На конкурс
«Школа без наркотиков»
Номинация: «Методические разработки»
Внеклассное мероприятие по биологии
для учащихся 7- 8 классов:
Разработала
учитель географии и биологии
высшей кв. категории
МОУ Цильнинской средней школы
МО «Цильнинский район»
Ульяновской области
Мулендеева
Наталья Геннадиевна
Внеклассное мероприятие по биологии
в МОУ Цильнинской средней школе
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
для учащихся 7- 8 классов.
Форма проведения: Игра – соревнование
« Мы - за Здоровье и здоровый образ жизни!»
Цель:
Мотивировать детей к более тщательному изучению предмета, наглядно продемонстрировать значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания о строении организма человека, о вреде наркотиков, алкоголя, курения. Прививать понятие о здоровом образе жизни.
Развивающая:
Умение использовать санитарно – гигиенические знания на практике на благо общества и каждого человека.
Развитие умения ориентироваться в терминах, объяснять смысл и суть пословиц и поговорок о вредных привычках, дискуссировать на тему.
Воспитательная:
Умение работать согласованно в группе.
Умение находить единственно правильное решение в сложной ситуации.
Воспитание негативного отношения к наркотикам, алкоголю, курению.
Подготовительный этап: Готовясь к мероприятию, подготовили фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложила учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «-».
Анкета. Алкоголь. Сигареты. Наркотики:
Поднимают настроение.
Придают уверенность.
Способствуют общению.
Избавляют от скуки.
Утрачивают контроль над поступками.
Укорачивают жизнь.
Ведут к тяжелым болезням.
Ослабляют потомство.
Наносят вред семье, обществу, государству.
Дают чувство свободы.
Способствуют взрослению.
Оформление класса:
Русские народные пословицы:
Жизнь дана на добрые дела.
Какую дружбу заведешь – такую и жизнь поведешь.
Век живи – век трудись, а трудясь – век учись.
Любой жует, да не любой живет.
Здоровье – всему голова.
Здоровая душа в здоровом теле.
Здоровье дороже денег.
Здоровье не купишь.
Наше счастье в наших руках.
Счастье не ищут, а делают.
Ученые о здоровье:
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.) |
Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.) |
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.) |
|
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский) |
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И. Брехман -основатель валеологии.) |
Ход мероприятия:
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!
Каким должен быть человек, чтобы стать здоровым, куда можно обратиться за своей "порцией" здоровья, и, наконец, из чего состоит человек. Обо всем этом и пойдёт сегодня рассказ.
Наше внеклассное мероприятие называется «Мы – за здоровье и здоровый образ жизни!»
Культура - это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования.
Следовательно, культура здоровья - это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа.
Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливится их хотя бы однажды увидеть. Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы- мы сами!
Казалось бы, что в каждом из нас необычного, чудесного? Тело как тело - две руки, две ноги, туловище, голова. Но за этой видимой и привычной простотой скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Древние философы даже считали этот мир микрокосмосом, или «космосом в миниатюре»- таким же необъятным и бесконечным, как вся Вселенная (см. слайд)
Стоит чуть глубже взглянуть хотя бы на тело человека - и оно предстанет столь сложным, целостным и совершенным объединением различных «деталей», которое не снилось ни одному изобретателю и конструктору. И все эти части действуют так согласованно и четко, что человек способен превосходно ориентироваться в окружающей среде, взаимодействовать с другими, передавать информацию и осмысливать её, творить, создавать новое. Здоровый человеческий организм умеет работать идеально слаженно, и мысли, что под кожей скрывается нечто ещё, могут даже не возникать. И тело далеко не единственное, чем наделён человек. Потому он продолжает удивлять. По-видимому, правы были древние, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная.
Как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собою тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Подобные «пробелы в образовании» обходятся очень дорого, создавая множество проблем с самим собой и другими людьми.
Сегодня у нас необычная игра — сегодня мы вместе с вами поиграем и выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.
На протяжении всей игры каждая команда может зарабатывать жетоны, а потом мы определим победителя.
Конкурс 1. «Название»
Например: ( «Здоровье», «Витамины», «Паразиты»).
