СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район




Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик

Приказ №___

От «__»_____2015г.






Индивидуальная программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Музыка и пение»


Направленность: художественная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей: от 5 до 10 лет

Срок реализации :1год

Кузнецов Алексей Иванович

педагог дополнительного образования










ст. Петровская

2015 г.


Паспорт программы


Наименование объединения, в котором реализуется программа

Детское объединение «Непоседы»

Автор (педагог)

Кузнецов Алексей Иванович


Название программы

Музыка и пение


Направленность образовательной программы

Художественная

Вид

Дополнительная общеразвивающая программа

Тип

Модифицированная


Статус


Цель программы

Заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.


Предметы обучения

вокал

Срок освоения

1 год

Возраст воспитанников

5-10лет

Форма обучения

Индивидуальные занятия

Формы аттестации

Открытое занятие, творческие конкурсы, тестирование

Наполняемость группы

1 воспитанник

Режим занятий

3 раза в неделю по 1 часу (сто восемь часов)














Пояснительная записка


Музыкальная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Музыка формирует вкус, воспитывает представления о прекрасном , способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств. Программа «Музыка и пение» для индивидуальной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет художественную направленность.

Искусство, и в частности музыка как одна из наиболее распространенных и доступных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся с ОВЗ художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Задачи:

Образовательные:

приобщать учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей;

формировать устойчивого интереса к пению;

обучать эмоциональному и выразительному пению;

обучать певческим, музыкально-исполнительским навыкам в сольном и ансамблевом пении;

развивать слухи голос у детей;

формировать голосовой аппарат;

развивать чувство ритма; ладового чувства, музыкально-слуховых представлений;

Коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах;

создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

создать условия для пополнения словарного запаса;

Воспитательные:

воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

помочь самовыражению воспитанников с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;

содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

формировать основы сценической культуры;

приобщать к концертной деятельности учащихся с ОВЗ;

Здоровьесберегающие:

создавать комфортный психологический климат, благоприятной ситуации успеха;

соблюдать охранительный режим;

использовать индивидуально-дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ с учетом психофизических возможностей;

Занятия пением способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка с ОВЗ.

Занятия в детском объединении «Голос детства» способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии учащихся.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании воспитанников, в их патриотическом воспитании.

В работе по пению с учащимися ОВЗ следует учитывать не только психические, но и физические особенности детей. Щадящий режим по отношению к детскому голосу. Доступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (до1-ля1) с постепенным его расширением; короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

На занятиях необходимо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, недопущение форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. В таком случае в голосе появится напевность, постепенно он будет становиться крепким и звонким. Развивать умение мягкого, напевного, легкого пения. В работе с солистами и при разучивании песен, внимание педагога направляется на чистоту интонации ребёнка. Во время пения без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю.


Содержание проблемы и её обоснование

Приоритетным направлением социальной политики Российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Образовательная программа «Музыка и пение» разработана в соответствии с нормативными документами :

-Конституция Российской Федерации;

-Закон РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании»;

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15;

-Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;

-Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

-Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».

Программа дополнительного образования детей «Музыка и пение» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Основные причины создания программы:

-увеличение числа детей с ОВЗ;

-эпизодический характер оказываемой помощи;

-материальные трудности семьи;

-неготовность семьи к адекватному восприятию проблем, связанных с воспитанием и обучением детей с ОВЗ.

Новизна программы:

Программа «Музыка и пение» опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь музыкальной и творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.

Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Контингент воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

1.Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.

Организация учебного процесса

Возраст обучающихся: дети в возрасте от 5 до 10 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.

Режим организации занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по1 часу (сто восемь часов).

Форма обучения: индивидуальная.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Дети с ОВЗ должны научиться, красиво петь, петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и праздниках.

В процессе обучения в детском объединении репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося с ОВЗ артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.


Учебно-тематический план


Тема занятия

Часы

1

Вводное занятие.

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

8

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения.

10

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Округление гласных.

10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

10

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

10

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

10

7

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное ,но так же активное в медленных). Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании.

10

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

10

9

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

10

10

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

10

11

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.


10


итого

108


Содержание программы

1.Вводное занятие. Певческая установка.

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Певческое дыхание.

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Необходимо учить детей умению бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Музыкальный звук.

Развитие высоты звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Округление гласных

4.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) учителю тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

5. Формирование чувства ансамбля.

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

6. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей с ОВЗ исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

7. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

8. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано учителем на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

9. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

10. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

11. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей с ОВЗ ,согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ педагога.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.


Методическое обеспечение программы.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр, караоке, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники вокальных произведений.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокальной студии: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.


Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

Стилевой подход.

Широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход.

Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод.

Используется в данной программе, как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения.

Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает воспитанникам умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках поселения, краевых и районных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях.



Используемая литература:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида 1-4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; 4-е

издание. - М.: Просвещение, 2006.

2. Программы общеобразовательных учреждений 1-8 классы/под рук. Д.

Б. Кабалевского; 4-е издание – М.: Просвещение,2007г.

3.М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г;

4.Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей»;

5. Т.М.Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь»; М. «Просвещение»;

6. .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2002г.

7. Интернет ресурсы.