.Организационный момент. Актуализация знаний. Орфографическая разминка. Формулирование темы и целей. Формулирование темы урока. .Открытие нового материала. (.работа с правилом.с 45 Физминутка Работа по теме урока. Первичное закрепление. .рефлексия Рефлексия. Домашнее задание. | Ребята! Сегодня мы принимаем гостей. Давайте поздороваемся с ними. -Повернулись, улыбнулись. Садитесь. Начинаем наш урок. -А какой у нас урок начинается? -Правильно, урок русского языка. -Ну, проверьте-ка, ребята, Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? -Как правильно сидеть за партой? Проверьте свою посадку, выпрямите спинки, положите тетрадь с наклоном -Я тетрадь свою открою И с наклоном положу, Я, друзья, от вас не скрою Ручку, я, вот так держу! Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Запишите число, классная работа, выделите все орфограммы Как обычно начнём урок с разминки. ( Три ученика работают самостоятельно по карточкам, 1 ученик у доски на листах А3, остальные с учителем) ( на доске: О ,читают, следопытах ,ребята ,книгу.) Ребята читают книгу о следопытах. ( далее проверяем ученика, вставлявшего пропущенные буквы, сигналами. Ученики ,которые работали по карточкам их сдают) -Что заметили? -На какие группы они разделены? Какое слово лишнее? Почему? -Кто такой следопыт? -Где можно узнать значение этого слова? -Учитель открывает толковый словарь и зачитывает значение этого слова. -Следопыт это охотник, отыскивающий звериные следы Или тот,кто отыскивает следы исторического прошлого. Следопыт-разведчик ( в переносном значении) -Какими качествами должен обладать следопыт? Сегодня ,я предлагаю вам превратиться в следопытов. -Итак, поступило сообщение : потерялась часть речи. _Что будем делать? -Помогут нам в поиске-следы (показываю детям картинку-следов) -Какую безударную гласную мы с вами проверяли в слове следопыт? - Что мы знаем об этой букве? - запишем сочетание заглавной буквы Е и строчной буквы, которую вы отгадаете сами.Эта буква будет стоять на втором месте в слове Называю слова: Оса,суп,ищу,мел,остров,стол,овощи,дивный, отец,зелёный,блестеть,льдина,гном,добрый,метель. Получается запись: Ес Еу Ещ Ее Ес Ет Ев Еи Ет Ее Ел Еь Ен Ео Ее - Подчеркните самое красивое буквосочетание в тетради. -Посмотрите внимательно на записанные буквы. Перед вами цепочка букв. Что заметили? - - Соедините строчные буквы и вы узнаете какая часть речи потерялась. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (появляется тема на доске) -Какую цель мы перед собой поставим? (выставляю опорное слово –УЗНАТЬ) -Отметьте СВОИ знания об имени существительном на отрезке знаний -организуем поиск информации Какие средства помогут нам в достижении целей? -давайте подумаем, какие перед нами возникают вопросы?Чему мы будем учиться?Какие результаты мы планируем получить? (учитель вывешивает опорные слова,для того чтобы дети смогли сформулировать вопросы по теме) Что ТАКОЕ... На КАКИЕ ? ... Что ОБОЗНА...? -Это и есть наша цель. -Мы познакомимся с новой частью речи Узнаем, что обозначает? -На какие вопросы отвечает? Научимся распознавать имя существительное среди других частей речи. -Итак, пойдём по следам и следы нас привели в учебник на стр. 44 упр.74. После устного разбора -Запишите эти слова по вариантам, обозначая орфограммы.2 ученика у доски. Появляется запись в тетрадях: Кто? Девочка, сорока, заяц, снегирь, обезьяна. Что? Яблоко, машина, капуста, коньки, чаша, карандаш, пенал, молоток. Вывод:Давайте вспомним каие цели мы перед собой поставили? -Что же обозначают имена существительные? -На какие вопросы отвечают имена существительные? (открываю ответы на вопросы) Продолжаем идти по следам и они привели нас к тётушке Сове слайд на с.45 -Сравните свой вывод со словами тётушки Совы. об имени сущ. - Отправляемся дальше по следам и следы привели нас к игре Я буду называть имена существительные, вы хлопайте в ладоши Если я буду называть другие части речи, вы приседайте. Попугай, крокодил, бегемот, Бежит, красивый, замечательный, Медведь, тигр, пантера, дикобраз Снежный, ласковый, прекрасный -Как можно назвать одним словом медведя, попугая, пантеру, крокодила? -В каком месте можно встретить сразу всех этих животных? -Кто ухаживает в зоопарке за животными? ( на доске вывешиваю таблички : люди, животные) -мы открыли с вами две группы имён существительных. -Следующий след ведёт нас в картинную галерею. Слайд. Перед вами картина И.