СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование физминуток в режиме дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ребенка жизнь протекает в игре: в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же такое физкультминутки для дошкольников? Это время для вееселья, стихов и движения. 

Просмотр содержимого документа
«Использование физминуток в режиме дня»

Использование физминуток в режиме дня

Опыт работы

Балабаш Н. Н. МБДОУ№48


2.

Для ребёнка жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. 
Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы дети росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

   

 По данным ученых-физиологов ( Павлов И.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.) образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от педагога, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения дошкольников, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для любого педагога, что детям срочно требуется физминутка!

Обследование двигательной сферы детей с нарушениями речи позволяет обнаружить у них некоторое отставание физического развития. К ним относятся:

- гипер- и гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики;

- дискоординация движений;

- несфоромированность функции равновесия;

- нарушение ориентировки в пространстве.

Я использую физминутки в образовательной деятельности как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

      Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.


3. Значение физкультминуток.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

      Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 5- 6 появляются через 10-12 минут непосредственной образовательной деятельности, у в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную системуи восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

      Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагог обязательно должен знать прежде, чем предложить физминутку детям.

Выбор той самой эффективной, подходящей нашим детям именно сейчас  физминутки зависит от того, каким видом деятельности мы в данное время занимаемся с дошкольниками.



4. Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.


5. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. При этом важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. 


6. Требование к проведению физкультминуток:

  • Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-я минута НОД, зависит от возраста, вида деятельности, сложности материала);

  • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

  • удобны для выполнения по ограниченной площади;

  • включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

  • Содержание должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

  • Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

  • Выполнять упражнения следует вместе с детьми.

  • Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания.

  • Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст

  • Физкультминутки, также, как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству.


7. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления; 
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

8. 1.Упражнения для снятия общего или локального утомления 
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). 

Реклама 01

9.2.Упражнения для кистей рук 

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты. 

10.3.Гимнастика для глаз


11.4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки
Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка, 
• недостаточное освещение.

12.5.Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.


13.6. Использование музыки и танца для физкультминуток
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. 


Танцы полезны, потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе, 
• развивают дыхательную систему. 


Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

  • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

  • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, например, отгадывать загадки ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.



14. Все физминутки является необходимыми элементами непосредственно образовательной деятельности, улучшают функционирование речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Физминутки универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от Вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых. Успехов Вам, дорогие педагоги!











































Комплекс двигательно-речевых физминуток.



1. Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топают, выполнять соответствующие движения,

Ручками хлопают, проговаривая текст хором.

Глазками моргают,

Потом отдыхают.



2. Руки – в стороны

( вверх, вниз, вперед, назад) выполнять соответствующие движения,

В кулачок, проговаривая текст хором.

Разжимай и на бочок.

3.Правая вверх,

Левая вверх. выполнять соответствующие движения,

В стороны, накрест, проговаривая текст хором.
В стороны, вниз.



4. Сначала буду маленьким, - присесть на корточки, обхватив

К коленочкам прижмусь. колени руками.

Потом я вырасту большой, - выпрямиться, подняться на носки,

До лампы дотянусь. руки вверх.



5 .Перед нами луг широкий - плавно развести руки в стороны,

А над нами лес высокий, - поднять руки вверх,

А над нами сосны, ели - покачать поднятыми руками

Головами зашумели. влево-вправо

Грянул гром и ель упала, - хлопнуть над головой в ладоши,

Только ветками качала. - наклониться вперед, руки вниз,

покачать ими.



6.Ветер дует нам в лицо, - помахать руками перед лицом

Закачалось деревцо. – руки вверх, качаем влево-вправо

Ветер тише, тише, тише, - постепенно присесть,

Деревцо все выше, выше. - подняться на носки, руки вверх.



7. Буратино потянулся, выполнять соответствующие движения,

Раз – нагнулся, проговаривая текст хором.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не неашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.



8. Сели – встали, - выполнять движения,

проговаривая текст.

