СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование природных материалов на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теме "Использование природных материалов на уроках технологии"

Просмотр содержимого документа
«Использование природных материалов на уроках технологии»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Начальное образование







АГЛИУЛЛИНА ГУЗЕЛЬ РАМИЛЕВНА







Курсовая работа

«Использование на уроках технологии природного материала»





Преподаватель Ахадуллина Н.Э











Уфа 2017



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

1.1. Методика обучения технологии в начальной школе………………………..4

1.2. Методика обучения школьников работе с природным материалом………..5

 1.3. Инвентарь для уроков технологии……………………………….……..…… 6

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Подготовительный период к урокам технологии в начальной школе с использованием природных материалов……………………………………….…..8

2.2. Методика проведения урока труда с использованием природного материала в 1 классе………………………………………………………………....................9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..11

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….12





















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность работы заключается в том, что использование природных материалов на уроках технологии, особенно в начальной школе, это путь приобщения детей к природе, где они учатся видеть красоту природы, красоту природных материалов. Желуди, листья, шишки, ветки - все они таят в себе образы героев из сказок, мультфильмов. Именно поэтому работа с природными материалами очень привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети увидят значительно больше, чем просто забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – очень важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

В настоящее время в обществе наметилась тенденция к  увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе в целом. Эта идея захватила практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этим, в системе образования, возник также повышенный интерес к декоративно- прикладному искусству и народным ремеслам . На уроках труда в начальной школе увеличилось использование природного материала в ущерб традиционным материалам промышленной переработки. Помимо уроков труда, увеличилось число кружков  декоративно - прикладного искусства и народных ремесел. Здесь  нас интересуют именно уроки труда.

Таким образом, в моей работе будет прослеживаться всеобщая идея «возврата к природе».

Цель исследования –разработать рекомендации к организации уроков труда по работе с природными материалами в начальной школе. 
Задачи исследования: 
1. Раскрыть особенности и значимость работы младших школьников с природным материалом на уроках труда. 
2.   Составить рекомендации к организации уроков труда с использованием природных материалов в начальной школе.

Предмет исследования- уроки технологии с использованием природного материала.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по работе с природными материалами.

База исследования: 1 «Б» класс МБОУ гимназии г.Советский, 21 учащийся.

1. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1 Методика обучения технологии в начальной школе

Именно в период младшего школьного возраста ( 7-11 лет) закладываются основы активной личности, которая проявляет интерес к социуму, трудовой деятельности, самостоятельности, учиться уважать труд других людей и другие немаловажные ценные качества.
Целью курса «Технологии» в начальных классах является создать условия для развития творческой и активной личности, которая проявляет интерес к художественному творчеству, и у которого есть желание трудиться. 
Особое место в содержании курса технологии занимает раздел по работе с природными материалами, сюда относится овладение способами и приемами работы с природными материалами, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников. 
В данной исследовательской работе меня интересует процесс изготовления работ учениками начальных классов с природным материалом и какое влияние оно оказывает на развитие младшего школьника. 
Аппликация – самый простой и доступный способ создания художественных работ, что дающая возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. [4]
Аппликация может быть предметной- отдельные изображения; сюжетной- включающая какие-либо действия, события; декоративной -орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы .
В мире существует огромное количество материалов, которых принято называть «природными». Из названия понятно, что к природным материалам относятся все то, что преподносит нам природа-мать. Это предметы, которые мы едва замечаем, выходя на улицу, это то, что можно легко найти на прогулке: веточки, сучья, цветы, листья, шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т.д. 
Изготовление игрушек и других поделок из природного материала – очень интересное дело, но вместе с тем – это кропотливый труд. Самый важный положительный момент – это результат работы: что-то, что изготовил сам ребёнок, своими руками. Работа с растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития школьника. Встреча с природой неизменно расширяет знания детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления. Когда с прогулки дети приносят желуди, шишки, ветки, а с экскурсии цветы, хвою, то начинается изучение этих сокровищ. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают его, ощупывают и обследуют, что в свою очередь, способствует запоминанию формы, красок, и других свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что желуди бывают овальные, блестящие, желтовато-коричневые; хвоя – она колючая и ломкая.

