Л. В. Ибрагимова КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26» город АКТОБЕ КАЗАХСТАН Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер и его программы, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.[1:176] Использование информационных технологий на уроках - веление времени, т.к. двадцать первый век - век информационный. И задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить учащихся добывать знания и осваивать их самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Применение информационных технологий на уроках необходимо и позволяют решить сразу множество задач: - позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; · позволяют индивидуализировать процесс обучения; · повышают интерес к урокам русского языка и литературы; · активизируют познавательную деятельность учащихся; · развивают творческий потенциал учащихся; Каким должен быть урок в современной школе? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока. Кроме этого, современное образование в школе должно быть направлено на личностно-ориентированное обучение, когда учитель является не только источником знаний, но и организатором познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Сегодня нет такого преподавателя, который не желал бы, чтобы его общение с учащимися было увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное, чтобы учитель имел возможность положительно влиять на становление личности учащихся. Формирование же нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором сам же активно действует. Основными направлениями использования компьютерных технологий на уроках являются следующие: Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал) Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия) Тренажёр Контроль за умениями, навыками учащихся (тестирование, выполнение практических работ ) Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся В основном все эти направления можно реализовать с помощью программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках? Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; Визуализация учебного материала; Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; Стимулирование воображения школьников; Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий Я хочу поделиться своим опытом использования ИКТ при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности. Оборудование, использующееся на уроках: Ноутбук Мультимедийный проектор Телевизор DVD-видеоплеер Магнитофон Лазерный принтер Собраны видео-, аудио- и медиатека. Информационно- коммуникационные технологии можно успешно использовать на различных этапах обучения, как при изложении нового материала, так и закреплении изложенного материала, в системе контроля и проверки и для самостоятельной работы учащихся. Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач, задания можно легко варьировать (дополнять, сжимать). Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета учитель и ученики имеют возможность не только находить художественные и литературоведческие тексты, биографические материалы, иллюстрации, портреты, фотографии, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Учитель, используя презентацию, имеет возможность не просто читать лекцию или объяснять новую тему, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; кроме того, учитель развивает мыслительную и активизирует познавательную деятельность учащихся. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Имея опору в виде слайдовой презентации, учащиеся лучше развивают память и речь. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. Следующая возможность данной технологии – контроль знаний, умений и навыков учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, тестовые программы. Существует множество различных тестировщиков и тестовых оболочек, в которые достаточно ввести свои вопросы и ответы, чтобы осуществить контроль. Использование образовательных сайтов ymnik.kz testent.ru позволяют учащимся самим проходить тесты в реальном времени и одновременно выявлять пробелы в знаниях. Кроме вышесказанного, компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Среди обилия информации в Интернете учатся находить нужную, обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Дать задание обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в опорную схему, презентацию, тестовые задания, составить вопросы по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера учениками – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают набирать тесты. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).[3: 165-166] В моей методической копилке имеются презентации по литературе: «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Личность и судьба М.Ю. Лермонтова», «А.С. Грибоедов «Горе от ума», «Мысль семейная в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого», «Наташа Ростова- любимая героиня Л.Н.Толстого», «Тест по роману «Евгений Онегин», «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», «Образы помещиков в поэме «Мертвые души» и другие. Подготовлены презентации по русскому языку: «Фразеологизмы», «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Сложноподчиненные предложения», уроки по развитию речи «Описание природы», «Зима» и другие. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру. Например, уроки по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Н.В. Гоголя «Образы помещиков в поэме «Мертвые души», проведенные в игровой форме, созданные в программе Power Point, также урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина «Поэтическое сердце России - Сергей Есенин» с широким использованием информационно-коммуникационных технологий помогли создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале, были даны на районных семинарах и опубликованы на сайте казахстанского интернет – журнала «Коллеги». (cм. http://kollegi.kz) Что дает мне использование информационно-коммуникационных технологий? экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов. Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний, а владение и использование ИКТ учителем - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Список литературы. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования. Минск: Красико-Принт, 2006г. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. |