Инновационная деятельность педагога в сфере
дополнительного образования.
Во все времена взрослое население Земли волновал вопрос, каким будет новое поколение. Исчезали цивилизации, менялся государственный строй, век сменялся веком, наступало утро нового дня. Новые дети пришли в мир. Несколько лет назад люди самых разнообразных национальностей, образовательных цензов, специальностей стали говорить о детях «нового вида», представляющих проблему для родителей и педагогов. Родители и специалисты утверждают, что дети на разных континентах независимо от культурных и языковых барьеров ведут себя совершенно одинаково. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Они намного способнее и более чувствительны, они отрицательно реагируют на старые методы обучения и воспитания. Наши дети нуждаются в новых методах обучения и воспитания. Педагогам необходимо знать и использовать инновационные образовательные технологии.
Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века в социологии культуры и было непосредственно связано с распространением нововведений и противопоставлялось традиционным формам действия, мышления и поведения. То, что выходило за рамки традиции и обычая, то и являлось инновацией. В середине 80-х термин прочно входит в педагогику. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который вводится в систему традиционного образования.
Современный образовательный процесс характеризуется повышением его вариативности, мобильности, обновлением содержания образования, использованием современных образовательных технологий.
Инновационный подход в образовательном процессе в первую очередь применяется к методам, формам, способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать обучающего, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.
Современные реалии требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям, отсюда востребованность таких универсальных компетенций, как умение работать в команде, способность к критическому мышлению, навыки самообразования. Знания можно передать обучающемуся, а компетенции он приобретает лишь в ходе организованного образовательной технологией взаимодействия педагога и ученика.
На наш взгляд, самыми эффективными сегодня являются интерактивные формы обучения, проектные, проблемные технологии, дифференцированное обучение. Все это стимулирует познавательную активность детей. Обучающиеся обретают большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала.
От педагога дополнительного образования требуется проявление высокого уровня профессионализма, культуры, технологической готовности к формированию творческой личности. Значительную роль в этом играет его инновационная педагогическая деятельность, направленная на организацию творческого взаимодействия с обучающимися в образовательном процессе.
Еще К.Д. Ушинский убедительно доказал, что педагогу недостаточно знать, чему учить, но надо еще знать, как учить. П. Ф. Каптеревым выделяются два вида качеств педагога: его научная подготовка и личный педагогический талант. Им высказано мнение, что истинно хороший педагог «… не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».
Высшая ступень педагогического творчества - соединение педагогической науки и практики. Умения применять достижения педагогической науки в своей деятельности зависят от уровня научно-познавательной культуры педагога.
Работа педагога дополнительного образования сегодня направлена на освоение новых компонентов дидактической деятельности и выводит его на технологический уровень проектирования учебного процесса; реализация этого проекта делает педагога высокопрофессиональным специалистом, раскрепощает его, выступает альтернативой формальному образованию, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества. Теперь уже педагог становится автором проекта, а это уже новая его функция.
Задача педагога – уметь выделить оптимальную модель, включающую методы обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. При этом проявляется индивидуальный стиль инновационной деятельности, который, может быть сформирован только в условиях творчески обогащенной среды и вариативности поведения всех участников. Важно, чтобы педагог мог выбирать те приемы и способы педагогической деятельности, которые бы максимально способствовали развитию его индивидуальности. Содержание инновационной деятельности сложно и многоаспектно. Целью инновационной деятельности являются не столько сами умения, сколько деятельностная готовность к овладению ими, восприимчивость к педагогическим инновациям, процесс принятия решения о введении новаций.
В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой были выделены основные составляющие операционного компонента инновационной деятельности:
- личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения об использовании нового;
- формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;
- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности; обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшеств;
- создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;
- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности; оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.
Содержание инновационной деятельности сложно и многогранно, целью ее являются в большей степени не сами умения, сколько готовность к действиям, к овладению ими, восприимчивость к инновациям, процесс принятия решения о внедрении инноваций.
Готовность к инновационно-педагогической деятельности характеризуется следующими умениями решать дидактические задачи:
- аналитико-рефлексивные – умение находить новое для своей деятельности в имеющимся опыте; умение определять целесообразность нововведения, учитывать оптимальность условий и эффективность применения; умение определять уровень личной готовности к внедрению инновации;
- проектировочно-прогностические - умение методически разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию; умение прогнозировать и предвосхищать результаты; умение составлять программу нововведения;
- организационно-деятельностные – умение внедрять дидактическое новшество, реализовывать современные инновационные технологии, методы, приемы обучения, умения импровизировать в процессе обучения;
- диагностико-гностические - умения анализировать успешность применения нового; умения выявлять недочеты как в самом новшестве, так и в организации его внедрения; умения обобщать, систематизировать опыт своей инновационной деятельности;
- коррекционно-регулирующие – умения осуществлять последующую доработку новшества, вносить изменения в инновационную дидактическую систему; умение нейтрализовать или компенсировать возможные негативные эффекты, побочные результаты.
Степень готовности педагога к осуществлению обучения и воспитания обучающихся в условиях развивающегося образовательного учреждения можно определить через уровни проявления показателей, их качественных признаков-умений решать дидактические задачи инновационно-педагогической деятельности.
Результаты исследований готовности практикующих педагогов к инновационно-педагогической деятельности показывают необходимость повышения их стремления к обновлению своей личной дидактической системы.
Развитие, обновление технологии обучающей деятельности педагога дополнительного образования происходит на основе уже сложившегося опыта обучения. Инновации в виде «вкраплений» вплетаются в систему работы педагога, в большей или меньшей степени преобразуя ее, выступая условием развития.
Системный характер инноваций определяется личностными качествами обучающегося и условиями дидактического процесса. Включение в объективно-инновационную деятельность заставляет педагога значительно перестраивать свою работу, именно субъективные качества педагога выступают побуждающими мотивами к преобразующим, инновационным действиям.
Развитие готовности к инновационно-педагогической деятельности происходит в процессе создания своей технологии, разработки новых элементов – «техник», закрепленных положительным опытом приемов и складывающихся в личную дидактическую систему.
Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования педагога дополнительного образования. Инновационные технологии в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения, положительно влияют на качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития обучающихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет перейти на новую качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки обучающихся позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому все педагоги должны находиться в постоянном поиске новых форм, методов работы с обучающимися.
Подготовила:
педагог-организатор
С.М. Михеева