В заключении этой части , хочу сказать, что работа с природным материалом не только увлекательное и интересное занятие, но и трудоемкое, которое развивает все психические процессы ребенка ,а именно – память, внимание, логику, мышление, воображение. Да ,конечно, обо всех этих материалах можно узнать по книгам или прочитать и просмотреть в интернете, но самому добывать подобные знания куда увлекательнее и интереснее.











































1.2      Методика обучения школьников работе с природным материалом

 
Аппликационная работа с использованием растительных природных материалов оказывает воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и проявления элементов творчества. [4]
Обычно вначале дети работают с готовым образцом взрослого человека, старательно повторяя его работу : расположение материалов, способ их крепления, а далее, ребёнок, зная алгоритм работы предпочитает самостоятельное изготовление аппликаций. В последующих работах учащийся уже может разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнять какую-то часть работы, повторяя за взрослым, а другую часть ребенок импровизирует по собственному замыслу. В этот момент и возникают элементы творчества и развитие мышления.
Увлекательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся внимания, терпения, любознательности. В этом труде всегда есть что-то новое, творческое, возможность добиваться более совершенных результатов с каждым разом. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения с природой, умиротворения, которое они переживают при работе с природными материалами. 
Кроме этого, работа из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, также эта превосходная школа эстетического воспитания, основанная на формировании у детей художественного взгляда на мир, на поиски прекрасного в окружающем мире.

Также можно вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «…нет безобразья в природе…». Поэтому детей волнует красота цветов, плодов растений, разноцветные осенние листья и порхающий тополиный пух, необычная форма либо окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, дети должны обращать внимание на его своеобразность: потому, что у каждого растения свой внешний вид – формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается. 
На каждой экскурсии в природу нужно напоминать детям, что они должны с любовью относиться к природе: оберегать от бессмысленного уничтожения цветы, кустарники и другие растения. Уроки труда с использованием природных материалов должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся ответственное отношение к природе. «Природа и люди – единое целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» – вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению. 
Аппликационная работа требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то со временем развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, и фантазия.
Так же работа с использованием природных материалов способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь даже сделать самую примитивную вещь не просто, а требует определенных волевых усилий. С помощью взрослого ребёнок учиться выявлять причины своей неудачи и учиться преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. 
 
В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д. 
Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветы, Животные, Деревья, Павлин и т.д. 
Данные работы учащиеся младших классов начинают выполнять с первого класса. 
Приемы и методы обучения работам очень разнообразны; допустим, наглядные: рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения; беседа: объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и т.д.
Работа с природным материалом осуществляется и во время группы неполного продлённого дня. Это могут быть выставки , различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. [10]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка. Работа с природными материалами даёт нам бесконечную возможность фантазировать и делать эксклюзивные игрушки, поделки, аппликации.














1.3   Инвентарь для уроков технологии


Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. 
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы. 
Широко используется природный материал для изготовления поделок и в начальной школе. Его нам дает сама природа, перечень его довольно обширен. 


Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей и др. Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен. 

  Для работы, помимо природных материалов, понадобится пластилин, глина, клей - для соединения отдельных элементов.[3]

Можно подвести к выводу, что работа с природным материалом очень дешёвый вид труда, ведь всё, что нам нужно мы можем найти у себя под ногами, в буквальном смысле этого слова. И в то же время полученный результат, будь то игрушка или аппликация будет очень дороги для детей и их родителей. Надо лишь вовремя успеть собрать весь необходимый материал и правильно хранить его.











2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Подготовительный период к урокам технологии в начальной школе с использованием природных материалов.

Мир, который нас окружает, прекрасен и богат. Невозможно не остановить свой взгляд на сказочной красоте цветов, причудливой форме плодов различных растений, неповторимым цветам осенних листьев. Сколько замечательных природных материалов можно найти в лесу.

