СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект по теме "Роль песни в годы В.О. войны".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является примером итогового проекта по предмету музыка в 9 классе. Содержание разработки содержит маериал по истории создания песен военных лет их исполнинелях и значимости этих песен в современное время.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект по теме "Роль песни в годы В.О. войны".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черкасскопореченская средняя общеобразовательная школа

Суджанского района Курской области»











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« Роль песни в годы Великой Отечественной войны»











Ученицы 9-го класса

Гавриловой Бажены Юрьевны

Руководитель проекта:

Учитель музыки

Зарудная Людмила Ивановна









с Черкасское-Поречное 2025г

Паспорт проекта

Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черкасскопореченская средняя общеобразовательная школа Суджанского района Курской области»

Руководитель проекта: Зарудная Людмила Ивановна

Автор проекта: обучающаяся 9 класса Гаврилова Бажена Юрьевна

Тема проекта: Роль песни в годы Великой Отечественной Войны

Учебный предмет: музыка

Вид проекта: исследовательский

Состав проектой группы: индивидуальный проект

Год разработки проекта, срок реализации: 2024-2025 год. 17 марта
























Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. «Теоритические аспекты о роли песни в годы Великой Отечественной войны» 6

1.1. Военная песня как особый вид поэтического искусства 6

1.2.Песня войны, песня Победы (Страницы истории) 6

Глава 2. Практическое обоснование проблемы 13

2.1 Песни Великой Отечественной Войны в восприятии современников. 13

2.2 Создание буклета - «Песни Победы» 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ОТЗЫВ 18























ВВЕДЕНИЕ

     

    Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Великая Отечественная война - это, пожалуй, самое крупнейшее событие, повлиявшее на многие области отечественной культуры, в том числе и на музыкальное искусство. Именно музыка стала помощником людей в этот не легкий для них период - период войны.

Для всех народов, для разных поколений людей любая война являлась всеобщим горем и Великая Отечественная не стала исключением. Она продолжалась с 1941 по 1945 год, и в это время интерес к музыкальному искусству не ослабевал, но так как простой человек не мог повлиять на исход войны в силу своей незначительности, на помощь ему приходила музыка. С песней, бойцы отдыхали в короткие часы затишья, вспоминали родных и близких. На фронтах не умолкала музыка, дающая эмоциональную окраску всему происходящему, поднимая патриотический дух людей, подаривших нам победу в войне.

Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще Александр Васильевич Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал всё новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - всё то, что помогало преодолеть военные трудности.  Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии 80 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены мои поиски и исследования, результатом которых стал мой проект. «Роль песни в годы Великой Отечественной войны»

Актуальность. Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений. В человеке с детства нужно воспитывать эти духовные ценности, именно они никогда не потеряют своей актуальности. А в связи с

80-летием Победы они наиболее востребованы

Цель проекта изучить роль  и значение песни Великой Отечественной войны в жизни современников.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- собрать материал о песнях Великой Отечественной войны;

- изучить историю создания известных песен о войне;

-узнать, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны;

- побудить интерес к песням Великой Отечественной войны.

- провести анкетирование.

Объект исследования – Песни Великой Отечественной войны

Предмет исследования – военная песня как особый вид музыкально – поэтического творчества. Военная песня в годы Великой Отечественной Войны в музыкальной культуре современников

Методы исследования:

  1. Изучение истории и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен.

  2. Провести исследование (анкетирование) о восприятии песен Великой Отечественной войны современниками.


Гипотеза: «Если музыка обладает воздействием на внутренний мир человека, то можно предположить, что патриотическая военная песня может оказывать сильное влияние на волю человека к победе».

Проектный продукт: буклет «Песни Победы»

Практическая значимость продукта: Использование продукта на праздниках победы, в целях пропаганды на классных часах, на уроках музыки.



