1.Организационный момент | 2 минуты | Здравствуйте, ребята! Внимание! Готовы ли начать урок? Все ли на месте? Ручки, книжки, тетрадки? Открыли тетради, записали число, классная работа. Пишем аккуратно и внимательно. | Приветствуют учителя. Записывают число, классная работа | Личностные: положительное отношение к урокам русского языка Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний | 5 минуты | 1. Словарная работа. Карточка №1. Начнём мы с вами со словарной работы. Перед каждым из вас есть карточка №1 со словами. Ваша задача выписать слова с непроверяемой безударной гласной «о» и «а». народ огурец апельсин ягода артист мороз комната овощи картина обед балкон осина праздничный - А почему я не увидела одно слово из списка? Почему его не выписали?
А только ли поэтому это слово лишнее? Докажите.
Попробуем образовать из имён существительных - имена прилагательные. Работаем по цепочке. (огуречный, ягодный…) | Народ, Апельсин, артист, комната, картина, балкон, огурец, ягода, мороз, овощи, обед, осина. В слове «праздничный» орфограмма «Удвоенная согласная в корне слова». Нет, это разные части речи. Они называют предмет и отвечают на вопрос кто? Или что? | Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них; умеют осмысливать полученную информацию; |
3. Выявление места и причины затруднения | 2 минуты | -Что мы знаем об имени прилагательном? (На доске таблички «часть речи», «часть слова», «предмет», «признак», «действие», «Какой? Какая? Какие?», «Кто? Что?», «Что делать? Что сделать?», - Выберите только те карточки, которые относятся к понятию «Имя прилагательное» (Слайд 2) -Что мы сегодня сможем сделать на уроке? (открывается схема) я смогу повторить тренироваться узнать -Что нам необходимо для этого? | Имя прилагательное Часть речи Какой? Какая? Какие? Признак | Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них; умеют осмысливать полученную информацию; Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость. |
4.Формулирование проблемы | 10 минут | 1. Работа в группах. (слайд 3) . Найдите и исправьте ошибки. трудолюбивая человек вкусный смородина праздничный настроение яркий солнце известный актриса новая костюм Давайте проверим. Что вам нужно было сделать? Что вы исправили в карточках и почему? Так какой вывод можно сделать? Как связаны имена прилагательные с существительными? Исправьте ошибки в словосочетаниях. Высокое деревья, широкие река, весёлая песни. Вкусная конфеты, белые облако, молодые человек. Какой вывод можно сделать. Как связаны имена прилагательные с именами существительными? Слайд 4 синий карандаш синяя лента синее море синие зонтики Сравните прилагательные.– Изменилось ли их значение?– А что же изменилось? – Как же понять, что прилагательное изменяется? Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите. А можем ли определить род имён прилаг. во мн. числе? – Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного? – А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице. (слайд 5) На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках):
-Мы выяснили, что имена прилаг. связаны с именами сущ. Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? Как вы думаете, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному, а не наоборот. | Трудолюбивый человек Вкусная смородина Праздничное настроение Яркое солнце Известная актриса Новый костюм Вывод: имена прилагательные стоят в том же роде, что и имена существительные Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные Род, число У него могут меняться род и число, а значение остается прежним Нет, определяем род только в ед.ч Имя существительное Потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – это признак, а признака не может быть без предмета | Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Закрепление | 5 минут | Задание: Запишите как можно больше имен прилагательных, какие могут быть фрукты по размеру, по форме, по цвету и т.д. 1 вариант – по цвету 2 вариант – по вкусу 3 вариант – по величине или форме (устная проверка) - Какой можно вывод сделать о роли имен прилагательных? | ВЫВОД: С помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме. | Личностные результаты Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 3 минуты | - И в завершении урока мы выполним тест, чтобы проверить, как вы усвоили тему. Тест Приложение №3 1. Имена прилагательные – это А) Слова, которые обозначают предметы; Б) Слова, которые обозначают признаки предметов; В) Слова, которые обозначают действия предметов; 2. Имена прилагательные А) бывают мужского, женского и среднего рода; Б) Изменяются по родам В) Не изменяются по родам 3. Род имени прилагательного зависит А) От глагола; Б) От рода имени существительного В) От местоимения 4. Подчеркните имена прилагательные мужского рода А) Красивое; Б) Голубой; В) Добрая 5. Подчеркните имена прилагательные женского рода А) Лесной; Б) Пушистая; В) Раннее; 6. Подчеркните имена прилагательные среднего рода А) Яркая Б) Зимнее; В) Могучая; | | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию Личностные: оценка собственных знаний |