Наш микрорайон украшает еловая и березовая рощи. Мы с детьми очень любили гулять в этом уголке природы, особенно осенью. Гуляя меж прекрасных деревьев, мы собираем природный материал для подделок и аппликаций. Во время экскурсий я учила видеть красоту родного края, любить её и защищать её.

После того как мы собрали материал, ребята рассматривали собранное богатство, исследовали его, что способствовало запоминанию формы, красок, свойств. Беседы с детьми развивали образное восприятие, фантазию. У детей расширяются представления об окружающем мире, углубляются знания, обогащается речь.

С детьми, в основном собирали, шишки, сосновые и еловые, листья, ветки, цветы, бересту.

Шишки, в основном, использовали для изготовления зверей, людей, птиц. Они различаются по форме, по цвету, по прочности чешуек. Желательно собирать шишки, нераскрывшиеся. Форм шишек можно изменять при помощи столярного клея, воды, изоленты. Береста – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек.

Ветки сосен, елей, сирени очень хороши для подделок потому, что они крепкие, и после высыхания не теряют свои характеристики. Очень хороши ветки с рогатками, они использовались для соединения отдельных деталей. Заготавливая ветки, мы брали только сухие, отмершие ветки.

Листья берез мы собирали и засушивали. Они нужны были для аппликаций. И хранили мы их очень бережно, в коробочках.

Всем этим богатством мы увлеченно занимались на уроках технологии и на уроках интегрированного курса «Я и Мир вокруг меня», в котором изучали природу: животных и растения, Красную книгу ХМАО Югры; историю ХМАО и России : флаги, гербы, гимны, территорию, население; национальную культуры хантов и манси: одежду, быт, сказки, легенды . Мы делали проекты с использованием природных материалов, на основе данных материалов, я корректировала знания и умения вести себя в природе, учила бережному обращению с природой: растениями и животными, воспитывала интерес и любовь к родной земле.



2.2. Методика проведения урока труда с использованием природного материала в 1 классе

При работе с использованием природного материла необходимо заранее произвести заготовку нужных материалов, что мы с детьми и сделали с сентября месяца. Необходимо также учитывать, что работа должна быть ступенчатой, то есть от простого к более сложному, от отдельных предметов к композициям. И надо помнить, что для соединения отдельных деталей в 1 классе рекомендуется использовать пластилин либо глину.

Я приведу общий план работы на уроках труда с использованием природного материала :

  1. Организационный момент.        

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели и задач.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Первичное закрепление.

VI. Работа над темой.

1.Анализ образца изделия.                                                                                

2.Определение и показ последовательности выполнения работы.

3.Проверка готовности к занятию.

4.Повторение правил работы с клеем.

VII. Пальчиковая разминка.

VIII. Первичное закрепление.

IX. Самостоятельная работа обучающихся. Помощь в выполнении работ. Анализ работ.

X. Физминутка.

XI. Рефлексия. Подведение итогов.[7]

По такому плану я проводила все мои уроки труда в 1 классе.



Для самостоятельных работ я давала такой алгоритм работы:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

  2. Планиро­вание хода работы.

  3. Подбор материала и инструментов.

  4. Изготовление игрушки.

  5. Анализ и оценка поделки

Таким образом, делаем вывод, что работа с природными материалами имеет свою структуру, работа не сложна и направлена на развитие психических качеств обучающихся.















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа нашего края очень богатая и сказочная. Она дарит нам столько полезного, нужного, что порой мы даже не замечаем этого богатства.

Использование природных материалов на уроках труда в начальной школе благоприятно влияет на мелкую моторику рук, на психологические качества обучающихся. Дети начинают видеть красоту природы, учатся беречь её. А, непосредственно, на уроках у детей развивается внимание, фантазия, мышление.

