СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеграция учебных предметов, как способ развития естественно-научной грамотности обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Просмотр содержимого документа
««Интеграция учебных предметов, как способ развития естественно-научной грамотности обучающихся»»

«Интеграция учебных предметов, как способ развития естественно-научной грамотности обучающихся»

Самсонова Е.Л., учитель географии, обществознания.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Мы, учителя географии, обществознания , биологии и химии, хотим поделиться с вами наработанным опытом и предлагаем вашему вниманию разработку экологического внеурочного занятия

Ток-шоу «Крупным планом»

Спикер: Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей программы!

Сегодня мы поговорим о влиянии человека на окружающую среду на примере нашего села.

Природе присуща такая черта, как гармония. Все связано со всем и нет хаоса и беспорядка, нагромождений – все гармонично! Как же важно, чтобы человек не нарушал этой гармонии, равновесия в природе.

Команда активистов школы совершила экологическую экскурсию с применением квадрокоптера.

Мы решили посмотреть, поддерживаем ли мы, люди эту уникальное равновесие. Целью экскурсии было исследование воздействия человека на природу села Нижний Стан и его окрестностей.


Сегодня, здесь и сейчас мы обсуждаем экологические проблемы нашего села и то влияние, которое оказывает человек на окружающую среду.


В разговоре принимают участие ученые специалисты:

Ассистент кафедры физ. географии Горизонтов Даниил Антонович

Преподаватель кафедры ботаники Цветикова Оксана Дмитриевна

Кандидат химических наук Колбочкин Вадим Анатольевич

Кандидат экологических наук Вопросов Владислав Евгеньевич

Ландшафтный дизанер Красоткин Степан Сергеевич


К разговору приглашена штатный корреспондент школьной газеты«Родник»: Правдина Вера Николаевна


Ведет программу спикер Говоркова Виолетта Евгеньевна


Итак, цель поставлена, правила определены: работать целенаправленно, говорить четко, уважать выступающих.

Вам слово, Даниил Антонович.


Географ: В нашем путешествии нам помогла карта – путь. Первый знак, до которого нам нужно было дойти – школьный двор. Здесь растут деревья: тополя, лиственницы, сосны, березки. Отмечаем, что здесь влияние человека на природу положительное. В школьном дворе чисто, легко дышится. Следующий пункт – территория за школьным двором, где нам пришлось сделать экологический привал, здесь мы собрали много мусора. Далее спускаемся по тропинке до проселочной дороги. Дорога соединяет наше село на севере с Верх- Усуглями и юго-востоке с Шилкинским районом. За дорогой открывается грустная картина. Здесь вместо чистой и веселой речки год назад появился глубокий и длинный карьер. Это старатели превратили окрестности нашего села в пустыню.


Спикер: как вы это можете прокомментировать Вадим Анатольевич?

Химик : Как нам известно, золото – это драгоценный металл. Наш район богат золотом. Но при открытом способе добычи благородного металла страдает окружающая среда. Под ковшами и колесами тяжелой техники изменился ландшафт, река сменила русло. Опасные сточные воды загрязнили почву и местную речку.

Спикер: Да, эти песчаные холмы и карьеры не радуют глаз. Более того, они опасны для всего живого: ведь как нам известно вместе с золотом в земле идут тяжелые металлы, уран… а это источники многих заболеваний, в том числе и неизлечимых. А что об этом можете сказать вы, Владислав Евгеньевич?

Эколог: Мы выяснили, какие в целом экологические проблемы от добычи золота есть на этом прииске: Уничтожено много деревьев, кустарников. Перелетные птицы лишились своих мест гнездования. Эрозия почвы при прокладывании дорог, канав и траншей; загрязнение, захламление  земель.Нарушилось экологическое равновесие на большом участке территории! Такую печальную картину мы наблюдаем на протяжении нескольких десятков километров! Вместо ярких цветочных полян появились канавы, карьеры, песчаные горы.


Спикер: итак, это одна глобальная для нашего села проблема. Но есть и другая. По давней доброй традиции при школе есть огород, где летом растут необходимые для школьного питания овощи: картофель, капуста, морковь, свёкла, укроп.

Но нас волнует то, что по сельской дороге, находящейся рядом со школой , с февраля этого года стало проезжать большое количество транспорта. Выхлопных газов, пыли стало гораздо больше.


