СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация содержит обширный материал по использованию игровых технологий в ГПД. Материал содержит описание различных игр и может быть использован в повседневной работе

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в ГПД»

Бутовская СОШ №2






Доклад





на тему:

«Игровые педагогические технологии обучения и развития детей »








Выполнила:

Васильцова М.В,

воспитатель,






г. Москва

2020

«Игры детей - вовсе не игры,

и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Мишель де Монтень


«Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой в себе и около себя, мир с миром».

Фридрих Фребель.


Введение

         Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра, удивительный феномен нашего существования. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию. 

 Одна из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников - формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками. Известно, что развитие этих способностей возможно в рамках совместной деятельности.  Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы  организации работы с детьми, Игровые педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Игровые процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Игровые технологии сочетают в себе прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Игровые педагогические технологии и системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества.

Игровые технологии дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОО.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.



1 Что такое игровые педагогические технологии в ДОО

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольной организации и уровня развития детей. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлекать, доставить

 удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

1.1 Сущность игровых технологий обучения и развития в дошкольных организациях, их цели и задачи Игровые подходы воспитательной работы в ДОО

Понятие игровой педагогической технологии, ее цели и задачи.

 Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Игровая технология строится как целостное образование, охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области( умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

(«Отгадай-ка!» Игровая мотивация: спасатели должны уметь точно описывать приметы пострадавших или потерявшихся детей, так чтобы их по описанию могли узнать родственники)

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку («Испорченный телефон» )

При этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОО, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи:

  • воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

  • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

  • научить детей применять современные Игровые технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Проблема взаимодействий детей старшего дошкольного возраста со сверстниками исходит из того, что все дети разные, и каждый по-своему особенный. Если не формировать способность к взаимодействию, то возможно непонимание позиции другого, а отсутствие опыта общения не позволит адекватно реагировать на проявление противоположной позиции старших дошкольников в общении и совместной деятельности.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;

  • повышает познавательный интерес;

  • развивает память, мышление и внимание;

  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на продолжительное времяПомимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;

  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

  • поощряет проявление инициативы;

  • способствует физическому развитию.



1.2 Особенности инновационных педагогических технологий в ДОО.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

2. Игровые технологии: концептуальные особенности в ДОО.

Концептуальные основы игровой технологии

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

 Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей

  Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

 Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей

Концептуальные особенности игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

  2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

  3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

  4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

  5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

  6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается.

  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью. Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Главные черты присущие большинству играм:

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

· творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

        В структуре игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

      Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

      Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и других учреждениях. В современном детском саду, делающий ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология культурно- досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).

        Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

          Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

          Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.



\2.1 Формы и методы организации игровых технологий в ДОО. Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольных организаций

Наибольший интерес в учебно-воспитательном процессе дошкольных организаций   представляют игровые технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.   Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма  создается на  занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Главный компонент игровой технологии-непосредственное и систематическое общение педагога с детьми.

Классификация подвижных игр и игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста



Подготовительная часть

Основная часть

Заключительная часть


1. «Третий лишний»

2. «Поймай замыкающего»

3. «Тропиканка» (Ш)

4. «Вызов номера»

5. «Санки» (Ш)

6. «Шишки, желуди, орехи»

7. «Зайцы, сторож и жучка»

8. «Не уступи круг»

9. «Ловцы»

10. «Вызывай смену»

11. «Невод»

12. «Бездомный заяц»

13. «Второй лишний»

14. «Скакалка-подсекалка» (П)

15. «Кто быстрее заденет мяч»

16. «Эстафета с гимнастической палкой»

17. «Смена мест»

18. «Воробьиное сердце» (Ш)

19. «Прыжок за прыжком» (П)

20. «Выше ноги от земли» (П)

21. «Рукой - вправо, ногой - влево»

«Найди партнера»

1. «Охотники и сторож»

2. «Теремок»

3. «Колесо»

1. 5.»Западня»

4. «На трех ногах»

5. «Караси и щуки»

6. «Пустое место»

7. «Волк во рву»

8. «Лиса и куры»

9. «Подлезь в обруч»

10. «Голова и хвост»

11. «Пятнашки»

12. «Горелки»

13. «Два мороза»

14. «Вьюночки» 17.»Кружилиха»

18. «Построй мост»

19. «Эстафета со скакалкой»

20. «Эстафета с кувырками»

21. «Придумай сам»

1. «Кто сядет первым» (1)

2. «Обруч на себя» (1)

3. «Оседлай коня»

4. «Выведение из равновесия»

5. «Борьба в квадратах»

6. «Перепиливание и сталкивание в шеренгах»

7. «Убегающая веревочка»