За несколько уроков технологии в 1 классе, мы с ребятами научились работать с природным материалом, узнали их свойства, начали фантазировать и придумывать свои аппликации, игрушки. Детям нравились урока технологии и интегрированного курса , мне же, в свою очередь, нравился результат их труда - у каждого индивидуальный, собственный, не похожий на остальных, они легко осуществляли свои замыслы при помощи природных материалов: листьев, шишек, цветов, веток…

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с природными материалами в начальной школе, развивает ребенка во многих направлениях, что благоприятно влияет и на его психическое, и на его физическое воспитание.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беляков Н.Д., Покровская А.И., Кружок «Умелые руки» в школе. – М., 1956; 

2.Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. – М., 1961;

 3.Губанова Е.Н. На уроках технологии // Начальная школа. 1993. № 1;

 4.Гусакова М.А. Аппликация. – М., 1988;

5.Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. М.: Просвещение, 1991;

 6.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. – М.: изд. «Экзамен», 2006; 

7.Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2004;

 8.Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, Соловьянюк В.Г. – Бирск, 2007;

9.Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И Каплан. М.: Знание, 1985;

10.Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда М. Просвещение,1971.

Интернет-ресурсы:

http://bukvasha.ru/kursova/39406

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5955

http://enciklopediya1.ru/index/0-4150

http://festival.1september.ru/articles/413347/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/09/23/otkrytoe-zanyatie-babochka-applikatsiya-iz









ПРИЛОЖЕНИЯ

Работы учеников 1 класса МБОУ гимназия

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Конспект урока по технологии

1 класс

Тема «Стилизованная аппликация из засушенных листьев»



Цель: учить составлять стилизованную аппликацию из листьев.



Задачи:

1.Образовательные:



  • Отработка навыков работы с природными материалами (листьями);

  • Закрепление правил техники безопасности на уроках технологии: работа с бумагой, клеем;

  • Корректировка коммуникативных навыков устной речи при защите работы.

2. Развивающие :



  • Развитие творческого мышления, образного мышления, фантазию ;

  • Развитие творческих способностей ;

  • Развитие интереса к работам с природными материалами.



3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе;

  • Воспитывать усидчивость и аккуратность на уроках технологии;

  • Воспитывать уважение к мнениям одноклассников.





Оборудование:

учебник; засушенные природные материалы, а именно листья; клеёнка; цветная бумага; бумажные листа на 10х15 см; кисточка в подставке; клей ПВА.

Литература:

  1. Н.М. Конышева Чудесная мастерская»: учебное пособие по художественному труду для 1 кл. нач. школы, Просвещение, 2015, с. 36-37






















Ход урока:


Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I. Орг. момент

-Ребята, садитесь, пожалуйста. У нас урок технологии, проверяем готовность к уроку.

Проверка наличия папок с инструментами и материалами.

II. Вступительная беседа


- Что самое главное было для человека в прошлом, главное сейчас и будущем? Без чего человек не выживет в этой жизни?

Да, без труда не прожить на свете и дня. Поэтому человек трудиться всю жизнь, постоянно осваивая что-то новое. Вот и мы с вами будем осваивать новое и увлекательное на уроках технологии.

-Природа – великолепный художник и скульптор, а фантазия её безгранична. Именно у природы мастера живописи, декоративно-прикладного творчества черпают вдохновенье и создают из древесного и растительного материала неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой.

Посмотрите в окно. Как изменились деревья, какое сейчас небо? Какое время года на улице? Что можете мне рассказать об осени? Попробуйте угадать этот материал по описанию: «Он бывает разного цвета: красный, жёлтый, зелёный. Его не изготавливают на фабриках. Хранится он недолго, рассыпаясь затем от малейшего прикосновения. Чаще всего этот материал идёт на изготовление аппликаций» -Правильно, листья!

- Когда мы с вами гуляли по парку, по территории школы, что мы замечали под ногами? (Ковёр из разноцветных листьев).

- Какие деревья и кустарники сбрасывают осенью листву в нашей мстности? (Берёза, ольха, ива, калина).

- А по форме какие бывают листья? (Круглые, овальные, треугольные, длинные). Какие зазубринки бывают у листьев? (Крупные, мелкие, острые). Какого размера листья вы видели? (Мелкие, крупные, средние).

- Что можно делать из листьев? (Аппликацию).

