Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова"
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(Миши Н. 15.11.2002)
Выполнила: Сергеева А.А.
Учитель коррекционных классов VIII вида
г. Вилюйск
Индивидуальная программа воспитания,
обучения и развития
Миши Н. 14 лет, ученик 6 класса СКО VIII вида
МБОУ «ВСОШ №3 им. Н.С. Степанова»
Диагноз ребенка: Умственная отсталость выраженной степени дебильности с эмоционально-волевой неустойчивостью и двигательным нарушением (нижний парапарез). Псевдобульбарная дизартрия. (R47.1) Сенсомоторная алалия.
1 часть. Условия воспитания.
Поддерживать здоровье ребёнка и чётко выполнять режим дня.
Всем взрослым (бабушке, педагогам, специалистам образовательного учреждения) соблюдать единые требования к обучению и воспитанию Миши.
В быту и во время занятий использовать личный пример, постоянно напоминать Мише о существующих правилах поведения.
Во время приступов агрессии и плаксивости для снятия напряжения рекомендуется лёгкое поглаживание по спине, общение мягким, доверительным тоном, переключение темы разговора на позитивные эмоции и другие виды деятельности.
Учитывая быструю утомляемость Миши продолжительность занятий не должна превышать 15-20 мин. С обязательным чередованием малоподвижной и активной деятельности.
Для привлечения внимания ребёнка к изучаемой дисциплине использовать предметы-стимулы, опираться на примеры и факты из жизни самого Миши.
При выполнении заданий использовать показ и активную помощь (как словесно, так и механически формируя двигательный навык).
2 часть. Основные линии развития ребёнка.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Учить действовать самостоятельно в быту и в школе:
- в спальне расправлять после сна одеяло, аккуратно складывать вещи в определённое место;
- во время еды следить за чистотой на столе;
- продолжать учить самостоятельно раздеваться и одеваться, различными способами расстёгивать и застёгивать одежду и обувь (пользоваться молнией, липучкой, кнопками, шнурками);
- следить за слюнотечением и пользоваться носовым платком;
- продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой рук, лица, одежды, чистить обувь и одежду, убирать за собой и мыть посуду);
- совершенствование навыка использования бытовых приборов для хозяйственных нужд в семье: пылесоса, телевизора, чайника, микроволновой печи, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор;
- самостоятельно (при контроле мамы со стороны) покупать в магазине необходимые продукты питания, платить деньги и получать сдачу, пользоваться проездными документами в общественном транспорте.
Социальное развитие.
- учить взаимодействовать с детьми и взрослыми (находить общий язык, устанавливать контакты);
- формировать правильную эмоциональную реакцию Миши на поступки и высказывания одноклассников, адекватно реагировать на просьбы других;
- продолжать формировать представление о себе и окружающем мире; учить отвечать на вопросы: «Сколько тебе лет?», «В какой школе ты учишься?», «Где ты живёшь?»(назови город и адрес), «Какое сейчас время года?», «Сколько дней в неделе и какие?», « Сколько месяцев в году?»;
- учить правильно обращаться с водой, огнём и электричеством;
- формировать представление о некоторых профессиях: учитель, врач, артист, пожарный, водитель и т.д.;
- усвоить основные правила пешехода
- учить правильному применению жестов (какие жесты допустимы, а какие нежелательны);
- формировать самостоятельность в быту (по инструкции взрослого);
- закреплять усвоение общественного опыта (умение пользоваться телефоном, общественным транспортом, делать покупки в магазине);
- учить действовать совместно со сверстниками и со взрослыми (по подражанию, по образцу, по речевой инструкции);
Физическое развитие.
- учить правильному дыханию ( вдох через нос, выдох через рот);
- развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);
- совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью);
- учить ходить широкими шагами, высоко поднимая колени;
- учить перешагивать через один, два предмета (гимнастические палки, верёвку, обруч);
- учить ходить на пятках, носках, наружной и внутренней стороне стопы;
- учить ударять по мячу ногой стоя на месте попадая в ворота;
- учить лёгкому бегу и чередованию ходьбы и бега;
- учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;
- учить бросать мяч в цель двумя руками;
- учить ловить мячи разного размера и разные по весу;
- учить прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперёд;
- учить ходить по начерченной линии, стоять на месте с закрытыми глазами;
- учить залезать на гимнастическую стенку и слезать с неё;
- учить ходить по гимнастической скамейке удерживая равновесие с помощью рук;
- учить приседать с предметом в руках;
- выполнять упражнения на осанку (руки вверх, руки за голову, на пояс, за спину, с палкой за спиной).