Задание: придумать название командам, с учетом тематики данной викторины.
Конкурс 2. «Дай ответ» (вопросы и выплывающие ответы- на слайдах презентации):
1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
2) В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
3) Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
5) Назовите зимние виды спорта? (Санный спорт, фристайл, фигурное катание, лыжный спорт, хоккей и др.)
6) Назовите летние виды спорта? ( Футбол, плавание, художественная гимнастика, волейбол, и т. д.)
7) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
8) Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
9) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
10) Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
11) Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
12) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
Конкурс 3. Толкование пословиц о здоровье
Давайте зачитаем пословицы (на слайдах презентации) и объясним их содержание:
Здоровье - дороже денег. (Объяснение…)
Здоров будешь – всего добудешь. (Объяснение…)
В здоровом теле - здоровый дух! (Объяснение…)
Болен – лечись, а здоров – берегись. (Объяснение…)
Здоровым быть модно! (Объяснение…)
Лучше быть здоровым бедняком, чем больным царём. (Объяснение…)
Ведущий: Совершенно верно! Необходимо вести здоровый образ жизни:
заниматься спортом, закаливаться, следить за своим питанием, соблюдать режим и личную гигиену, и самое главное избегать вредных привычек.
Конкурс 4. «Человек и его здоровье».
1 вопрос. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) Физиология.
Б) Зоология.
В) Анатомия.
Ответ: в
2 вопрос. Зачем нужно знать свой организм?
а) Чтобы сохранять и укреплять здоровье.
б) Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.
В) Чтобы умело использовать свои возможности.
Ответ: а, в
3 вопрос. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.
Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий.
В) Стройный, сильный, ловкий, статный.
Ответ: в
4 вопрос. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
А) Глаза, лёгкие, желудок, кожа.
Б) Сердце, головной мозг, почки, кровь.
В) Печень, селезёнка, уши, желчь.
Ответ: а
Конкурс 5. «Художники» .
Придумать , нарисовать свой новый вид спорта, дать ему название и рассказать, как он может помочь сохранить здоровье.
Конкурс 6. «Угадай-ка» (конкурс для болельщиков команд).
Жетоны болельщики зарабатывают, помогая своим командам.
Загадки о спорте и здоровье.
1) Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)
2) Два колеса подряд,
Их ногами вертят. (Велосипед)
3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
4) Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … (волейбол).
5) гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)
6) Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повымыла. (Зубная щетка)
7) Зубаст, а не кусается.
Как он называется? (Гребень, расческа)
8) Я несу в себе водицу.
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть … (водопровод).
Конкурс 7. «Виды спорта» (по 1 жетону за 1 вид спорта)
Назвать как можно больше видов спорта, которые начинаются с букв:
Ф, В - 1 команда; П, Т- 2 команда.
Учитель. Здоровье - не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.
Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействует социальная среда, в которой он живет - общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей его жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.
К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.
О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.
Конкурс 8. Толкование пословиц о вредных привычках
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2. Что у трезвого на уме — у пьяного на языке.
3. С хмелем познаться — с честью расстаться.
4. Пить до дна - не видать добра.
Конкурс 9. «Полезное – не полезное» (конкурс капитанов):
Участвуют два человека (по одному из каждой команды), каждому из которых выдается большой непрозрачный мешок. Участники на ощупь должны определить, что лежит в мешке, вытащив все полезное на стоящий перед ними стол, а все вредное оставить в мешке.
В мешок кладут фрукты, овощи, конфеты, сигареты и т.д. на усмотрение ведущего. Выигрывает тот, кто достанет из него все полезные вещи, которые не нанесут вреда здоровью.
Учитель. Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. Отказаться от курения сложно, но возможно.
Учитель. Вопрос команде №1: какое влияние на организм человека оказывает курение?
Вопрос команде №2: какое влияние на организм человека оказывает алкоголь?
Учащиеся отвечают, наиболее активные и давшие полные ответы получают жетоны.
Конкурс 10. Разоблачение мифов.
Учитель. Одна из самых страшных бед нашего времени - употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.
Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.
Каждая команда получила задание - разоблачить один из этих мифов.
Команда 1. Миф первый: «Попробуй — пробуют все».
Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев; конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, с неуравновешенным характером.
Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.
Команда № 2. Миф второй: «Попробуй - вредных последствий не будет».
Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного - двух приемов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, и летальный исход возможен при первой же инъекции. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество, что может привести к тяжелому отравлению.
Команда № 1. Миф третий: «Попробуй - если не понравится, прекратишь прием».
Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. Но при употреблении любого вида наркотика, и «легкого» и «тяжелого», прежде всего, страдает воля. Происходит то, что наркологи называют «энергетическим снижением»: ослабляются именно волевые качества личности, человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. В настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к. в ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.
Команда № 2. Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.
Безвредных легких наркотиков не существует! Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто развивается даже при употреблении «легких» наркотиков: утрачивается интерес к происходящему в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека перестает волновать то, как он выглядит.
Проводится Информационный лекторий
Компоненты здорового образа жизни.
а)Правильное дыхание.
Выступление учащегося. Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».
Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым.
б)Рациональное питание.
Выступление учащегося. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.
В) Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.
Выступление учащегося. Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.
Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.
Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
а) Табакокурение.
В течение недели нами был проведен анонимный опрос учащихся 7-8 классов под названием «Черный ящик». Мы хотели узнать число курящих и пробовавших курить школьников и причины, побудившие взять сигарету. Предлагалось ответить «да», «нет» на следующие вопросы:
Курят ли ваши родители?
Пробовали ли вы курить?
Курите ли вы сейчас?
Я курю:
а) потому, что чувствую себя взрослым,
б) за компанию,
в) из-за интереса.
Знают ли ваши родители, что вы пробовали курить (курите)?
О вреде курения вы узнали:
а) от родных,
б) из газет, журналов, TV,
в) в школе.
Заполненные анкеты учащиеся бросали, как при голосовании, в ящик, обернутый черной тканью.
По результатам анкеты был составлен «Лист здоровья» для классов в виде диаграммы, проведены классные часы и беседы с родителями.
Выступление учащегося.
Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210.
Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит в период беременности, то повышается вероятность выкидыша, снижается вес плода, могут произойти преждевременные роды. Ребенок у такой женщины чаще болеет. Если женщина курит в период кормления грудью, то ребенок становится слабым, болезненным, отстает в развитии. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.
Два учащихся читают стихотворение Д. Бершадского, причем после выступления 1 ученика трое ребят изобразили и озвучили органы, которые отравляются в результате курения.
1 ученик: | Мое имя – сигарета, Я красива и сильна. Я знакома с целым светом, Очень многим я нужна. Мозг и сердце я дурманю Молодым и старикам. Скажем прямо – слабакам. |
Сердце: | Мне так плохо, я так устало, И нет уж больше сил стучать. Наверное, жить осталось мало… Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода. Меня так душит никотин. А этот яд непобедим. Мои сосуды кровяные – В дыму сгорают день за днем, И если вы нас нe спасете Мы от куренья пропадем! |
Легкие: | Ой, мы бедные, сожженные совсем, Мы хотим спросить вас люди: «А вы курите зачем?» Нас полоний отравляет, Никотин нам – страшный яд. Наши бронхи он сжигает. Кто же в этом виноват? По утрам ужасный кашель Раздирает горло в кровь. Кто же нам теперь поможет, Чтобы стать здоровым вновь? |
Головной мозг: | Иссушил меня проклятый злодей. Нету больше светлых идей. Он мои нейроны украл И на пачку сигарет поменял. Я теперь и за долгий срок Не могу выучить данный урок, И внимания, и памяти нет – Все от этих проклятых сигарет. |
2 ученик: | Запомни – человек не слаб. Рожден свободным. Он не раб. Сегодня вечером, как ляжешь спать Ты должен так себе сказать: «Я выбрал сам дорогу к свету И, презирая сигарету. Не стану ни за что курить. Я – человек! Я должен сильным быть!» |
б) Алкоголизм.
«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, войны», – |
У. Гладстон. |
Выступления учащихся:
1 ученик: В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели.
Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.
2 ученик: Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов
торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга.
3 ученик: Известный русский психиатр С.С. Корсанов так описывал это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно… Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
4 ученик: На телеэкране запрещена реклама алкогольных напитков и сигарет, а реклама пива все же присутствует. Пиво – совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно?
Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.
в) Наркомания.
Выступление учащегося: Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца.
Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД.
Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.
Учитель благодарит всех выступающих и обобщает выше сказанное:
– В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
отказ от вредных привычек;
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции;
высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
После чего раздает всем детям памятки и напоминает о разговоре в начале мероприятия.
– Ребята, давайте попытаемся наши представления о счастливой полноценной жизни выразить в виде дерева жизни. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: « я могу», «я хочу», «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый образ жизни».
Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раздаются заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза.
В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, оптимизма, дети рисуют различные выражения лица – чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Затем рисунки вывешиваются на доске.
В конце мероприятия подводятся итоги, выявляются наиболее активные участники, набравшие большое количество жетонов.
Ведущий:
Подведем итоги и выведем формулу здоровья:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо очень много знать
Только правильно питаться
Спортом надо заниматься
Витамины получать!
Молодцы! Вы все сумели,
Но не пили и не ели!
Что ж пора вам подкрепиться!
Вам желаю не лениться:
Больше спортом заниматься,
Витамины есть стараться,
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь! (вручение грамот и призов – фруктов).
Итак, никогда не поздно задуматься о своем здоровье. Начните прямо сейчас!
Будьте здоровы!
Присутствующим родителям раздали буклеты с советами:
НАРКОМАНИЮ МОЖНО ПОБЕДИТЬ
ТОЛЬКО ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ !
Здоровый и счастливый ребенок – самое большое счастье и радость родителей. Однако, случается так, что ребенок, взрослея, начинает проявлять интерес к табаку, алкоголю, наркотикам, или как их принято называть еще – ПАВ (психоактивные вещества).
Соблазны могут подстерегать Вашего ребенка везде – ему могут предложить покурить, выпить алкоголя, даже наркотик во дворе, на дискотеке, в гостях у приятелей, в компании. Но это не значит, что страшного надо ждать и бояться. Надо быть готовым к такому повороту событий – в случае возникновения таких проблем максимально спокойно и трезво ее проанализировать, спланировать свои действия и предпринять конкретные шаги по спасению ребенка.
Помните, что если Вы сами не формируете нужное отношение к алкоголю, табаку и наркотикам у своего ребенка, то это обязательно сделает кто-то другой – и нет гарантии, что это отношение не окажется губительным для всех.
Причинами интереса к наркотикам
у подростков могут быть:
любопытство;
принятые в компании нормы поведения – употребление наркотиков как признак «крутизны», или «оригинальности», «продвинутости»;
желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны взрослых: «Будь хорошим, таким, как нам надо»;
безделье, отсутствие интересов, занятий, увлечений, обязанностей; когда употребление наркотика – эксперимент от скуки;
одиночество, чувство покинутости, непонятности;
кризис смыслов жизни, когда подросток не видит и не понимает перспектив собственной жизни, реализации себя в мире.
Ребенок – отражение принятых в семье отношений! Его поведение – результат, прежде всего, Ваших усилий – как родителя, воспитателя, человека.
Разговаривая с ребенком о ПАВ, твердо осознавайте, во что верите Вы сами. Объясните, что человек, употребляющий наркотики, утрачивает самостоятельность, он как бы отдает «руль» от своей жизни, от своего будущего. И отдает его веществу, а точнее, злобным и хитрым преступникам, стоящим за незаконным оборотом наркотиков. Зависимый от наркотиков человек становится марионеткой, у него нет своей воли, нет умения распорядиться жизнью, любовью, счастьем – есть только сосущее желание заполнить внутреннюю пустоту.
Подросток, скорее всего, не услышит, не примет и не поймет Ваших речей о вреде наркотиков для физического и психического здоровья. Сейчас он здоров, а то, что будет потом, его не касается и не воспринимается как реальная угроза.
