:
- Игрокам необходимо убедить «российского императора» в принятии их точки зрения как наиболее выгодной/ приемлемой/ необходимой для процветания/благополучия/ жизни страны, используя известные им методы ведения переговоров.
Механика игры
Игроки берут на себя выше обозначенные роли.
Игроку, исполняющему роль Павла I, предстоит сделать нелёгкий выбор: изменить или оставить прежним внешнеполитический курс Российской империи.
Задача «голосов», звучащих от лица Наполеона Бонапарта, Георга III и российских дворян, Кутузова и Суворова убедить Павла I в необходимости принятия решения в пользу Франции, Англии, российского дворянства или же вовсе принять сторону полководцев. Возможны и самостоятельные решения Павла I.
Особенности сеттинга и физических компонентов игры зависят от учителя.
Учитель и обучающиеся могут добавлять новые роли, так роли Суворова и Кутузова появились благодаря инициативе обучающихся.
Правила игры
Правила игры раскрываются участникам предварительно. Игра состоит из четырёх этапов:
Первый этап – распределение ролей, знакомство с игровой целью и задачами в зависимости от выбранной роли.
Второй этап – игроки, исполняющие роли Наполеона, Георга III и российских дворян высказывают по очереди свои позиции, аргументируют их, стараясь убедить игрока, исполняющего роль Павла I, в истинности именно своей позиции. Т.е. между ними происходят дебаты. Участникам во время дебатов не запрещается действовать в интересах друг друга или же стараться только для своего блага.
Во время дебатов игрок, представляющий российского императора, сохраняет молчание, анализирует аргументы других лиц и делает выводы, возможно, на основе аргументов противоборствующих сил игрок разработает свой (особенный) путь развития внешней политики.
Третий этап – игрок, исполняющий роль Павла I, оглашает своё решение.
Четвёртый этап – завершение игры, проведение рефлексии.