8. «Бабочки-шмели»

9. «Парашютисты»

10. «Группа смирно»

11. «Сделай наоборот»

12. «Угадай чей голосок»

13. «Мясорубка»

14. «Коршун и наседка»

15. «Быстро по местам»

16. «Падающая палка»

17. «Три движения»

18. «Запрещенное движение»

19. «Петушиный бой»

20. «Достань городок»

21. «Через цепь водящих»


22. Кувырок в паре с партнером»

23. «Прыжок-кувырок с разбега»

24. «Дружные тройки»

25. «Кто лучше владеет грацией» (1)

26. «Гимнастическая змейка»

27. «Удочка с отыгрышем»

28. «Со скалкой парами»

29. «Кувырок с мячом»

30. «Кувырок вперед по ногам партнера»

31. «Выбивание из равновесия» (и.п. - упор лежа (Ш))

32. «Кто быстрее возьмет мяч» (и.п. - сед. (Ш))

22. Кувырок в паре с партнером»

23. «Прыжок-кувырок с разбега»

24. «Дружные тройки»

25. «Кто лучше владеет грацией» (1)

26. «Гимнастическая змейка»

27. «Удочка с отыгрышем»

28. «Со скалкой парами»

29. «Кувырок с мячом»

30. «Кувырок вперед по ногам партнера»

31. «Выбивание из равновесия» (и.п. - упор лежа (Ш))

32. «Кто быстрее возьмет мяч» (и.п. - сед. (Ш))

22. «Примечай мелочи»

23. «Тяни в круг»

24. «Прыгуны и ползуны»

25.. «День и ночь»

26. «Фигуры»

27. «Что изменилось?»

28. «Перехвати палку»

29. «Рассчитай, но не сбейся»

30. «Мяч - соседу»

31. «Перетяни канат» (различные и.п.)

«Достань предмет»







2.2 Приемы и виды игровых технологий. Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи:

  • Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

  • Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с средствами передвижения. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр

Примеры игр

Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного

  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.

  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу — мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.

Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его

Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.

Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу

  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.

  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.

  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.

Развивающие коммуникативные способности

«Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.

Диагностические игры

Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.


   

      Игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.        Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

        В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые     используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

              Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, этому необходимо учить детей, используя игровые приемы. 
         Игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

          В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.  Используя народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.              Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.          Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и др. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.            Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.         Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

     На развитие образного и логического мышления направлены дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Для детей З-х лет игровой ситуации типа “Что катится?” – дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит мяч до игрушечных ворот?” Это может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).


  Заключение

          Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности.

         Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.       

    Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

              С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений)

Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

          Игровые занятия должны  проходить очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.

           Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

   






Список литературы:

1.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.

2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОО. //Управление ДОО. - 2012. - №5.

3.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

4.Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

5.Бойченко, Н.А.,Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г.И.Григоренко ,Е.И.Коваленко, Е.И. Щербаков /.  – Киев: Рад. Школа,2002.–112с.  

6.Гайдаренко, Е. П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых : [нескучная энциклопедия] / Е.П. Гайдаренко. – Днепропетровск : Стакер,2007.–448с.                                                                        3.Ген, Г. Развивающие игры  / Г. Ген,  Н.Ковальчук , К. Леонова   // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №6. – С. 60.

7.Граббет, И. Игры для малышей от 2 до 6 лет: пособие  для педагогов дошкольных организаций / И. Граббет; – Москва : «Росмен», 2009. - 160 с.5.Жичкина ,А. Значимость игры в развитии человека:  / А. Жичкина // Дошкольноевоспитание.–2002.–№4.–

8.Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О.С.Ушаковой. – Москва: Просвещение: Учеб. лит., 2007.–192 с.

9.Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва : Педагогика,1978, – 304 с.                


































ПРИЛОЖЕНИЕ













Интерактивные игры.

1) «Волшебная подушка»

Цели: сплочение группы, возможность выразить свои мысли и почувствовать, что сверстники принимают все высказанное всерьез.

Материалы: подушка. Ход Игры:

Дети садятся, образуя небольшой круг. Педагог показывает подушку и рассказывает, что она не простая, а волшебная. Когда человек садится на эту подушку, то он может быть уверен в том, что его выслушают и примут любые его желания и мечты. Это может быть любое желание, связанное и с группой, с детским садом, другом. Но может быть и совсем другое желание, например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната, чтобы бабушка с дедушкой приезжали в гости и т.д. Сидя на подушке, свой рассказ нужно начинать со слов «Я хочу…» Остальные ребята должны внимательно выслушать рассказчика. После того, как ребенок поделился своими мыслями, желаниями, он передает подушку другому человеку на свое усмотрение. В конце игры все могут высказать свое отношение к тому, что рассказали ребята.

