Урок русского языка. 2 класс УМК « Перспектива»
Иваненко Наталья Васильевна
МБОУ « СШ№15» г. Новый Уренгой
Тема: Имена собственные и нарицательные
Цель: познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имен собственных и нарицательных.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений детей об основном назначении имен собственных;
- Ввести термины « имена собственные» и « Имена нарицательные»
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к предмету
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий « имена собственные» и « имена нарицательные» ;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных
Метапредметные :
- развивать речь учащихся при работе с предложением и текстом
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения
Формируемые УУД:
Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно
Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре, объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение, выполнять учебное задание в соответствии с правилом, формулировать понятные высказывания, используя термины
Предметные умения:
Писать в тексте имена собственные и нарицательные
Основные понятия:
- имя существительное ( без определения)
- имя собственное
- имя нарицательное
- правила правописания имен собственных и нарицательных
Тип урока: Получение новых знаний
Оборудование: СД-диск « Электронное приложение» к учебнику русского языка Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина издательство « Просвещение», словарь Ожегова, интерактивная доска, учебник « русский язык» 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Организационно- мотивационный этап
Дети произносят хором.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Учитель. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
2. Самоопределение к деятельности
- Зачем вы приходите в школу? ( учиться)
- Что для вас значит учиться? ( узнавать что-то новое, открывать новые знания, мыслить, наблюдать, сравнивать)
- Прочитайте пословицу.
Грамоте учиться всегда пригодится.
- Как вы понимаете эти слова?
- Вот и сегодня мы отправляемся в путь за новыми знаниями. Желаю интересных открытий на нашем уроке русского языка, чтобы они пригодились вам в дальнейшем для грамотного письма. Слушайте внимательно, работайте старательно.
В любой работе необходимо соблюдать правила. Повторите правила дружной работы.
Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять .
Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
Внимательно слушайте того, кто говорит.
3.Минутка чистописания.
- А теперь приготовьте внимания на минутку для чистописания: Корова, собака, облака, сосна, цветы, деревья.
Пальчиковая гимнастика.
- Найдите в этой записи два слова из словаря ( корова, собака)
- Что вы можете сказать о данных словах? ( это домашние животные)
- Что еще можно о них сказать? ( 3 слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная о)
- Напишите букву о с нижним и верхним соединением.
- Подчеркните буквы, которые наиболее удачно получились.
- Напишите слова собака и корова в тетрадь и придумайте им клички.
4.Актуализация знаний
-Почему эти слова надо написать с заглавной буквы?
- А сегодня мы узнаем что- то новое об этих словах.
- Предположите какова тема нашего урока.
- Чтобы проверить верны ли наши предположения, выполните задание.
-Распределите слова по группам .
Работаем в паре. Помним об умении договариваться друг с другом, слушать своего соседа по парте.
Слова : Благовещенск, Тында, Москва, город, река, ученик, Амур, Нюкжа, Зея, Вася, Петя, Вова
- Какие слова остались не смогли отнести к какой-либо группе?
- У кого были ошибки в распределении слов? Что посоветуем?
- Вы все хорошо справились с заданием! Молодцы!
- Внимательно еще раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трех первых столбиков от слов 4 столбика?
- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуман специальные термины.
- Верны ли наши предположения?
- Что мы знаем о именах собственных?
- Какие слова относятся к именам собственным?
- Чему бы вы хотели научиться на уроке? ( научиться различать имена собственные и нарицательные; продолжать учиться писать имена собственные с большой буквы)
5. Открытие нового знания.
- Ребята, а вы знаете, что обозначают термины « имя собственное», « нарицательное»?
- А хотите узнать?
- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город? ( много)
- А сколько городов можно назвать слово Тында? ( один)
- Сколько рек можно назвать словом река? ( много)
- А сколько рек можно назвать словом Нюкжа? ( одну)
- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? ( Они называют предмет своим именем)
- Найдите общее слово для слов Москва, Благовещенск, Тында. Что обозначают имена нарицательные? ( они обозначают общее слово для группы похожих предметов)
- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные
Работа с учебником.
Упр.13
- Запишите предложения по образцу.
- Объясните написание заглавной букв. Подчеркните слова с общим значением для каждой группы.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Оцените, как выполнили задание.
- А теперь проверим, что получилось. Сравнивают с образцом на доске.
- Чему мы научились, выполняя это задание?
СД- диск « Электронное приложение»
- Давайте послушаем, что говорит профессор Самоваров
« Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова- имена, общие для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся со строчной буквы»
- Какой вывод можем сделать? ( Фамилия, имя, отчество, имена сказочных героев и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, клички животных – это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.)
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное- вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козел Бодун,
Воробей Тишка,
Поросенок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
- У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?
- А можно давать клички людям? ( нет, у людей имена, у животных – клички)
- Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему?
Применение новых знаний
- Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? ( Имена, фамилии)
- Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь.
- Как называется поселок, в котором мы живем? ( Чильчи)
- А вы любите сой поселок? Почему? ( мой поселок красивый. В нем живут замечательные люди. Поселок имеет свою историю, традиции, праздники)
- Кого из жителей поселка вы знаете?
- Вставьте имена собственные в текст, где это необходимо.
Текст.
Мой поселок.
Чильчи – это мой поселок. Он красивый и маленький. Рядом с поселком течет река Нюкжа.
В нашем поселке живут замечательные люди. Участник Великой Отечественной войны – Сусленская Геннаида Ивановна. Ей 92 года.
Проверка по образцу.
- Оцените свою работу.
! – выполнил без ошибок.
+ - была ошибка, но исправил
? – с заданием не справился
- Поднимите руку те, кто справился с заданием? Молодцы!
- Поднимите руку те, кто допустил ошибку? Что бы вы хотели пожелать себе? ( я обязательно научусь писать имена собственные с заглавной буквы)
- Поднимите руку те, кто не справился с заданием? Как думаете, почему?
Физминутка для глаз, рук
8.Включение нового знания в систему знаний.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг, фильмов, газет, журналов)
- Как будем писать их названия? ( с заглавной буквы)
- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. ОЯб этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах
СД – диск «Электронное приложение к учебнику»
- Давайте поможем Мамлыне починить космический корабль.
- А теперь помогите пчелам собрать мед
- Чему мы учились выполняя эти упражнения?
9. Рефлексия
- Наш урок подошел к концу.
- Что для вас было главным на уроке?
- А где вам пригодится это в жизни?
-Достигли мы целей? Докажите
- Достаточно ли одного знания правила?
- Какая следующая цель? ( научиться применять правило)
- А как узнать, что эта цель достигнута? ( когда будем писать без ошибок)
- Сегодня на уроке я :
- узнал ( имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии, клички, географические названия)
- смог ( справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные)
- могу похвалить … себя и своих одноклассников… ( мы старались, трудились, были активнми и внимательными)
Спасибо за урок!