Для себя Вы должны помнить, что курение и пьянство – это не норма. То, что не пошли дальше Вы, абсолютно не означает, что подросток сможет легко остановиться на относительно «безопасном» уровне употребления – сигарет, рюмочка, стаканчик и т.д. Детям свойственно идти дальше родителей, причем во всем – и в хорошем, и в плохом …
Общайтесь друг с другом! Общение – это основная человеческая потребность; общаясь, человек чувствует свою нужность другим, свою ценность как человека, что его замечают, что он важен для остальных. Всем нам необходимо говорить друг с другом и уметь слушать, особенно для родителей и детей.
Уметь слушать означает:
Быть внимательным к ребенку, его переживаниям, потребностям;
Выслушивать, не перебивая, его точку зрения;
Стремиться понять, в силу каких причин ребенок поступает так, а не иначе;
Уделять внимание взглядам, чувствам ребенка, не споря с ним;
Уметь не настаивать, чтобы ребенок немедленно принял Ваши представления.
Важно показывать Вашему ребенку интерес к нему, его жизни, его проблемам, какими бы не значительными они не казались Вам. Совместный мир таков, что дети уже просто не могут «расти как трава», это слишком опасно. И если Ваш ребенок не будет интересен лично Вам, то где же он будет искать понимания и принятия себя …
По каким признакам можно узнать, употребляет ли Ваш ребенок психоактивные и наркотические вещества:
Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
Нарушения аппетита – потеря или чрезмерное употребление пищи;
Озноб (подросток одевается «не по погоде»);
Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
Частая и резкая смена настроения;
Постоянные просьбы дать денег;
Пропажа из дома денег, ценностей;
Наличие у ребенка долгов;
Потеря интереса к обычным занятиям и увлечениям;
Непонятный внешний вид, появление специфического запаха от одежды;
Следы от уколов, странные ранки на теле;
Папиросы, гильзы от папирос, шприцы, иглы среди вещей;
Знакомства с компаниями асоциального типа, проведение времени в них.
Помните, что только по одному признаку нельзя судить об употреблении ПАВ. Тем более, наличие всех этих признаков – причина не впадать в панику, не судить ребенка, а разобраться с его бедой вместе с ним! Крик и ругань, угрозы, требования немедленно прекратить могут только оттолкнуть ребенка от Вас, наоборот, погубить его окончательно.
Постарайтесь стать для Вашего ребенка союзником, помошником в его трудностях.
Наркоманию можно победить
только всем миром
Сделайте свой вклад
в борьбу с этим злом.
Телефоны, по которым Вам окажут помощь или дадут консультацию в случае проблем с наркотиками:
Управление Федеральной службы РФ
по контролю за оборотом наркотиков
по Ульяновской области 8(8422) 67-68-04 – «телефон доверия»
(круглосуточно, анонимно)
Управление внутренних дел
Ульяновской области 8(8422) 67-88-88 - «телефон доверия»
(круглосуточно, анонимно)
Управление Федеральной службы
безопасности России
по Ульяновской области 8(8422) 42-08-94 - «телефон доверия»
(круглосуточно, анонимно)
Кабинет медико-психологической помощи
Ульяновской областной
Клинической наркологической больницы: 8(8422) 45-15-22 – (к психологам)
ОВД по МО «Цильнинский район»
Ульяновской области 8(8422) 2-10-92 - «телефон доверия»
(круглосуточно, анонимно)
Центр «Семья» при областном Центре социальной
и психологической помощи
семье и детям
(г. Ульяновск, ул. Ленина, 104) 8(8422) 42-00-17
Телефон доверия при областном Центре социальной
и психологической помощи
семье и детям
(г. Ульяновск, ул. Ленина, 104) 8(8422) 42-00-25
Центр психолого-педагогической коррекции
и реабилитации несовершеннолетних,
злоупотребляющих ПАВ, при УлГУ 8(8422) 45-87-10
Только объединившись, мы сможем выжить, спасти себя и своих детей от смерти – сохранить здоровье и благополучие нации.
За нас этого не сделает никто!
Приложение 1.
Конкурс пословиц
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2. Что у трезвого на уме — у пьяного на языке.
3. С хмелем познаться — с честью расстаться.
4. Пить до дна - не видать добра.
Приложение 2.
Миф первый: «Попробуй — пробуют все».
Миф второй: «Попробуй - вредных последствий не будет».
Миф третий: «Попробуй - если не понравится, прекратишь прием».
Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.