Познавательное развитие и формирование учебных навыков.
* Развитие внимания.
- учить находить отличия и сходства в предметах, сюжетах;
- устанавливать связь между словами и предметами, явлениями.
* Развитие памяти.
- учить запоминать предметы, их свойства и качества;
- учить складывать и строить фигуры по памяти;
* Сенсорное развитие.
- различать величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов;
- учить соотносить и выделять предметы по величине, форме и назначению (доставать предметы из мешка по словесному указанию);
- учить выделять и группировать предметы по цвету (называть цвета);
-совершенствовать собирание пазлов и различных конструкций «лего»;
- продолжать формировать ориентировку на тактильное восприятие предметов (определять свойства и качества предметов: твёрдый – мягкий, холодный – горячий, круглый – квадратный), отгадывать предметы по описанию;
*Ознакомление с окружающим миром.
- учить выделять группу однородных предметов: жилище, транспорт, цветы, деревья, животные, насекомые;
- уточнять представления о явлениях природы и временах года;
- формировать умение наблюдать за изменениями, явлениями природы;
- учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу;
- учить словесно описывать движения и действия людей, животных.
* Формирование мышления.
- учить использовать орудия или вспомогательные средства для доставания предметов в труднодоступных местах;
- учить решать проблемно-практические задачи методом проб;
- формировать умение находить предмет по словесному описанию и тактильному образцу;
- учить решать простейшие логические задачи: как нужно одеться и что взять с собой, если пошёл дождь?;
- формировать умение выделять из ряда лишние предметы (картинки).
* Формирование количественных представлений.
- учить счёту до 2-х, 3-х десятков;
- учить считать от заданного числа до заданного числа;
- продолжать формирование понятий: больше, меньше, равно;
- учить пересчитывать предметы в обратном порядке с подведением итогового числа;
- учить решать задачи с открытым результатом в пределах 10, а с закрытым – в пределах 5;
- учить находить заданное количество однородных предметов в окружающей обстановке;
- учить находить одиночные и парные части тела и предметы;
- учить воспринимать количество предметов тактильными анализаторами без контроля зрения;
- учить считать количество граней у геометрических фигур.
* Обучение элементам грамоты.
- учить следить за строчкой на листе бумаги;
- учить анализировать слова, выделяя первую букву;
- учить придумывать слова на определённую букву;
- совершенствовать умение списывать с печатного текста без ошибок;
- учить выполнять простейшие грамматические задания к тексту (выделять гласные и согласные, делить слово по слогам, правильно произносить ударение);
* Развитие речи.
- обогащать словарь, включая в речь новые существительные, прилагательные, глаголы, числительные;
- учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
- учить использовать существительное в различных падежах;
- совершенствовать умение пересказывать текст с помощью иллюстраций;
- учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- побуждать самостоятельно задавать вопросы;
- учить использовать в речи сложные фразы, местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги;
- предлагать во время чтения стихов выполнять движения туловищем, головой, руками;
- учить пересказывать результаты своих наблюдений;
- учить читать слогами и пересказывать смысл прочитанного.
Продуктивные виды деятельности.
- рисовать сюжеты по временам года;
- рисовать на бумаге и лепить из пластилина предметы различной формы;
- дорисовывать картинки по точкам;
- раскрашивать картинки, выбирая цвета по заданию и произвольно;
- учить размазывать пластилин по контуру предмета ;
- формировать умение узнавать в схематических изображениях реальные предметы;
- совершенствовать работу с пластилином (делить пластилин на несколько частей, раскатывать прямыми и круговыми движениями, сплющивать, отщипывать большие и маленькие кусочки);
- совершенствовать рисование различными средствами (красками, фломастерами, карандашами);
- учить строить конструкции по показу, образцу, речевой инструкции и самостоятельно с учётом формы, цвета, величины;
- продолжать учить резать ножницами сложные фигуры: полоски, квадраты, круги, делать надрезы при изготовлении «снежинок».
3 часть. Рекомендации для родителей.
- Оборудовать дома место для проведения занятий с Мишей.
- По мере необходимости консультироваться у психиатра по возникающим проблемам.
- Настойчиво и последовательно добиваться выполнения Мишей домашних заданий, даваемых в школе.
Бабушке рекомендуется завести:
1) дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.
В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается бабушка при их выполнении); фиксируются наблюдения бабушки за действиями и времяпровождением ребенка, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.
2) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение дошкольного периода развития ребенка).