Педагог должен контролировать весь процесс, чтобы очередь дошла до каждого ребенка, и никто не остался без внимания.

Эта игра проводилась в первую очередь для того, чтобы дети могли высказать свои мысли, почувствовать поддержку со стороны сверстников и сплотиться. В начале проведения данной игры дети продолжали фразу следующим образом: «Я хочу красивое платье», «Я хочу не есть кашу утром», «Я хочу строить дома, чтобы нам с родителями не пришлось все время переезжать с одной квартиры на другую» и т.д. Но потом дети оставили все материальные проблемы и стали говорить о взаимоотношениях людей: «Я хочу, чтобы родители никогда не ругались», «Я хочу, чтобы папа приходил с работы раньше, и мы с ним играли» и др.. Так же дети затронули взаимоотношения с их сверстниками, например, Настя поделилась с ребятами тем, что она хочет помириться с Аней (девочки поругались на тот момент) и ей стыдно за свое поведение. Валера сказал, что хочет, чтобы ребята чаще звали его играть. В конце игры дети обсуждали то, что им большего запомнилось и то, что им ближе всего.

В этой игре прослеживались все 3 компонента.

2) «Правда и ложь»

Цели: возможность узнать своих сверстников лучше.

Игра заставляет задуматься об истине, заблуждениях, лжи. Каждый может проверить, насколько хорошо он знает своих товарищей.

Ход игры:

Сесть нужно, образуя круг. Педагог рассказывает историю о волшебном напитке, выпив который человек рассказывает о себе 3 факта, два из них чистая правда, а один - ложь. Давайте представим себе, что мы выпили этот напиток. Все должны придумать о себе 3 вещи. А потом каждый будет рассказывать о себе 3 факта, а остальные отгадывать, где правда, а где ложь. Педагог должен показать на своем примере, что речь не должна идти о чем- то поверхностном или формальном. И дайте возможность ребятам отгадать, где говорилась правда, а где нет, чтобы каждый ребенок имел возможность рассказать о своих догадках. Потом передайте слово соседу справа или слева.

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: - чувствительность к сверстнику; -особенности отношения со сверстниками; -активность в общении; -особенности общения со взрослыми; -инициативность; -преобладающий мотив общения;-разнообразие мотивов общения; -эмоциональное отношение к сверстникам; -популярность ребенка; -эмоциональное отношение ребенка со стороны сверстников; -стремление к лидерству; - конфликтность, агрессивность; -социометрический статус ребенка; - преобладающий эмоциональный фон; -восприятие.

3) «Музыкальный рисунок».

Ход игры:

В начале игры неизбежен звуковой хаос. Но потом, постепенно будет появляться музыкальный рисунок. Какие-то группы находят свой ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Нужно встать так, чтобы получился широкий круг. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему пришел в голову. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: «Стоп!»

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: - способность к согласованности действий; -чувствительность к сверстнику; - особенности отношения со сверстниками; -широта круга общения; -отношение к лидерству; -автономия; -активность в общении; -инициативность; - эмоциональное отношение к сверстникам; -популярность ребенка; - эмоциональное отношение ребенка со стороны сверстников; - продуктивность общения; - избирательность в общении; -стремление к общению в больших группах детей; -стремление к лидерству; -конфликтность, агрессивность; -реакция на фрустрацию; -социометрический статус ребенка; - удовлетворенность ребенка своими отношениями; -чувствительность к воздействиям сверстника; - преобладающий эмоциональный фон; -восприятие.

4) «Сладкая проблема»

Цели: путем переговоров в данной игре дети учатся решать проблемы.

Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. Так же эта игра помогает детям поговорить о справедливости.

Материалы: печенье, салфетки. Ход игры:

Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости».

Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым.

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: -чувствительность к сверстнику; -содержание общения;

-поведение в случае отвержения; -активность в общении; -особенности общения со взрослыми; -инициативность; -разнообразие мотивов общения;

-эмоциональное отношение к сверстникам; -продуктивность общения; -тип общения; -стремление к лидерству; -конфликтность, агрессивность; -реакция на фрустрацию; -социометрический статус ребенка; -удовлетворенность ребенка своими отношениями; -чувствительность к воздействиям сверстника; - преобладающий эмоциональный фон; -восприятие.

5) «Напёрсток».

Цели: игра помогает детям сосредоточиться на поставленной цели. Материалы: напёрсток.