- На что могут быть похожи листья по силуэту? Встречали ли вы такие листья?



- Как вы считаете, почему мы говорим об осени и о листьях? Какая будет цель урока? (Может будем выполнять аппликацию об осени, картину из листьев). Но ведь мы уже на прошлом уроке делали аппликацию. Подумайте ещё.

- Ребята, прочитайте тему урока на доске: «Превращение листьев».

- Необычная тема, не так ли?

-Что нового мы узнаем на уроке технологии? Будем учиться создавать красивые вещи, используя тот рукотворный мир, который нас окружает. Вы уже видели, пролистывая страницы учебника, сколько красивых картин там есть. Учебник- наш друг и помощник. В нём вы найдете ответы на все ваши вопросы, которые будут возникать в ходе работы. Учебник познакомит вас с разнообразием предметного мира, его гармонией, с современными требованиями , предъявляемые к дизайну разных вещей. Изучив всё это, вы сможете делать такие вещи, которые подарят радость вам и вашим близким.

-Картины из листьев мы уже делали с вами, но тогда мы говорили об аппликации. А вот сегодня появилось это слово – как будто ожидается какое-то волшебство! Что бы это могло быть?

- Как вы думаете, что значит превратить? (Увидеть в листьях что то интересное образ животного или растения). - Превратить – это значит изменить образ.

- Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Сегодня будем делать из простых засушенных листьев и семян что-то или кого-то).

- Сегодня мы будем стилизовать листья под какой-то образ. Как вы понимаете, что значит стилизовать? (Может упрощать, видеть то, на что похожи листья)

- Верно.



Давайте повторим цель урока.

-И так , нам предстоит сделать из простых засушенных листьев что-то другое; будем угадывать: кто же или что в них спрятано.

Беседа. Постановка цели урока детьми.





Показ картинок.























Показ и сравнение листьев .






III. Анализ образца.



1. Работа по учебниквм




































































- Откройте учебник на странице 36. Прочитаем текст, начиная с заглавия по цепочке.

- Посмотрите на рисунки в учебнике на странице 36. Что изображено?

- Во что превратились разноцветные листья на иллюстрации? (В красивого петушка). Обратите внимание : какие листья по форме и по цвету были использованы для выполнения данной работы? (Узкие, широкие, треугольные). Листья каких деревьев использованы? (Клёна, берёзы, ольхи).

- Скажите, пожалуйста, на что похожи чешуйки листьев? (На лепестки цветочка). Из чего выполнено солнышко? (Из семян клёна).

- Рассмотрите иллюстрации внизу странице 37. Образы каких животных вы увидели? (Бабочка и рак). Можно из этих же листьев создать другие образы? (Можно). Что можно создать еще ? (Птицу, дерево).

- Ребята, внимательно просмотрите еще раз все иллюстрации , и обратите особое внимание на листья.?Что интересного заметили? (Листья целые, не обломанные, не отрезанные). Верно, листья берутся такими, какими вы их собирали .



- Убрали книги, чтобы нам не мешались.

- Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть волшебниками.



Посмотрите ещё раз на композиции на доске. Кому нравятся эти композиции?

-И так, рассмотрите композицию. Что потребуется нам для конструирования композиции? На чём она сделана? (На картоне). Из чего будет состоять наше произведение? (Из листьев, может быть из семян, из чешуек шишек.)

- Для того, чтобы закрепить листья и семена на картоне что понадобится? (Клей). Какой клей будем использовать? Карандаш или ПВА? (ПВА). Почему? (Карандаш не приклеит листья). Верно, а также клей ПВА не оставит следов после высыхания.

- Ребята, вспомните какие листья должны быть, если мы хотим с вами стать волшебниками и в листьях научиться видеть какие-то образы: зверей, насекомых и т.д., то, что нельзя будет делать с листьями? (Нельзя вырезать, ломать, резать листья).

- Верно, нам надо внимательно рассмотреть листья и увидеть в них что-то необычное.

– Но что важное мы забыли?



-Перед работой надо продумать образ, т.е. то, что мы задумали, допустим, собаку. После того, как продумали надо разложить листочки на картоне. И только после этих процедур приступать к работе.

