Игровые задания по коррекции и развитию логических приёмов
запоминания.
Развитие логической памяти предполагает предварительную выработку обратимых мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала (его классификация, установление смысловых связей и отношений между объектами, выделение главных мыслей в рассказе, его схематизация, составление плана и т.д.). Затем эти действия используются в качестве способов запоминания.
В своей работе использую упражнения на группировку, смысловое соотнесение, схематизацию, составление плана, которые можно использовать в учебной деятельности.
Добавь к слову новое.
Один из учеников называет какое-нибудь слово (например, название фрукта, овоща и т.д.). Второй повторяет его и добавляет ещё одно. Игра повторяется до тех пор, пока не будут названы все слова данной группы.
Картинка – схема.
На доске в столбик вывешиваются 10 -12 картинок с изображениями знакомых предметов (ракетка, волан, ракета, жираф, пальма, велосипед и т.д.) На столе у учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями этих предметов. Ученики первого ряда поочерёдно подходят к доске и прикрепляют рядом с каждым рисунком его схематическое изображение. Затем рисунки убирают. Ученики, сидящие во втором ряду, по очереди выходят к доске и подбирают к каждой схеме соответствующие рисунки.
Картинка – картинка.
На доске в столбик вывешивают 8 картинок с предметами изображения (трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, портфель). На столе у учителя лежат другие картинки, имеющие с предыдущими смысловые связи (колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Ученики, сидящие в первом ряду, по очереди подходят к доске, находят каждой картинке смысловую пару и прикрепляют её рядом. Затем учитель убирает с доски картинки из первого столбика, оставив их смысловые пары. Предлагает ученикам, сидящим во втором ряду, поочерёдно подходить к доске и находить к каждой оставшейся картинке её смысловую пару из тех, которые лежат на столе.
Картинка – слово.
П е р в ы й в а р и а н т. На доске в столбик вывешивают 8 картинок с предметами изображения (альбом, вилка, поезд, малина, книжный шкаф, лыжные палки, кленовый лист, кирпич). На столе у учителя лежат картинки со словами, связанными по смыслу с картинками (карандаш, ложка, машина, вишня, книга, лыжи, дерево, дом).
Ученики, сидящие в первом ряду, поочерёдно подходят к доске, находят к каждой картинке подходящую карточку со словами и прикрепляют её на доску. Затем учитель, оставив на доске карточки со словами, снимает картинки и кладёт их на стол. Предлагает учащимся второго ряда находить к каждой карточке со словом подходящую картинку.
В т о р о й в а р и а н т. Первая часть игры проводится так же. Затем карточки со словами убираются. Ученикам предлагается, глядя на картинки, вспомнить подходящие к ним слова.
Слово – слово.
Учащимся предлагается запомнить цепочку из 6 – 8 слов, например: холод – молоко – обезьяна – корова – снег – банан. Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод – снег, обезьяна – банан, корова – молоко.
Словесные ассоциации.
Учитель называет слово и предлагает ученикам подобрать к нему как можно больше ассоциаций. Например: верблюд – горб, гора, пустыня, песок и т.д.
Схема – слово.
На столе у учителя лежат схематические изображения природных явлений, например, погоды: солнышко (1), дождь (2), снег (3), пасмурно (4), дождь с грозой (5),
ветер (6), шторм (7), дождь со снегом (8), град (9), ураган (10).
П е р в ы й в а р и а н т – учитель сообщает «по рации», какая будет погода. Ученик находит соответствующие карточки и вывешивает их на стенде «Информация для лётчиков и моряков».
В т о р о й в а р и а н т – ученик рассказывает о погоде по схематическим изображениям, которые учитель разместил на стенде.
Картинка – рассказ.
Учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого на доске выставляет картинки с изображениями отдельных моментов сюжета. Затем предлагает ученикам пересказать текст, используя картинный план.
Схема – рассказ.
П е р в ы й в а р и а н т. Учитель читает несложный рассказ повествовательного содержания, состоящий из 5 – 7 основных эпизодов. По ходу чтения на доску последовательно выставляются простые схематические изображения каждого эпизода рассказа. После того, как схема рассказа создана, ученикам предлагается с опорой на неё пересказать текст.
В т о р о й в а р и а н т . Ученики делают запись простого рассказа или сказки с помощью условных обозначений самостоятельно. Затем на основе собственных схематических изображений воспроизводят его.
В качестве примера приведём текст описанного характера и схематические рисунки к нему.
«Наступил первый месяц осени – сентябрь. Длиннее становятся ночи. Чаще хмурится небо и идут дожди. Серые тучи закрывают солнышко. На улице холодно.
На деревьях одни листья пожелтели, другие покраснели, а третьи становятся бурыми. Лес сменил свой зелёный наряд на разноцветный. Он стал очень ярким, как будто собрался на праздник. Но не прочен осенний наряд леса, недолговечна обнова. Дунет ветер и сорвёт с деревьев праздничный наряд.
Грустно в это время в лесу. Сыро. Одна радость – грибы. Они дружно растут на пеньках или скромно прячутся под опавшей листвой деревьев.
Перелётные птицы начинают собираться в стаи и отправляться в дальний путь в тёплые края».
Р и с у н к и.
Пересказ текста по плану.
П е р в ы й в а р и а н т. Учитель прочитывает небольшой рассказ, например:
«Весной на лесных полянах расцветают красивые цветы – медуницы. Листочки медуницы покрыты особыми волосками, поэтому они на ощупь немного шероховатые. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних заморозков.
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Любопытно, что их цвет зависит от того, когда они распустились. Розовыми цветы бывают, когда они только распустились. Пройдёт немного времени и из розовых они станут фиолетовыми, а затем и синими.
Такое растение с разноцветными цветочками легче заметить в лесу шмелям, которые очень любят лакомиться соком медуницы. Как только пригреет весеннее солнце, шмели начинают просыпаться. Выберутся они из своих тёплых норок и тут же спешат к цветам медуницы за нектаром. Сладкого, медового на вкус сока – нектара в цветках медуницы много, поэтому её и назвали медуницей.
После чтения учитель совместно с учащимися составляет план рассказа:
1. Шерстяная одежда. 2. Разноцветные цветочки. 3. Лакомство для шмелей.
4. Почему так назвали медуницу.
Затем ученики, пользуясь планом, пересказывают текст.
В т о р о й в а р и а н т. Учащиеся самостоятельно составляют план небольшого рассказа, а затем используют его для пересказа.