Химик: Выхлопные газы автомобилей содержат много вредных веществ. Загрязняется не только воздух, но и почва. Выбросы двигателей автомобилей содержат тяжелые металлы, в первую очередь цинк. И это отрицательно сказывается на здоровье людей. Мною проведен такой эксперимент, вот его красноречивые результаты. Мы видим, что автомобильный дым очень опасен! Он состоит из мельчайших частичек сажи и разнообразных ядовитых газов.

Спикер: автомобили очень агрессивны по отношению к окружающей среде. Это мощный источник химического, шумового и механического загрязнения. Ученые – гигиенисты определи, что доля загрязнений автомобилями достигла уже 50%, а для городов значительно выше до 70%! Для сравнения: в 70-е годы 20 столетия загрязнение составляло всего около 15%!


Эколог: Мы провели эксперимент по определению участка села с самым грязным воздухом. Для этого в определенных местах разместили бумажные листы смазанные клеем. Результаты получились такие: самый грязный воздух на центральной улице, где проезжают автомобили, самый чистый воздух у входа в школу.


Спикер: Да, эти проблемы актуальны, они касаются каждого из нас. А какие-то положительные примеры влияния на экологию села мы можем отметить?

Что вы можете сказать на этот счет, Степан Сергеевич и Оксана Дмитриевна.

Ландшафтный дизайнер: Большинству людей нравится чистота и порядок. Мир без мусора всегда более приятный, природа более красива. В школьном дворе мы, школьники, сами наводим порядок. На своих усадьбах тоже. Многие жители села озеленяют свои подворья, весной по центральной улице мы любим гулять, аромат цветущей черемухи и яблоньки приятен всем. Листья растений задерживают задерживают пыль на своей поверхности и таким образом очищают воздух.


Биолог: На пришкольной территории растут деревья, кустарники, декоративные травянистые растения. Особый интерес представляет тополь. Он больше всех поглощает радиацию и лучше других очищает воздух от пыли. Еще одно достоинство тополя – его быстрый рост.

На стволах деревьев мы увидели лишайники: ксанторию или золотянку, гипогимнию. Лишайники являются указателямичистоты воздуха,т.е. биоиндикаторами. Вывод –пока воздух в нашем саду достаточно чистый.

Вокруг здания школы высажены кусты черемухи. Листья, цветы, почки черемухи выделяют особые вещества – фитонциды, от которых гибнут микробы. Невидимое оружие черемухи уничтожает мух, клещей, комаров.

В этих примерах мы видим положительное влияние человека на природу. Такими же летучими веществами, уничтожающими вредных бактерий обладает сосна. Кроме того, ребята веснойразбивают цветники и высаживают декоративные растения, цветы, что делает школьный двор уютным и красивым.


Спикер: Итак, подводим итог: Как же улучшить мир вокруг себя? Что уже сделано? Что еще можно и нужно сделать?

Ландшафтный дизайнер о проекте сквера.


Корреспондент: Об экологических проблемах села мы написали в школьной газете «Родник», обратились ко всем ребятам в школе, а они к своим родителям. Газету мы разместили в школе и самых многолюдных местах села. Надеемся, что найдем поддержку у взрослых людей, неравнодушных к судьбе села. У нас есть добрый пример для подражания – наши депутаты. Они проявили инициативу по созданию сельского сквера. Школьники поддержали начинание взрослых. Такой сквер уже создан на территории Бутинского сада и пусть он еще очень небольшой, но в будущем его площадь будет увеличена.

Но не со всеми проблемами мы справляемся сами, нужна помощь взрослых: .Ребята обратились к главе администрации сельского поселения и главе района с письмами по проблеме рекультивации земель в окрестностях села. Спикер: Под письмом подписалось более сотни наших односельчан. Как нам известно, эту работа по приведению в порядок отработанных территорий и даже посадка деревьев на месте карьеров законодательно утверждена. Надеемся, что нас услышат взрослые, и необходимая рекультивация земель вокруг села и в районе в целом будет проведена.



Оборудование: образцы лишайников, листы А4 с результатами экспериментов, фотографии окрестностей села (презентация или съемки квадрокоптера), карта на доске, большие бэйджи на столе.












Следует помнить, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Необходимо как можно чаще организовывать следующие виды деятельности обучающихся:

- объяснение своих идей;

- выполнение практических работ;

- планирование исследования в ходе эксперимента;

- применение естественнонаучных знаний для решения проблем, взятых из жизни;

- формулирование выводов на основе проведенных экспериментов, практических работ;

- планирование собственных исследований или экспериментов;

- проведение обсуждений или дискуссий.