А Грабаря «Февральская лазурь» (учитель рассказывает о картине) -Что такое берёза? -К какой группе слов отнесём деревья? - на какой вопрос отвечают растения? (появляется табличка - растения) -Следующий след ведёт нас в тарабарскую грамоту. Буквы русского алфавита перемешались с чужеземными. Слайд ОZДVЕWЖLДFA -Придумайте слова из этой группы -На какой вопрос отвечают предметы этой группы? (появляется табличка « одежда») К этому времени доска выглядит так: Имя существительное Часть речи Предмет Кто? Что? Люди растения Животные одежда Вывод: Что мы ещё узнали об имени существительном?Все ли цели мы достигли? - -Как вы думаете можно ли продолжать открывать новые группы сущ.? -На вопрос КТО? Или ЧТО? Отвечают слова ,которыми люди обозначают всё то ,что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже подумать. Как о чём -то существующем. И называются эти слова именами существительными. Групповая работа И следующий след нас ведёт к игре « Помоги лосятам найти нужную корзину» (По инструкции учителя ) слайд Проверка сигналами. ( Если позволяет оставшееся время) Самостоятельная работа: Итак, ребята, следующий след привёл нас к новой игре, она находится у вас в конвертах. «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти» @ сильным ученикам @ средним ученикам @ слабым ученикам Проверка с доски: Слайд (Появляются два домика: Животные люди) медведь фокусник лось космонавт собака писатель Этот след предлагает вам продолжить мои фразы: Слайд Сегодня на уроке я узнал..... Сегодня на уроке я научился.... Сегодня на уроке мне запомнилось... Итак, ребята посмотрите на наши записи, на таблички и скажите, что же такое имя существительное? Что мы узнали об этой части речи? Как вы считаете, достигли мы своей цели на уроке? -продвинулись ли мы в своих знаниях об имени сущ.? -отметьте на моделях. Действительно, ребята, хорошими мы оказались следопытами. Если вам было легко, урок прошёл удачно, вы собой довольны нарисуйте красный сигнал, если было трудно, вам нужна помощь, нарисуйте жёлтый сигнал, если вам было трудно, но вы справились с заданием. нарисуйте зелёный сигнал Последний след привёл нас, конечно же, к домашнему заданию, запишите домашнее задание: Упр. 75,с 45,правило,с45 Найти в толковом словаре ,значение слова Богатырь. -Урок окончен. | Учащиеся настраиваются на урок, организуют рабочее место, записывают в тетради число, классная работа. 1 ученик называет орфограммы. Ученик вставляет пропущенные буквы маркером, выделяет корень в однокоренных словах. Р..бота р..бочий р..ботать Д..журство д..журный д..журить М..роз м..розный м..розить Сл...допыт В это же время параллельно работает остальная часть ребят. Составляют деформированное предложение из слов. Записывают его в тетрадь, один ученик работает у доски с комментированием. Разбираем предложение по членам. Ребята придумывают дополнительный вопрос, работающему ученику у доски. Дети отвечают: Слова однокоренные, словарные, -Все слова разбиты на 3 группы по частям речи, в 1 столбике-существительные, во 2 столбике-прилагательные, в 3 столбике-глаголы. - Слово «следопыт» лишнее, потому что оно не словарное, безударную гласную в корне этого слова можно проверить словом след. -Дети отвечают кто такой следопыт. -В толковом словаре. -быть внимательным ,уметь слушать и слышать., иметь зоркий глаз. -Искать. Е - дети отвечают: буква е может обозначать1 гласный звук [э] ,если стоит после согласной буквы,может обозначать два звука,если стоит после гласной буквы или в начале слова. -первая заглавная буква повторяется, а строчная буква меняется. Имя существительное. УЗНАТЬ что такое имя существительное? Учебник, учитель, интернет... -Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Работа в парах: Дети открывают учебники, рассматривают рисунки, называют предметы, ставят вопросы к словам-названиям. Записывают слова . 