Хлоп, стоп. – хлопнуть в ладоши под коленями,

выпрямиться.



9. Очень трудно так стоять - - стоять прямо на одной ноге,

Ножку на пол не спускать. руки в стороны.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.



10. Поглядите: боком,боком - руки на поясе, притоптывая,

Ходит галка мимо окон. повернуться правым, левым боком.

Скок – поскок, скок – поскок, - прыжки на двух ногах,

Дайте булочки кусок. – руки в соторны.





11. Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так. – наклоны влево – вправо, проговаривая

Влево – тик, вправо – так, хором текст.

Тик – так, тик – так.



12. Еле – еле, еле – еле, - медленно идти по кругу друг за другом,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом - идти быстрее, переходя на бег.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, - идти, замедляя шаг

Карусель остановите.

Раз – два, раз –два,

Вот и кончилась игра. – остановиться.



13. Шла по улице машина,

Шла машина без бензина, - руки на пояс, на плечи, вверх,

Шла машина без шофера, затем – в обратном порядке.

Шла машина без мотора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.



14. Хомка, хомка, хомячок, - руки перед грудью,

Полосатенький бочок. кисти вниз, вертеться влево –вправо.

Хомка раненько встает - потянуться, руки вверх.

Шейку моет, лапки трет,

Подметает хомка хатку - выполнять соответствующие движения,

И выходит на зарядку. проговаривая текст хором.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.



15. Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо вернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться, - выполнять соответствующие движения,

Я легко с дивана спрыгну, проговаривая текст хором.

Спинку я дугою выгну,

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко,

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.



16. Раз,два,три, четыре –

Топаем ногами,

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире - - выполнять соответствующие движения,

Раз,два, три, четыре, проговаривая текст хором.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.



17. Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – лоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – туда, два – сюда, - выполнять соответствующие движения,

Повернись вокруг себя, проговаривая текст хором.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.



18. Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись,

Ветер сбивает росу. - выполнять соответствующие движения,

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.



19. Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет - ноги на шире плеч, руки за голову.

Раз – наклон, два – наклон, - наклоны туловища вправо – влево.

Зашумел листвою клен.



20. Сам, сам, самолет, - хлопки руками,

Тут и там самолет. – руки в стороны,

Летит самолет близко, - руки прижать к груди

Летит далеко, - руки вперед

Летит самолет низко, - присесть

Летит высоко. – руки вверх







Комплексы физкультминуток.

1.Приплыли тучи, дождевые                        Руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик - лей!                                 Потряхивают руками, топают

Дождинки как живые,                                пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!                                           Наклоняются, садятся.


2.Зайки, где вы пропадали?

-Мы в капусте отдыхали,                             Трясутся от страха

А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

-Так попробуй нас догнать!Убегают.


3.Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,                      Встать,

До неба дотянусь,        поднять руки вверх, встать на носочки.


4.Ветер дует нам в лицо.                     Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                           Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                    Тянутся вверх.


5.Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).


6.Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Выполнять согласованные со словами действия).


7.Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

(Выполнять согласованные со словами действия).


8.Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

(Выполнять согласованные со словами действия).



9.Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

10.Дождь

Капля - раз, капля - два,                        Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами.                                                        Если только захочу,

Я и маленького братца                                            Руки перед грудью,

Обуваться научу.                Показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.


Снегопад

Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина,                                      Двигаться в заданном

Шла машина без бензина,                                направлении, вращая

Шла машина без шофера,                                воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш.                        Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".                        Вращение воображаемого

Улыбнулись веселей, и поехали скорей.                Руля.

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки        "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки,              от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок,                          Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит,              В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,                 Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.        Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи.        Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок, хоть один разок.        Улыбка - мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

По улице идем.                                                      Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот:                                        Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,                                     Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                рубят,

Отожмем лимонный сок,                                отжимают

Слив положим и песок,                                    кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,                               Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

(Выполнять согласованные со словами действия).