Глава 1. «Теоритические аспекты о роли песни в годы Великой Отечественной войны»
    1. Военная песня как особый вид поэтического искусства
1.2.Песня войны, песня Победы (Страницы истории)

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня Александра Васильевича Александрова на слова Василия Ивановича Лебедева - Кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилось своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны». Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. А на следующий день ее разучила оставшаяся в Москве небольшая группа ансамбля. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале. По просьбе слушателей эта песня звучала 19 раз подряд. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны: здесь ярко переданы и ощущения страшной опасности, нависшей над нашей Родиной, и горечи вынужденного отступления, и ненависти к фашизму, и глубокая вера в победу над врагом. Так начался славный путь этой песни. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

     На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень, нужные песни, много сделавшие для фронта и тыла. В военное время было написано много песен, и многие песни имели особый смысл. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка».
Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле.
Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли на ум, просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст, стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была неожиданной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. Песня «Землянка» не только раздумье и воспоминание о мирной жизни, но и призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведет через войну, через испытания и невзгоды. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.

Песня «В лесу прифронтовом» написана на слова Михаила Исаковского и на музыку Матвея Блантера. Стихи были написаны, когда шёл второй год войны. Автор отправил их своему старому приятелю Матвею Блантеру, а спустя пару месяцев услышал песню по радио в исполнении Ефрема Флакса. В ней ярко выражены настроение и основная идея стихов Исаковского.

Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, написанная для фильма «Два бойца».

Есть песни, которые становятся чем-то гораздо, большим, чем просто музыкальное произведение. Именно так произошло и с песней Никиты Богословского «Тёмная ночь». Написанная в буквальном смысле на скорую руку песня стала настоящим гимном жизни и надежде. В 1942 году на Ташкентской киностудии, которая стала сосредоточением кинематографистов и театральных работников, Леонид Луков снимал фильм «Два бойца» – рассказ о фронтовой дружбе двух солдат. Первоначально в этом фильме песни не планировалось. Но уже когда съёмки почти подходили к концу режиссер потребовал от Никиты Богословского музыкальное сопровождение сцены в землянке. Марк Бернес, известный в СССР киноактёр и певец, записал фонограмму и эпизод сняли в течение суток. Аркадий Дзюбин, так звали героя фильма в лице Марка, невероятно душевно и волнительно спел «Тёмную ночь» в протекающей землянке недалеко от фронта. Все, кто видели хоть раз фильм «Два бойца» помнят этот момент.

За время своего существования песню исполняли многие певцы. Список исполнителей включает в себя 26 артистов, не считая Утёсова и Бернеса. 

Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек». Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.

Наряду с военными песнями, довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов. Например, в начале войны пели:

22-го июля, Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война. 

Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни. Автор стихов возрождённого варианта «Синего платочка» - сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Александрович Максимов. Написать новый текст песни Максимову предложила Клавдия Шульженко, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину». И она появилась.

Песня особенно пришлась по душе пулемётчикам из-за строки: «Строчит пулемётчик за синий платочек…».

Теперь мы знаем, что только в Красной Армии, только в Советской стране лирическое стихотворение может выполнять функции боевой, воодушевляющей песни.

Популярная советская песня. Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной, еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл. «Катюша» песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. К границам были устремлены тревожные взгляды старшего и молодого поколения. На Дальнем востоке японские милитаристы выставили против нас пограничные гарнизоны. К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно остались на линии фронта. Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера. Мысль о пограничниках, думы о них, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в песне «Катюша», написанной двумя совсем-совсем штатскими, очень мирными людьми. И лирическая песня, почти песенка, пелась в народе не буднично, а с каким-то глубоким и тревожным чувством. Кто бы мог подумать, что, выйдя из песни, зазвучит это имя - Катюша, так грозно, станет воином? Очень простые слова песни в годы войны приобрели могучую весомость и значимость. Однажды в прифронтовом лесу появились страшные грузовики, с какими - то высокими, косо поставленным сооружением в кузове, плотно, без щелей, укрытым брезентовым чехлом. Машины находились под усиленной охраной. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Под ними оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов. Раздался залп. В стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. С быстротой их полета распространилась по фронту их слава - слава реактивных снарядов советского изобретения. В первые дни, своего пребывания на фронте они получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя - Катюша. Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. А может быть, первый, увиденный залп РС, наблюдал, как машины вышли на крутой берег, и чисто зрительное восприятие послужило толчком для образа: песня война композитор катюша выходила на берег Катюша. Имя, взятое из песни, оказалось настолько подходящим, что и военные, приученные к точности терминологии, вскоре стали называть свое оружие только «Катюшами». Больше того - вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная, лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности. Песни Великой Отечественной войны были написаны в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой и напряженной борьбе с фашизмом. Никогда не забудет суровое военное время наш народ, никогда не забудет он, и лучшие песни того времени.

  Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. Что это за песня? Про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

По личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского была создана песня «Случайный вальс» в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским . Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова: 
Ночь коротка, 
Спят облака, 
И лежит у меня на погоне 
Незнакомая ваша рука. 
   Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони». 

Первая, рождённая песня «Казаки в Берлине» в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине. Эта песня родилась непосредственно в День Победы. Поэт Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был.

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и покореженным железом, лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Десяток берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями.

Цезарь Солодарь вспоминал: «Вдруг послышался цокот копыт, и мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на поджаром дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:

— Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду:

— Рысью!

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице...».

Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассом, которым они очень понравились. По их предложению стихи были усилены лихим припевом:

Казаки, казаки!
Едут-едут по Берлину
Наши казаки.

Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня «Казаки в Берлине» была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся страна.

Песня Главная «победная» родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен



Глава 2. Практическое обоснование проблемы 2.1 Песни Великой Отечественной Войны в восприятии современников.

Увлеченность музыкой занимает одно из ведущих мест среди современников, и мало какое занятие может соперничать с ним по массовости, по количеству времени, которое посвящается прослушиванию песен. Но, к сожалению, не все современники помнят, поют, слушают песни, которые напрямую связаны с самыми тяжелыми и славными событиями в нашей истории. Об этом говорят результаты исследования, которое мы провели.

Был проведён опрос на тему: Песни Великой Отечественной Войны.

В опросе приняли участие 20 человек, ученики 9 класса, друзья и моя семья. Всем респондентам было предложено ответь на вопросы

(Приложение 1).

Проведенный опрос показал, что наиболее популярными являются песни: В. Александрова «Священная война», М. Блантера «Катюша» и «Синий платочек», К. Листова «Землянка», «День Победы» Тухманова. Все группы опрошенных знают эти песни, выяснили, что люди старшего поколения лучше знают песни Великой Отечественной войны, у многих есть любимые песни.

После анкетирования, количество респондентов проявляющих интерес к песням военных лет возросло. У многих появилось желание выучить песни и петь их на параде в честь 9 мая, проходя по улицам города в «Бессмертном полку».

80 лет прошло, стой поры, когда отгремели последние залпы. В русском языке «наследниками» с гордостью называют продолжателей рода: тех, кто вслед за отцами идет по следу, сохраняя традиции и обычаи своих предков, передавая опыт следующему поколению. Для нас «наследников» Великой Победы песни военного времени также значимы и важны, как и для советских граждан в те грозные годы войны. Наша задача стать достойной сменой уходящему поколению, любить свое Отечество, уметь защитить то, что досталось дорогой ценой, и помнить подвиг нашего народа, сберечь эту память.




2.2 Создание буклета - «Песни Победы»

В рамках данного исследования был разработан буклет. В ходе работы над буклетом, изучили литературные и музыкальные тексты песен военных лет.

Практическая значимость буклета, состоит в том, что приведенный в ней материал может использоваться для разучивания песен военных лет на школьных праздниках ко Дню Победы.



.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы попытались определить значение песни в годы Великой Отечественной войны, и её роль в Победе. Доказать, что песня способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Для этого мы ознакомились с материалами по истории создания военных песен. Были выявлены особенно популярные песни Великой Отечественной войны. Изучив песни военных лет, пришли к выводу, что песни обогащали духовную жизнь, наполняли ее высоким смыслом. Слушая песни Великой Отечественной войны, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших возвращения своих родных, то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

В процессе работы над проектом проведено исследование по восприятию песен Великой Отечественной войны современниками. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что необходимо продолжать знакомство с песнями Великой Отечественной войны, поскольку эти песни патриотизма и любви к родине.

Продуктом проектной деятельности стал буклет «Песни Победы».