- Вспомним технику безопасности при работе с клеем. Как надо пользоваться клеем?



- Если клей вытек, то …? (Надо аккуратно вытереть тряпочкой).

- Что нельзя забывать, при работе с бумагой? (Нельзя забывать то, что бумагой можно порезаться).

Давайте вспомним, как надо работать с бумагой. (Надо аккуратно держать, нельзя резко проводить рукой по краю).

- Еще раз проговорим, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Картон, цветная бумага, клей ПВА, листья, семена, чешуя шишек).

Рассматривание иллюстраций, анализ рисунков.











































Показ и анализ различных композиций. Беседа по составу композиций.

IV. План работы.

- Чем же мы займёмся на уроке? (Попробуем создать образ из засушенных листьев). Верно, сегодня мы попробуем создать образ из засушенных листьев, то есть станем волшебниками. Чтобы у нас всё получилось, мы спланируем нашу работу. Зачем нужен план? (Чтобы не забыть ни один этап работы).



- Верно.

- Что сделаем в первую очередь? (Внимательно рассмотрим листья, которые лежат перед нами на столах. И постараемся увидеть , в кого или во что их можно превратить).

- Придумали кого делать, далее, что необходимо сделать? (Нужно подобрать листья и семена для работы).

-Следующий пунктом плана будем: куда всё это расположить? (Нужно выбрать подходящий цвет картона и расположить листья на нем так, чтобы было максимально похоже на выбранный нами образ)

- Ребята, но, выбирая цвет бумаги, будьте осторожны и внимательны. Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске листья на нём «потеряются», то есть не будут видны. Также фон не должен совпадать с цветом листьев.

- Следующий этап, всё расположили на листах и чтобы не потерять нашу композицию, что необходимо сделать? (Приклеим листья и семена).

- Верно. Вспомним, на прошлом уроке мы уже с вами познакомились с правилами этой работы. Что вы запомнили? ( Листочек нужно намазывать с изнаночной стороны, перед этим подложим под него сухую газетную бумагу).

- Так, молодцы! А далее что нужно сделать? (Затем лист прикладываем на своё место в композиции и осторожно проглаживаем другим кусочком бумаги).

- Вспомним, какие у нас листья и как нужно обращаться с ними?

(Особенно осторожно, так как они очень хрупкие).



- Как мы будем оценивать наши работы? Кому сможем поставить «5»? ( Интересность задумки, выполнение работы :аккуратность.). За что можно будет поставить отметку «4»? (Выполнена аккуратно, но не очень интересная задумка). За что сможем поставить «3»? (Не совсем правильно выполнено, неаккуратно).


Показ изготовления композиции учителем у доски поэтапно. Дети следят за действиями учителя. Дети вместе с учителем составляют план. Учитель вывешивает карточки с пунктами плана.

V. Практическая самостоятельная работа

- А сейчас, ребята, после моего показа и составления совместного плана вы выполните композицию самостоятельно. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне. Когда вы сложите композицию на листе, то сразу ничего не приклеивайте. Я сначала пройду и посмотрю все работы.

- Все справились с первой частью работы, превращения получились очень интересные. Теперь приступайте ко второй части работы.

- Пока вы конструируете композицию, можете подумать, как вы представите её: придумать название композиции, придумать небольшой рассказ или сказку, можно стихотворение.

Проверка готовности детей. Выполнение работы по плану. Проверка и помощь учителя. Во время работы звучит музыка – Вивальди «Осень».













Дети создают композицию, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

VI. Подведение итогов.

- Заканчиваем работу. Убираем с парт весь мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку.

- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас будем выходить по рядам и показывать свои работы.

- Посмотрим, насколько удачно мы справились с задачей и какие из нас получились волшебники. Какие из представленных превращений кажутся вам наиболее интересными? Почему? У кого наиболее точно и оригинально выполнена композиция? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе. Посмотрите, кому мы сможем поставить пятерку, четверку, а может и тройку и, главное, за что?

