Инклюзивное образование за и против
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
Восемь принципов инклюзивного образования
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.)
Плюсы инклюзивного образования
1.Новый социальный подход к инвалидности
2.Приветствует разнообразие
3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
4.Личностное развитие и социальные навыки
5.Развитие самостоятельности и самоопределения
6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
Минусы инклюзивного образования
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
люди - их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
денежные и материальные средства - нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
знания и информация - безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям - дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Российское законодательство в области инклюзивного образования
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Мосгордума в конце 2009 года приняла проект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».
«Мы разные, но мы вместе»
- так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования.
Мнения разных людей
(психолог)
– Мы за инклюзивное образование, чтобы дети с нарушениями в развитии были включены в массовую среду. Мы работаем с семьями таких детей. Ежегодно стараемся подготовить к поступлению в школу как можно большее количество ребят, полагая, что для многих из них оптимальным вариантом обучения была бы массовая школа. Однако и родители, и мы понимаем, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – должно быть соответствующее техническое оснащение, подъемники, поручни. Ребенку с умственной отсталостью необходим свой образовательный стандарт, по которому его будут аттестовывать, дифференцированный подход к оценке его работ, индивидуальные помощники в классе. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи таких детей. Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, Совершенно очевидно, что полноценные инклюзивные группы могут быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи. Помимо детских групп, у нас есть родительская группа, которая занимается под руководством психолога. Приходя на занятия, родители получают необходимые знания по широкому спектру интересующих их тем, в том числе прорабатывается тема инклюзивного образования. Это позволяет родителям быть максимально сориентированными в различных образовательных подходах, выбрать для своего ребенка оптимальный путь к получению образования.
(папа 6-летней Кати, девочки, с особенностями в развитии)
– Формально все, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока я со своей семьей не столкнулся с реальностью. У нашей дочери тяжелый недуг, но нам хотелось, чтобы она общалась с другими детьми, поэтому и решили отдать ее в инклюзивную группу. Но, наверное, учреждение оказалось неподготовленным к такого рода деятельности. Психологи и воспитатели детского сада не понимали до конца, что им предстоит, и поначалу все видели в розовом цвете. Но ведь инклюзивное – это не просто совместное пребывание детей с особыми потребностями и здоровых детей в одном дошкольном учреждении. Дети должны не только присутствовать, но и участвовать в процессе, да и не только дети, а и их родители, но мнения родителей были часто противоположными, а дети вообще не понимали, чего от них хотят. Не хватало знаний и воспитателям о проблемах инвалидности. Постепенно приветливые улыбки воспитателей и няней стали меняться на сочувствующие взгляды, а потом и вовсе стало казаться, что дети с особыми потребностями стали обузой для персонала. Раньше других это заметил наш ребенок, стала отказываться ходить в сад. В скором времени мы вернулись в специализированную группу.
(Заведующая детским садом):
– В нашем образовательном учреждении нет детей с отклонениями в развитии. У нас есть коррекционные, логопедические группы, в которых занимаются дети, испытывающие проблемы в обучении. У нас разработаны коррекционные программы, есть психолог, который работает индивидуально с проблемными детьми, с их родителями. Считаю, что детям с особенностями развития нужно уделять больше внимания, они и так обделены судьбой. Своим воспитателям советую читать побольше литературы, чтобы знать о всех новинках образовательных методик. Инклюзивное образование необходимо развивать, чтобы не выделять и не обделять детей-инвалидов. Дети с особенностями будут тянуться за сверстниками, общаться, получать положительные эмоции.
(Мама 5-летнего Андрея):
– Интересно получается, что сейчас меня спрашивают об отношении к инклюзивному образованию. А вот когда наша группа, в которую ходит мой сын, стала инклюзивной, мнения родителей никто не спрашивал. От сына я узнала, что в группе появились особые дети и все-все вокруг: воспитательница, няня, какие-то тети – постоянно кружатся около этих детей. Благо, мудрости и профессионализма всех этих «воспитательниц, няней и тетей» хватило постепенно и на других детей. И негативные эмоции, ревность моего ребенка по отношению к особым детям сменилась на качества, которые я раньше в нем и не замечала. Он стал более внимательным, терпимым, что ли. Изменился и сам процесс воспитания в группе, стал, на мой взгляд, более индивидуальным, не только по отношению к особым детям, а ко всем. Постепенно «включились» и родители, и это стало нашим общим делом. Не у всех родителей хватает времени, но тем не менее у многих изменились отношения с детьми и улучшилось взаимопонимание с воспитательницами. Долго выстраивались отношения между родителями особых детей и другими. Их можно понять, порой нелегко видеть, что у кого-то все сразу получается, а их детям приходится трудиться ежеминутно. Для них это тоже социальная адаптация. И сейчас, вспоминая пережитый опыт, уже по-другому отношусь к идее совместного обучения детей с разными проблемами, и уже не обижаюсь, что нас не спросили в самом начале, хотим ли мы заниматься в инклюзивной группе. Скорее всего, не имея достаточных знаний и необходимой информации, я бы тогда отказалась и не получила бы того социального опыта, который имею сейчас.
(Мама 5-летней Тани):
– У меня дочка с синдромом Дауна. В садики, которые расположены неподалеку, ее не взяли, да и какой смысл отдавать, если там нет условий. Хочется ведь, чтоб она не просто ходила с детьми общалась, но и получала необходимую помощь, развивала свои способности. В специализированные учреждения мы ее отдавать тоже не хотели. У ребенка должен быть полноценный круг общения, в специализированных учреждениях все заняты своими проблемами. По совету психолога отдали Таню в инклюзивную группу, в другой район. Добираться, конечно, далеко и хотелось, чтобы такие учреждения были доступны детям. Конечно, какие-то шероховатости бывают. Но в целом мы довольны. Считаю, инклюзивное образование развивать необходимо, но делать это надо не формально, а выделять материальные ресурсы, готовить кадры.
Елена Траховна (Старший воспитатель детского сада комбинированного вида):
– Наш сад комбинированного вида, на его базе организована экспериментальная площадка, у нас есть и обычные дети, и с особенностями. Когда мы проводим совместные занятия, мероприятия, мы видим положительную динамику как с той, так и с другой стороны. Дети меняются. Это замечают даже родители здоровых детей, приходят, интересуются, что повлияло на их ребенка. Дети с проблемами развития приходят к нам, они закрытые, неохотно идут на контакт. Но, когда рядом есть здоровые, которые хотят им помочь и показать, они это чувствуют. Нам приятно видеть улыбки детей, удается создать теплую дружескую атмосферу, дети внимательны друг к другу. Удивительно, но у них даже не возникает конфликтов. Конечно, мы работаем с детьми, готовим их к общению с другими детьми, объясняем им, что мы все разные, но мы так похожи друг на друга, мы все хотим есть, все спим и нам нужно помогать друг другу. Приятно, что наша работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными деть ми. Сейчас мы готовим праздник Осени, фотовыставку «Мы все вместе и так одинаковы», во всех мероприятиях у нас участвуют и обычные дети, и с особенностями.