Практическая значимость буклета, состоит в том, что приведенный в ней материал может использоваться для разучивания песен военных лет на школьных праздниках ко Дню Победы.

Много замечательных песен звучало в те годы. Композиторы и поэты почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Роль музыки в войне огромна, ведь если бы ее не было, то скорее всего не было бы и того невероятного настроя русских бойцов на победу, того огромного чувства патриотизма. Вместе с Отчизной песни встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили!

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они, и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза: «Если музыка обладает воздействием на внутренний мир человека, то можно предположить, что патриотическая военная песня может   оказать сильное влияние на волю человека к победе» - подтверждается.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю для нас. И завещают беречь этот мир, такой хрупкий и прекрасный.
    Каждый раз - вспоминая о минувшей войне, мы беспокоимся о будущем. Не забывать о прошлом – это наш долг и большая ответственность перед памятью тех, кто защищал наше Отечество. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.



        




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бирюков, Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 7-9 классов средней школы / Ю.Е. Бирюков  – М.: Просвещение, 1988. – 283 с.

  2. Бирюков, Ю.Е. Песни, опаленные войной: Сборник песен. [Текст] Составитель Ю.Е. Бирюков – М.: Военное издательство, 1984. – 235 с.

  3. Рождественский, Р. Разговор пойдет о песне. [Текст] / Р. Рождественский – М.: Советская Россия, 1979. – 128 с.

  4. Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989. – 86 с.

  5. Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. [Текст] Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973. – 302 с.

  6. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/





















ОТЗЫВ

на индивидуальный проект обучающейся 9 класса

МКОУ «Черкасскопореченская СОШ»

Гавриловой Бажены Юрьевны

по теме: «Роль песни в годы Великой Отечественной войны»

Исследовательская работа посвящена песням Великой Отечественной войны.

Изучение данной темы достаточно актуально и представляет научный и практический интерес, т.к. песни Великой Отечественной войны – самый распространённый жанр советской музыки, отразивший в художественных образах поэзии и музыке оптимизм и уверенность в победе. В них заложена потенциальная возможность формирования чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений. Военная песня всегда объединяла нацию и в этом её огромная сила.

В своей работе автор попытался определить значение военной песни в годы Великой Отечественной войны и музыкальной культуре современников. Провёл исследование по различным источникам информации, изучил историю создания военных песен, создал буклет - «Песни Победы» (тексты популярных песен времён В.О. войны). Познакомился с песнями послевоенных времён.

Практическая значимость буклета состоит в том, что приведённый в нем материал, может быть использован на школьных праздниках посвящённых освобождению страны от немецко-фашистских захватчиков.

По мнению автора, эта тема является для него полезной: полученные знания побуждают интерес современников к песням В.О. войны. Данная работа имеет социальную и практическую значимость, может использоваться в целях пропаганды военной песни на классных часах, школьных праздниках Победы.

Содержание работы соответствует цели и задачам исследовательской работы. Автор подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Пояснительная записка содержит две основные части теоретическую и практическую, а так же введение, заключение, список литературы и интернет ресурсов. Все части связаны между собой и с темой проекта.

В первой главе изложены теоретические аспекты о роли песни в годы Великой Отечественной войны. Описаны страницы истории песен войны,





Приложение №1

Опрос современников о значении песен войны и о войне.

Вопрос 1 Знаете ли Вы песни, созданные в годы Великой Отечественной войны? Какие?

Дети

Родители

Друзья












Вопрос 2. Где Вы чаще слышите такие песни?

Дети

Родители

Друзья






Вопрос 3. Есть ли среди песен Ваша самая любимая? Какая?

Дети

Родители

Друзья








Вопрос № 4. Знаете ли Вы авторов этих песен? Исполнителей?

Дети

Родители

Друзья






Вопрос № 7. Как Вы думаете, нужно ли в XXI веке знать и исполнять песни военных лет?

Дети

Родители

Друзья






Вопрос № 8. Исполняются ли эти песни в Вашей семье?

Дети

Родители

Друзья






Вопрос № 9 Как Вы думаете, в будущем (через 20 – 50 лет) будут люди знать, любить и петь песни войны и Победы?

Дети

Родители

Друзья









Приложение №2

Буклет - «Песни Победы»