СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновации в учебном процессе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-диагностические материалы для формирования УУДна уроках русского языка в 7 классе по теме "Наречие"

Просмотр содержимого документа
«Инновации в учебном процессе»

Н.А. Адамова

С. Кильдюшево

МБОУ «Кильдюшевская СОШ»

Учитель русского языка и литературы


Контрольно- диагностические материалы для формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Наречие»


С 2010 года в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» многие школы Республики Татарстан и Российской Федерации перешли на Стандарты второго поколения. Переход на новые стандарты обусловлен новыми взглядами на учебную деятельность и на ученика как на личность.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе.

Главную роль в этом играет именно учитель, который перестанет быть единственным носителем знаний, а должен выполнять роль проводника в мире информации.

Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок, дать ему возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат.

На сегодняшний день одними из главных проблем в работе преподавателей и учителей, наряду с неготовностью планировать результаты учебной деятельности, является дефицит банка контрольно-измерительных материалов, построенных с учетом необходимости формирования универсальных учебных действий и способствующих достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

Таким образом, на первый план выходит достижение метапредметных результатов обучения школьников. Особенно интересной становится разработка таких заданий для учащихся, где в поисках решения предметных задач достигается овладение универсальными учебными действиями.

Задания по развитию регулятивных учебных действий

Заполните пропуски. Проверьте по эталону.

1.Наречие - самостоятельная ____________________ часть речи, обозначает признак _______________, признак _________________, отвечает на вопросы___ ____ ____ ______. В предложении бывает ________________, реже ________ и ________.

Эталон: Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака, отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Зачем? Как? Когда? В предложении бывает обстоятельством, реже определением и сказуемым.

2. «Верное или неверное утверждение»

1. Наречие – самостоятельная часть речи?

2. Наречие обозначает признак действия?

3. Наречие может образовываться от прилагательных, значит, оно изменяется как и прилагательное?

4. В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством?

5. Наречия отвечают на вопросы как? где? Чей?

Эталон:

Задание

1

2

3

4

5

Ответ ученика






Эталон

+

-

-

+

-

3.Заполните таблицу. Составьте алгоритм отличия имени прилагательного от наречия.

Имя прилагательное

Наречие

1) обозначает …

1) обозначает …

2) относится к …

2) относится к …

3) отвечает на вопросы …

3) отвечает на вопросы …

4) в предложении выступает в роли ...

4) в предложении выступает в роли …

4. Проверочная работа

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков. И мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

  1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) средство связи предложении – однокоренные слова

б) тип речи – повествование

в) способ связи предложений – параллельный

г) стиль речи – публицистический

2) Вставьте нужное слово: Наречие имеет сравнительную степень, как и --------------

3) Образуйте наречие от местоимения «мой».

5.Понаблюдайте за речью своих сверстников. Используют ли они в своей речи такие наречия-жаргонизмы, как классно, стремно, клево, потрясно, пантово? Помогите своим одноклассникам «излечить» эту «болезнь». Предложите свой «рецепт исцеления».

Познавательные универсальные учебные действия

1.Из истории наречия

Обратитесь к ресурсам Интернета и попробуйте рассказать об истории наречия. В чём видели учёные главную особенность наречия? Найдите высказывания лингвистов о наречиях. Определите смысл.

2.Составление мини-рассказа Придумайте рассказ со следующими наречиями. Озаглавьте текст. Объясните написание наречий.

Ничком, покамест, ведь, (не)вмоч(?), точ(?) (в) точь(?), (в)розь, (в)дребезги, безалаберно.

3.Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).


Искренне, осуждающе,

когда-либо

Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса

Вкось, замуж, вплавь

Наречия, образованные путем сложения

По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна

Наречия, образованные с помощью суффиксов

Полушутя, полулежа

Наречия, образованные с помощью приставок

4.Прочитайте стихотворение.

На пощади Крылатых выражений

Наречия гуляют там и тут.

Живут они без бед и сожалений,

Короче, припеваючи живут.

Рубить сплеча они не станут сразу,

Востро держать им ухо невдомек,

Душа их нараспашку, как и разум,

Весь город знают вдоль и поперек.

Ходить вокруг да около не будут,

Их столько – негде яблоку упасть,

Хоть голова от них идет и кругом,

Мы их изучим, с ними не пропасть.

1. Найдите и выпишите наречия-фразеологизмы из стихотворения.

2. Поработайте с фразеологическим словарем и определите значение наречий-фразеологизмов.

3. Подберите к наречиям-фразеологизмам синонимы.

4. Укажите указательные наречия.

Задания для развития коммуникативных универсальных учебных действий

1. Писатели, поэты умело используют наречия в своих произведениях. А вот герой рассказа В. Токаревой любит слово «обратно»: «у меня обратно порвались носки» или «ты обратно все делаешь наоборот». Какую ошибку допускает герой рассказа В. Токаревой?

1. Помоги Борьке исправить речевую ошибку, запишите предложения правильно.

2. Что означает слово обратно? Составь небольшое выступление по теме «Как правильно говорить». В своем выступлении постарайся убедить в важности правильного употребления наречия.

3. Подбери еще наречия, которые употребляются неверно.

2.Прочитайте текст. Выпишите наречия и объясните правильность написания данных слов. Закончите текст.

Собрание было организовано. Ребята собрались нежданно-негаданно и яростно спорили… (о чем?).

Говорили не спокойно, а громко и взволнованно. Голоса звучали страстно и ничуть не дружелюбно. Уж никто никого не слушал. Вдруг…

Вариант выполнения задания:

Спорили о том, честно ли играли в футбол наши противники. Вдруг в класс вошел директор, и все смолкли. Директор сказал: «Конечно, в споре рождается истина, но вы спорите неумело. Надо в споре слышать друг друга и уважать не только свое мнение»

А как, по-вашему, нужно вести спор. Предложите свой вариант того, как необходимо вести в споре. Постарайся использовать в своих советах наречия.

3.Вы – редактор детского журнала. Отредактируйте текст рассказа, исправьте ошибки. Придумайте название рассказа. Какой совет вы бы дали автору рассказа?

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич


Список источников:

1. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании», 2011г.

3.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. Стандарты 2 поколения М.: «Просвещение», 2011г.

4.Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

5.Федеральный государственный стандарт ООО (17.12.2010).

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро.

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http