1 вариант: слова, отвечающие на вопрос «Кто?» 2 вариант: на вопрос «Что?» 2 ученика работают у доски. Подчёркивают орфограммы. Далее взаимопроверка, обмениваются тетрадями. Проверка у доски сигналами. - Имена существительные обозначают предмет. -Отвечают на вопросы Кто? Или Что? Дети читают правило. -Животные -В зоопарке, в цирке. -Люди -дерево - К растениям - Что? Дети называют несколько слов из группы Одежда -Что? -Имя существительное можно разделить на группы по лексическому значению -да, можно, например: явления природы, чувства, эмоции (если дети затрудняются дать ответ, учитель сам называет группы) Дети распределяют существительные по группам: 1 ряд: явления природы 2 ряд: животные 3 ряд: растения По одному ученику с группы выходят к интерактивной доске и «перетягивают» нужные слова в свою корзину. Ребята распределяют сущ. По группам: Люди и животные @ Даны слова: Сказал, белый,фокусник,письмо,грибы,космонавт,ракета,запевать,заводской,медведь, лось, писатель, собака, космонавт, @ Даны слова: Пальто, шкаф, фокусник, январь, письмо, космонавт, ракета, собака, грибы, тетрадь, медведь, мыло, лось, писатель, космонавт, @ Даны слова: медведь,почта,космонавт,лось,фокусник,диск,компьютер,писатель,собака. Самооценка: !,+,- | Личностные УУД Мотивационная основа учебной деятельности учащихся (сохранять положительное отношение к учению,умение настроить себя на урок) Познавательные ууд Осуществление анализа объекта с выделением существенного признака Регулятивные Ууд Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.Вносениенеобходимых коррективов после завершения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные-допускание возможности существования другого мнения у людей,договариваться и приход к общему решению,контролирование своих действий, умение задавать вопросы Познавательныеосуществление , анализ объектов с выделением существенного признака. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,строить речевое высказывание в устной речи Познавтельные Умение ориентироваться в своей системе знаний РегулятивныеУмение определять и формировать цель на уроке Познавательные Умение проводить сравнение по заданным критериям Личностные –формирование способности к самооценке Познавательные Осуществление необходимой информации,использование знаково-символических средств,построение речевых высказываний Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов коммуникативные - умение осуществлять пошаговый контроль по результатам. Обобщать, выводить общность для целого ряда объектов. Личностные-установка на здоровый образ жизни Познавательные Умение строить речевое высказывание в устной речи, обобщать, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,выделение сущ.-х признаков Личностные Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой, эмпатия, как понимание чувств другого человека. Познавательные Использование модели для решения задачи, составление целого из частей. Коммуникативные формулирование собственного мнения и позиции,договариваться и приходить к общему решению Личностные Формирование способности к самооценке по принятым формам. Познавательные Использование знаково-символических средств. Ориентирование в системе своих знаний. Отличать что-то новое от уже известного. Личностные-положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли хорошего ученика |