Учитель специального (коррекционного)
класса-комплекта VIII вида:
Макарова Ольга Борисовна
Особенности использования природных материалов на уроках технологии в коррекционном классе.
С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять четкие, последовательные действия,
Работа с природным материалом является оптимально адекватной коррекционно - развивающей формой для определенной гармонизации личности детей с ОВЗ. Когда наряду с активизацией мыслительной деятельности улучшаются навыки общения, мотивационный и эстетический аспект.
А в общем, можно говорить о развитии познавательных процессов, интегральной культуры и личности в целом.
Влияние занятий художественным творчеством проявляется в раскрытии потенциальных возможностей личности, ощущении себя равным со всеми членами общества.
Основа образовательного процесса – практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом. Направленность занятий может быть предметной – подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения.
В младшем школьном возрасте детям с ограниченными возможностями рекомендуются занятия, где присутствуют такие упражнения, как:
лепка из пластилина;
развязывание узелков;
нанизывание на проволоку пуговиц;
перекладывание семян, камешков;
прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам;
обводка по контуру, по трафарету, через прозрачную бумагу;
штриховка, раскрашивание;
вырезание и сгибание бумаги;
занятие мозаикой, аппликацией.
Для развития ориентировки в пространстве этим детям особенно рекомендуется ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине). Развитию всех видов мышления способствуют занятия оригами, аппликацией, конструированием. Такие занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательный интерес.
Существует разнообразное количество видов природного материала.
Виды природного материала:
Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды(шишки, желуди, , ветки, корни, кора и т.д.).
Материалы минерального происхождения (камни, песок, ракушки и т.д.).
Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья).
Правила заготовки природного материала
Самыми правильными припасами природного характера будут те, которые собраны в конце лета и начале осени, так как дозревшие твердые плоды уже не будут морщиться или, наоборот, гнить. А осенние листики будут готовы вместе с ребятами окунуться в сказочный мир аппликаций, чтобы придать своим разноцветьем живой образ задуманного. Нужно помнить, что природные материалы (семена овощей, растений) необходимо высушить в проветриваемом помещении, чтобы исключить их загнивание. Листья важно разложить по одному на страницах толстой тетради для того, чтобы они при просушке приобрели гладкую, ровную форму и не раскрошились. Положить сверху на нее пресс.
Возможности природных материалов.
Самый большой плюс, который имеют поделки из природного материала – это доступность для всех категорий населения, а также большой выбор элементов, деталей для их изготовления. Кроме того, не нужно переживать за сертификацию товара, так как все материалы натуральны и безопасны для здоровья ребенка! Благодаря природному материалу дети учатся аккуратности, усидчивости, познают «внутренний» мир плодов, развивают фантазию и воображение. Работа с данным материалом положительно сказывается на психологических особенностях малыша, так как действует успокаивающе, способствует развитию мелкой моторики и мышлению.
Виды творческих работ из природного материала:
Поделки из природного материала, которые изготавливают дети в детских садах, школе и увлекающиеся творчеством люди.
Аппликации из листьев деревьев, веточек, сухих опилок.
Привлекательны внешне объемные поделки, сделанные из шишек, каштанов, скорлупок от грецкого ореха.
Различные варианты бижутерии – бусы, броши, браслеты и т.д.
Из корней деревьев или интересных по форме веток, стволов можно смастерить подставку для комнатных цветов, обработав и покрыв ее лаком.
Техника и правила работы с природными материалами
При работе необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности, так как прежде, чем приступить к сборке поделки из природного материала сначала готовят ее детали. При изготовлении человечков, зверушек из желудей, шишек требуются выполнение определенных действий: прокалывание шилом, сверление, отпиливание. Любая работа с природным материалом должна происходить на рабочем месте, а не на весу в руках. Острые инструменты держать в положении от себя и т. д.
Дополнительный материал для поделок
Для придания устойчивости поделкам из природного материала используют твердую поверхность, например, плотный картон, фанерные или деревянные подставки. Также широко применяется для скрепления деталей объемной поделки из природного материала пластилин, клей по дереву или тонкая проволока. Для аппликаций и картин необходима цветная бумага и картон.
Применение поделок из природного материала
Праздников очень много и к каждому из них можно сделать поделки из природного материала, а затем организовать тематические выставки, посвященные осени, Новому году и т.д. Поделки из природного материала подойдут в качестве подарка или сувенира. А овощи и фрукты, представленные в необычном виде, украсят любую выставку под названием «Дары природы». Поделки из природного материала доставляют массу удовольствия и служат организацией полезного досуга не только детям, но и их родителям, и педагогам.