Ход игры:

В группе прячется наперсток педагогом. Дети имеют возможность ходить и заглядывать во все места. Но нет никакого смысла искать его в горшках, под столами, т.к. он лежит на видном месте. Кто находит наперсток, должен сохранить это в тайне и никому не выдать свой секрет. Все остальные дети продолжают искать, а этот ребенок следит за всем происходящим, пока остальные не поймут, что наперсток уже найден. Тот, кто первым найдёт напёрсток, в следующий раз прячет его. Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: -способность к согласованности действий; -чувствительность к сверстнику; -автономия; -инициативность; -стремление к лидерству; -конфликтность, агрессивность; -стремление к уединению.

6) «Браво!»

Цели: эта игра помогает развитию хороших взаимоотношений в группе. Ход игры:

Педагог рассказывает детям, что такое аплодисменты, где они их могли видеть (цирк, спектакль). Спрашивает детей, хотели бы они почувствовать восторженные аплодисменты в свой адрес. И переходит к самой игре.

Ставим стул в центре, а все дети плотно его окружают. Спрашиваем у детей, кто бы хотел первым встать на этот пьедестал. Ребенок становится на стул и все поддерживают его бурным рукоплесканием. В первый раз нужно помочь детям аплодировать изо всех сил, когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле, они будут рукоплескать еще сильнее.

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: -чувствительность к сверстнику; -особенности отношения со сверстниками; -отношение к лидерству; -поведение в случае отвержения; - эмоциональное отношение к сверстникам; -популярность ребенка; - эмоциональное отношение ребенка со стороны сверстников; -стремление к уединению; -социометрический статус ребенка; -удовлетворенность ребенка своими отношениями; -чувствительность к воздействиям сверстника.

7) «Паутинка»

Цели: эта игра помогает детям развить взаимодействия друг с другом.

Материалы: клубок ниток Ход игры:

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о своей игрушке, о том, что лучше всего у него получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе….(Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут.., и я очень люблю кошек….(Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив)

Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всём, что может способствовать групповой сплочённости. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к вам обратно.

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: - чувствительность к сверстнику; -особенности отношения со сверстниками; -активность в общении; -особенности общения со взрослыми; - инициативность; -э моциональное отношение к сверстникам; - избирательность в общении; -любознательность; -стремление к общению в больших группах детей; -стремление к лидерству; -конфликтность, агрессивность; -удовлетворенность ребенка своими отношениями; - преобладающий эмоциональный фон; -восприятие.

Словесные игры.

1) «Кошки, мышки»

Ход игры:

Педагог играет роль кошки, дети играют роль мышек. Заучивается небольшой стишок, под который делаются движения.

Вышли мышки как-то раз, (марш на месте) Посмотреть который час. (показываем на ручные часы)

Раз, два, три, четыре (пересчитываем мышек) Мышки дернули за гири! (поднимаем руки и дергаем вниз)

Раздался ужасный звон, (закрываем ладонями уши) Разбежались мышки вон! (дети разбегаются, педагог их ловит)

На последние слова воспитатель ловит мышей, кто попался, тот становится кошкой и помогает ловить мышей. Те, кто успел добежать до линии, где домики, продолжают игру дальше.

Следующие параметры были ярко выражены во взаимодействии у детей друг с другом: - способность к согласованности действий; -чувствительность к сверстнику; -отношение к лидерству; -особенности общения со взрослыми; - инициативность; - эмоциональное отношение к сверстникам; -популярность ребенка; -эмоциональное отношение ребенка со стороны сверстников; -стремление к лидерству; -конфликтность, агрессивность; -реакция на фрустрацию; -стремление к уединению; -социометрический статус ребенка; - чувствительность к воздействиям сверстника.

2) Мюзикл «Три поросенка»

Ход мероприятия:

Был прописан сценарий, где у каждого ребенка была своя роль. Часть детей помогала с декорациями и костюмами, другие дети участвовали в роли актеров. Педагоги вместе с детьми придумывали образы, в которых дети выступали. Были поставлены не только театральные сцены, а так же танцевальные номера и вокальные выступления. Дети были очень увлечены процессом подготовки мюзикла. Ребята так же были заняты подготовкой афиши, которую мы разместили перед детским центром.

Таким образом, предложенная программа игровых технологий включает разнообразные игры (музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, словесные и интерактивные), в каждой из которых использовались разнообразные средства для создания интереса к совместным играм, практическое проигрывание ситуаций совместного обсуждения возникающих проблемных ситуаций, развитие просоциальных форм взаимодействия и развитие удовлетворенности складывающимися положительными отношениями. Во многих играх, связанных с коллективным обсуждением правильного ответа и организацией публичных выступлений, было отмечено рост ответственности каждого участника и стремление к взаимопомощи. В процессе проведения игр было выявлено изменение отношения к детям, не пользующихся популярностью на констатирующем этапе эксперимента.





16