СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии при формировании коммуникативных умений учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика сотрудничества взрослого и ребёнка предполагает умение выслушать ребёнка, т.к. он тоже имеет своё мнение. Детей необходимо учить думать, размышлять, высказывать и отстаивать своё мнение. Но и к чужому мнению надо уметь прислушиваться. Учителю нельзя подчёркивать своё превосходство перед детьми: он обязан вместе с ними искать ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком общении ребёнок сможет почувствовать себя раскрепощено, сможет проявить своё «Я».

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии при формировании коммуникативных умений учащихся на уроках литературы»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Исчезает обаяние личности, располагающее к общению.

Отношения учителя с учащимися начинается со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться школьник.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводиться время на уроках русского языка и литературного чтения. Однако для активной разговорной речи на уроке ученику предоставляют не более 25 секунд (около 2 минут за весь учебный день). Решить эту проблему на уроках чтения помогают использование групповых форм работы, где дети работают в парах постоянного состава. Такую работу можно проводить на любом этапе урока.

Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выясняется количество действующих лиц. Затем предлагается образовать группы и распределить

© Бевз Ю.В., 2018

роли между её членами. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг у друга. После подготовки ребята демонстрируют свою работу у доски. Обсуждение работы группы происходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость, выразительность, безошибочность чтения.

Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребёнок получает возможность активно говорить и читать от двух до четырёх минут на уроке.

Формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения способствуют инсценировки небольших произведений или отрывков из них. Работа над инсценировкой должна быть поиском и не должна терять импровизирующей сущности и заучиваться путём подражания учителю. Поэтому вся подготовительная работа проходит самостоятельно в группах, где ученики учатся общению, чуткому отношению друг к другу, приобретают навыки работы в коллективе. После просмотра инсценированного произведения начинается обсуждение не только содержания, но и актёрской игры. Дети очень любят инсценировки. Они смеются и огорчаются вместе с персонажами, готовы всегда прийти на помощь любимому герою.

Театральную деятельность учащиеся необходимо выносить за рамки урока: показывать небольшие спектакли перед другими учащимися школы, перед ребятами из детского сада, принимать участие в праздничных концертах перед общественностью.

В современном обществе место основного источника информации – книги – заняли другое: видео, телевизор. Но смогут ли они заменить живое человеческое общение? Конечно, нет! Дети испытывают потребность сопереживания. Дать возможность каждому ребёнку выразить своё мнение о книге, литературном герое – цель библиотечных часов. Формой проведения таких часов являются комментированное чтение, литературный час, беседа, викторина.

При таком подходе к организации учебной деятельности на уроках чтения ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами.

Литература

1. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005.