- У кого работа сегодня не заладилась, или что-то не получилось, либо не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.



- Какой этап работы показался сложным? Почему? Какими знаниями, умениями и навыками вы сегодня овладели? Для чего понадобятся эти знания вам? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы?

- Давайте оценим свою деятельность: такими словами «Я был (а)…» . Например, активна в работе, помогал другим.

- В заключении еще раз проговорим, о свойствах материалов и какую работу мы делали на уроке? (Конструировали композицию из листьев, семян).

-Назовите самый хрупкий материал, который мы использовали на уроке?

-Какому материалу можно придать любую форму из-за его пластичности?

-Какие материалы легко мнутся?

-Какие материалы можно отнести к упругим, а какие к мягким?

-Зачем нужно знать свойства природных материалов?

-Как вы думаете, любой листочек можно превратить, во что угодно или нет? Как же угадать нам, кто в нём спрятан?

- Верно, каждый листочек нужно внимательно рассмотреть, изучить природную форму и только после этого решить, что из неё можно сделать.
- Чему же мы сегодня научились? (Превращать листочки в кого-нибудь или во что-нибудь).

- Верно, то есть находили в обычном необычное. Ещё хочу добавить, что вы стали аккуратнее работать: ни один хрупкий листочек у вас сегодня не сломался и не порвался. Для таких волшебников, как мы это особенно важно.

- Понравилось ли вам быть волшебниками? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке труда?

Если вы пожелаете, то можете дома поколдовать над листьями и удивить родителей.



- Урок окончен. Все молодцы, спасибо за волшебство.

Уборка рабочих мест.







Организация выставки работ учеников.







Дети представляют свои работы. Анализ работ. Выставление оценок.




ПРИЛОЖЕНИЕ В


Конспект урока по технологии

1 класс

Тема:   "Аппликация из листьев "Бабочка"


Цели урока:

Скорректировать знания и навыки выполнения аппликации из природного материала.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Отработка навыков работы с природными материалами;

  • Скорректировать знания правил техники безопасности на уроках технологии : работа с клеем ПВА , работа с бумагой;

  • Скорректировать коммуникативные навыки при защите работы .



2. Развивающие

  • развитие творческого мышления, образного мышления, фантазии;

  • развивать творческие способности;

  • развивать мелкую моторику рук на уроках технологии при работе с природными материалами.



3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • воспитывать уважение к мнениям одноклассников;

  • воспитывать усидчивость и аккуратность на уроках технологии;

  • воспитывать интерес к работе с природными материалами.



Оборудование:

учебник; засушенные листья в больших плоских коробках; различные семена в пакетиках; подкладная клеёнка; цветная бумага; 10-15 бумажных листов размером примерно 10х15 см; кисточка в подставке; клей ПВА.







Ход урока:

- Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, у нас урок технологии, проверяем готовность к работе.

- Вступительная беседа

-Сказочна и богата наша природа! Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает нам свои прелести по-разному, давая простор фантазию и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.

Первые цветочки: подснежники, фиалки…Как охота это чудо принести домой, чтобы оно было рядом…Но, осуществляя свой замысел, вы лишь губите цветок . Огорчению нет предела! Но можно всё-таки частичку природной красоты перенести домой, сохранив и при этом красоту каждого листочка, веточки, не нанося окружающей природе вреда. Так, из опавших листьев можно делать аппликации, как мы с вами уже делали, из шишек- скульптуру , а можно объединить несколько видов природных материалов и создать необычное панно.

-Вот и мы будем создавать необычное панно из природных материалов, которая была бы украшением вашего дома.

- Вы видите на доске фотографии, кто на них изображен? (бабочки)

- Все ли из вас видели летом красивых и ярких бабочек?

- Где же их можно встретить, красавец- бабочек? (На деревьях, кустарниках, цветах)

- Послушайте внимательно об этих насекомых. Бабочки — один из самых крупных отрядов насекомых, включающий в себя около 140 тысяч видов. В России обитает несколько тысяч видов бабочек, большинство из которых связаны с лесом. Бабочки играют существенную, а иногда решающую роль в жизни леса. Взрослые особи — важные опылители цветковых растений. Но есть и те особи, гусеницы которых поедают листья и хвою, так вот они приносят вред лесу. Бабочки, несомненно, самые заметные и привлекательные из многочисленных насекомых, обитающих в лесах. В ясный летний день разноцветные дневные бабочки, порхающие над цветами, — непременное украшение лесных полян. Польза от бабочек многократно превосходит тот вред, который причиняют гусеницы, поедая растения. Причём часто в распространении и массовом размножении гусениц повинен сам человек. И всё же самое главное, что дарят нам бабочки, — это чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием.


И мы с вами тоже сотворим сегодня чудо – сделаем из листьев бабочку.

Попробуйте угадать этот материал по описанию: «Он бывает разного цвета: красный, жёлтый, зелёный. Его не изготавливают на фабриках. Хранится он недолго, рассыпаясь затем от малейшего прикосновения. Чаще всего этот материал идёт на изготовление аппликаций» -Правильно, листья!


- Ребята, листья – это растительный природный материал, он очень хрупкий, а главное, листья можно резать ножницами, что поможет нам в изготовлении нашей аппликации.

- Анализ  образца

- Ребята, посмотрите на мой образец, из каких материалов он изготовлен? (из листьев, картона)

- Из каких деталей состоит бабочка? (туловище, голова, крылья)



- С помощью чего соединены детали? (с помощью клея)

- Для выполнения такой бабочки нам понадобятся засушенные листья, клей, ножницы, картон, кисточки для клея.

- Объяснение изготовления изделия

Спланируем нашу деятельность.

1) Сначала вам предстоит выбрать  цвет картона для основы.

2) Вы подберете четыре листочка для крыльев бабочки.

3) Вы аккуратно с помощью фломастера зарисуете туловище и голову бабочки на листочке.

4) Из этого листочка вы вырежете туловище и голову для  бабочки

5) Все листья вы разложите на картоне.

6) Вы бережно возьмете листочек, нанесете на  него клей с помощью кисточки и аккуратно положите на место. И так каждый лист приклеите на картон.

7) Оформите бабочку, приклеив дополнительные детали.

8) Для того, чтобы листочки хорошо держались на картоне, можно аккуратно прижать аппликацию книгой.

- Планирование

- А теперь, ребята, давайте повторим этапы работы.

1) Подготовить материал.

2) Проверить наличие необходимых вещей.

3) Разместить всё на картоне.

4) Закрепление деталей

5) Оформление работы

6)Анализ и оценивание.

Физкультминутка


Правила техники безопасности

Практическая работа

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с клеем и ножницами:

С клеем:

1. клеем пользуемся только по назначению;

2. когда клеем не работаем, закрываем его ;

3. работаем только на клеенке;

4. размазываем клей кисточкой;

5. после работы хорошо промываем кисточку и руки;

6.Излишки клея убираем тряпкой.



При работе с ножницами:

1.Передаем кольцами вперёд;

2.Работаем максимально аккуратно;

3.Категорически запрещено играть и держать ножницы в руках, когда не работаем с ними.


Напоминаю еще раз: в первую очередь, приклеиваем туловище и голову бабочки, а затем, лучше, приклеить верхние крылышки, после этого нижние крылья.


Выполнение работ, помощь и подсказка учителя.


Итог урока:

Выставка работ:

- Заканчиваем работу. Убираем с парт весь мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку.

- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас будем выходить по рядам и показывать свои работы.

- Посмотрим, насколько удачно мы сегодня в поработали с вами. Какие из представленных здесь работ кажутся вам наиболее интересными? Почему?



Анализ и оценивание работ.



- Ребята, подведём итог уроку: с каким материалом мы сегодня работали?

(с природным,  с засушенными листьями)

- Кого мы сегодня делали с вами? (бабочку из листьев)

- Ребята, вы все молодцы, если есть желание дома еще можете пофантазировать и изготовить бабочки и других животных.

Спасибо за урок, урок окончен!