Мастерская построения знаний
«Имя существительное»
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам.»
Разработала: С. П. Иванова,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №30
имени Музалёва Д. Н.»
Мастерская построения знаний
«Имя существительное»
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам.»
Психологический настрой — индукция
вам очень грустно, ничего не хочется делать. И вдруг вы что-то вспоминаете и вам становится радостно. Весело. Что это? Обозначьте одним словом и запишите его.
Социолизация - дети читают слова. (Мама, солнце и т. д.)
Что можно сказать об этих словах? (дети могут сказать что угодно: хорошо, если прозвучит имя существительное).
Тема
а)Прослушайте стихотворение.
- О чем мы будем сегодня говорить?
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам»
- О чем?
- Что подсказало?
б) Социоконструкция: Нарисуйте символ имени существительного (в группе)
Сообщение темы урока.
Самоконструкция
Я прочитаю об имени существительном. А ты выпиши слова, словосочетания, предложения, которые покажутся тебе нужными.
Сказка «Имя существительное — часть страны Речь»
С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части. Каждая из которых имеет свое собственное название, имя.
Одна из частей — имя существительное.
В этой части Речи живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям. Предметы бывают двух видов. Одни отвечают только на вопрос кто? (кошка, птичка, человек). А другие отвечают только на вопрос что? (стол, книга, окно). Но еще существуют явления природы, такие, как, например: дождь, снег, град, осень, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза. Они тоже отвечают на вопрос что?
Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это: сила, бодрость, любовь, доброта, болезнь, красота, здоровье. Эти слова тоже отвечают на вопрос что?
В глубоком подземелье живут страшные слова: война, голод, разруха. Но они, к счастью, редко выходят на свет.
Вот какие слова живут в части Речи под названием Имя Существительное.
Социализация
В группах
Игра « Четвертый лишний»
Задание на карточках:
1. Дедушка, школьник, сестра, тёти.
2. Зима, ночи, лето, осень.
3. Шкаф, ковёр, диван, полки.
4. Врачи, больница,спорт, лекарство.
5. Звёзды, луна, улица, солнце.
6. Тетрадь, ручки, школа, учебник.
Социолизация с объяснением.
Прослушай стихотворение, выпиши нужные слова.
Род мужской, конечно, мой:
мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу — моя:
моя ручка, моя тучка
и тетрадь моя.
Средний род — оно моё:
моё окно, село моё.
Социолизация — о чем это стихотворение?
Сегодня нарисуем картину под названием «Имя существительное»
Нарисуй на картине 3 имя существительных мужского, женского и среднего рода. Помни. Что у тебя должна получиться картина.
(я рисую на доске: солнце, домик, дорога)
- Какие вопросы можно поставить к твоим словам?
- А какие еще можно поставить? Дорисуй.
Прочитай слова: Небо. Тучи. Снежинки. Трава. Дети. Котёнок. Счастье. Гусеница.
- Какие слова выпишешь под этими значками?
- Почему?
Дополни свой рисунок.
Социолизация
В группах — прочитай карточку, выбери два главных слова.
1. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать — Именительный.
2. Родился — стал Родительный.
3. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал — Дательным.
4. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал — Винительный.
5. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал — Творительный.
6. Он всем предлагал свою помощь. О нем заговорили и назвали — Предложный.
(На карточке с одной стороны текст о падежах, с другой- название)
Расположите карточки по порядку, прочитайте.
Самоконструкция -
Я говорю — лебедь.
- Что можно сказать об этом слове? Запиши. (Часть речи, число,...)
Социолизация
Самоконструкция
Прослушай и выпиши нужные слова.
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Большинство слов — имена существительные. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Имя существительное — важнейшая часть речи. Имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Некоторые существительные бывают тольок в ед.числе:молоко, сахар, или во мн. Числе: ножницы, очки. Есть несклоняемые существительные: метро, кофе.
Социолизация
Перечитай все слова, рассмотри картинку.
- Кто узнал что-то новое об имени существительном?
Напиши тему: Имя существительное.
Напиши все всё. Что ты узнал об имени существительном.
Чтение.
Рефлексия.