СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как один из видов детской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра как один из видов детской деятельности»

Игра – это один из видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игровая деятельности нашла свое отражение, как в философской, так и в психолого – педагогической литературе (Г. Гессе, Ф. Шиллер, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В философском контексте игра есть форма свободного самовыражения человека, который предполагает реальную открытость мира возможного и развертывается в виде представления, исполнения смыслов, состояний.

В кратком психологическом словаре игра определена как форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношения, характерных для данного вида деятельности.

Л.С. Выготский определяет игру, как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально – координированную деятельность, психологическая природа которой идентична психологии труда.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф. А. Фрадкина, Н. Я. Михаиленко, З. В. Заворыгина, С. Л. Новоселова, Н. Н. Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, т.е. в предметной деятельности зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игра с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушка, связанные с их физическими свойствами. Мотив такой предметно – игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно – игровые действия характерны для ребенка от 5-6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Во второй половине второго года жизни ребенок переходит к сюжетно – отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщается, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переход к другому игровому действию.

В сюжетно - отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии».

На 3 году жизни развивается взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу – места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам: ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимают игрушку и пр.

Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ее Л. С. Выготский. А. П. Усова называла объединение детей, возникающие по их инициативе в самостоятельной игре, «детским обществом».

Детское общество формируется на основе интереса к определенному игровому замыслу, а также симпатии к сверстникам. В некоторых случаях то и другое может совпадать стабильность и длительность существования более характерна для малых игровых объединений.

В игре ребенок приобретает способность взаимодействовать с другими детьми, усваивает правила этого взаимодействия, опят взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их со сверстниками. В этом заключается одна из основных специфических развивающих функций сюжетно – ролевой игры.

Свобода и самостоятельность ребенка в игре зависит от того, насколько он владеет способами игровой деятельности и способами построения взаимоотношений со сверстниками. Полноценная игра, удовлетворяющая потребности ребенка, складывается очень медленно, если это происходит вне педагогического влияния. В самостоятельной игре способы игровой деятельности и способы общения слиты воедино, и нередко трудно понять, почему ребята, стремящиеся к доброжелательным контактам остаются за пределами детского общества, а проявляющие склонность всегда быть главными, подавляющие желание других, не только оказываются в центре этого общества, но и руководят им, пользуются неограниченными правами.

Общение является важнейшим средством налаживания и товарищеских отношений в игре. «Действовать вместе с другим ребенком – это не так просто в возрасте 3, 4 и даже 6 лет - писала А. П. Усова. – И хотя распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывает, нужен еще язык общения…».

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки:

  1. ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы – заместители в соответствии с их игровым значением;

  2. усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

  3. действия обобщаются и отделяются от предмета;

  4. ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого.