СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Искусство (ИЗО)» 8 класс Базовый уровень

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. Изобразительное искусство. 2004 г. 2. Региональный базисный учебный план. 3. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час резервное время. Преподавание ведётся по 1 часу в неделю: 0,5ч. за счёт часов федерального компонента, 0,5ч - школьного компонента. 0,5 часа добавлены с целью развития художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Просмотр содержимого документа
««Искусство (ИЗО)» 8 класс Базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

__________Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Г.Р.Петрова


«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор школы

____________Е.В.Михайлова



Приказ №___ от «__»__2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя изобразительного искусства

Солдатенко

Татьяны Викторовны

(высшая квалификационная категория)


по учебному предмету

«Искусство (ИЗО)»

8 класс

Базовый уровень






Рецензент –Петрова Г.Р., зам. директора по УВР








2015 - 2016

учебный год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. Изобразительное искусство. 2004 г.

  1. Региональный базисный учебный план.

  1. Программа для общеобразовательных учреждений.

Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час резервное время. Преподавание ведётся по 1 часу в неделю: 0,5ч. за счёт часов федерального компонента, 0,5ч - школьного компонента. 0,5 часа добавлены с целью развития художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки

Разработанная мной рабочая программа включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство. Их запланировано изучать при взаимодействии с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Данная рабочая программа содержит практическую художественную деятельность учащихся; изучение традиций русской реалистической художественной школы, так же различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX – начала ХХ в. (за рубежом и в России).

Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного я считаю возможным именно при правильной реализации данной рабочей программы. Основные виды занятий в тематическом планировании тесно связаны, дополняют друг друга, которые запланировано проводить в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года и интересов учащихся данного возраста.

Проектная деятельность при изучении изобразительного искусства в этом возрасте я считаю, имеет немаловажную роль. Высокий уровень творческой самостоятельности при выполнении проекта или творческого задания проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера (защита проекта, презентация). Применение метода проектов запланировано в тематическом планировании. Так же запланировано применение информационно-компьютерных технологий в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, что создаст необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.




















Требования к результатам обучения и освоению содержания курса


Изучение изобразительного искусства в 8 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов

в направлении личностного развития:

  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры из жизни;

  2. умение самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

  3. умение самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности.

в метапредметном направлении:

1. использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;


в предметном направлении:

1. последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности;

2. знание простейшей системы ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте;

3. умение самостоятельно проводить развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

4.использование теоретических знаний, основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества;

5. умение самостоятельно применять художественно-выразительные средства, наиболее подходящие для воплощения замысла;

6.знание социальной функции изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX – начала ХХ века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;







Содержание курса


Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям. Изображение с натуры

(а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних). Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка. Должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов. Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работа

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов. Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов). Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.). Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п. Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- изобразительное искусство в жизни людей;

- творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

- шедевры зарубежного изобразительного искусства;

- прикладное искусство в русском народном творчестве;

- прикладное искусство и дизайн;

- течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники – передвижники, «Мир искусства» и др.);

- прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX - начала XX в.;

- традиции русской реалистической художественной школы;

- взаимосвязь изобразительного искусства и музыки.
















Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Вид и тип занятия

Оборудование

Открытые уроки

Примечание

(повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи)

По плану

Дано

Наглядные пособия, ЦОР

ТСО, средства Интернет

Искусство моего народа (9 часов)

1

8а-

8б-

8в-



Инструктаж по ТБ

Рисунок на тему: «Пейзаж с облаками».

пленер

презентация

ПК, ММП


2

8а-

8б-

8в-


Рисунок на тему «Утро в деревне»

Бытовой жанр.

урок - творчества

презентация

ПК, ММП



3

8а-

8б-

8в-



Выполнение с натуры натюрморта из предметов быта различной формы.

Жанр натюрморт.

урок - практикум

презентация

ПК, ММП

Композиция

4

8а-

8б-

8в-


Завершение натюрморта в тоне.

Графика.

урок - практикум





5

8а-

8б-

8в-


Иллюстрация к стихотворению по выбору. Беседа: Знаменитые художники: И.И. Шишкин.

игра




Композиция

6

8а-

8б-

8в-



Рисование на тему «Подражая художникам…». Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства.

урок - творчества

презентация

ПК, ММП



7

8а-

8б-

8в-



Русский народный

костюм


урок - творчества

презентация

ПК, ММП


Символика цвета. Декоративная отделка костюма


8

8а-

8б-

8в-


Традиции русской

реалистической художественной школы


урок-беседа





Знакомство с творчеством художников:

И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы


9

8а-

8б-

8в-



Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы



урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП


Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака

Труд и искусство (7 часов)

10

8а-

8б-

8в-



В мастерской художника

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива

11

8а-

8б-

8в-


Интерьер мастерской художника


урок творчества

презентация

ПК, ММП



12

8а-

8б-

8в-



Человек – мера всех вещей


урок сообщения новых знаний




Пропорции тела и лица человека.

визирование как метод определения пропорций


13

8а-

8б-

8в-


Предметы быта – результат творчества человека



урок - творчества

презентация:


ПК, ММП


Цветовой тон. Светотень



14

8а-

8б-

8в-


Изображение предметного мира – натюрморт.

урок - практикум

презентация

ПК, ММП




15

8а-

8б-

8в-


Мир профессий


игра





16


8а-

8б-

8в-


Волшебный мир театра


урок - творчества

презентация

ПК, ММП


История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.

В мире декоративно-прикладного искусства (10часов)

17

8а-

8б-

8в-


Гжельская роспись



урок творчества

презентация

ПК, ММП


Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи.

18

8а-

8б-

8в-


Дымковская роспись

урок - творчества

презентация

ПК, ММП


Характерные отличия в росписи игрушек.



19

8а-

8б-

8в-



Хохломская роспись


урок творчества




Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи

20

8а-

8б-

8в-


Орнамент в архитектуре


урок - творчества

презентация

ПК, ММП


Символизм геометрических фигур

21

8а-

8б-

8в-



Эскиз архитектурного орнамента в круге

урок - фантазирования

презентация

ПК, ММП



22

8а-

8б-

8в-



Искусство оформления книги


урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


композиция

23

8а-

8б-

8в-



Иллюстрации к сказкам народов мира


игра

презентация

ПК, ММП



24

8а-

8б-

8в-



Знакомство с различными гарнитурами шрифтов


урок - творчества

презентация

ПК, ММП


История русского шрифта



25

8а-

8б-

8в-


Прикладное искусство и дизайн

урок – творчества


презентация

ПК, ММП



26

8а-

8б-

8в-


В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна


путешествие

презентация

ПК, ММП


Композиция

Изобразительное искусство в жизни людей (9часов)

27

8а-

8б-

8в-


Портрет моего друга

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.


28

8а-

8б-

8в-


Течения и направления в изобразительном искусстве XX века

урок творчества

презентация

ПК, ММП


Традиции и новаторство в искусстве


29

8а-

8б-

8в-



Проект «Фантастический город»

урок-практикум





30

8а-

8б-

8в-


Искусство зарубежных художников конца XIX – начала XX века


проект

презентация

ПК, ММП


Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна

31

8а-

8б-

8в-



Авангардизм в натюрморте настроения



проект

презентация

ПК, ММП


Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов

32

8а-

8б-

8в-




Воздушная перспектива


урок творчества

презентация

ПК, ММП



33

8а-

8б-

8в-



Природа в изобразительном искусстве



урок - повторение




Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре

34

8а-

8б-

8в-



«Я поведу тебя в музей»


урок-обобщение



фотоаппарат



Итого: 34 часа

Внеурочных занятий – 7 (23 %)

Учебно-методическое и техническое обеспечение курса

Литература

Для учителя:

«Ребенок – Искусство – Учитель» методическое пособие для учителей искусства, М.: НПЦ, НХО, 2000 год.

И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова «Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура, М.: Владос, 1999 год.

Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. М. просвещение, 2008 год

И.Д. Агеева – методическое пособие «Занимательный материал по изобразительному искусству».

Для учащихся:

Журналы «Юный художник», М. Просвещение, 2014-2015 год


Информационно-коммуникативные средства:

CD «Фантастические клипарты».

CD «Эрмитаж» Искусство западной Европы.


Интернет ресурсы:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO_IZOBRAZITELNOE.html

Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» 2011год


Технические средства:

ПК, мультимедийник, плазменная панель.



















РЕЦЕНЗИЯ


на рабочую программу учителя изобразительного искусства

МКОУ Хреновская СОШ №1

Солдатенко Т.В.

по учебному предмету «Искусство (ИЗО)»

для 8 класса


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 2004 года.

- Программы для общеобразовательных школ. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010.

- Регионального базисного учебного плана.

Данная учебная дисциплина даёт знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка.

Содержание рабочей программы состоит из 4-х основных блоков: «Искусство моего народа», «Труд и искусство», «В мире декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство в жизни людей».

В содержании каждого раздела представлены темы, соответствующие действующим стандартам. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года и художественной культуры родного края.

В программе представлены: пояснительная записка; требования к результатам обучения и освоению содержания курса в направлении личностного развития, метапредметном и предметном направлениях; содержание курса; календарно-тематическое планирование, включающее наименование разделов и тем, количество часов, отведённых на их изучение, перечень оборудования, необходимого для обеспечения учебного процесса, темы планируемых открытых уроков, количество часов, отведённых на внеучебную деятельность; учебно-методическое и техническое обеспечение курса.

Программа рассчитана на 35 часов. Преподавание ведётся по 1 часу в неделю: 0,5ч. за счёт часов федерального компонента, 0,5ч - школьного компонента. 0,5 часа добавлены с целью развития художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Доля внеурочной деятельности по предмету составляет 23%.


Рецензент: ___________ Г.Р. Петрова зам. директора по УВР МКОУ Хреновская СОШ № 1.