Дидактический материал.
«Использование мобильных приложений на уроках музыки в 5 классе»
1.Введение (актуальность и цели):
Актуальность: Современные пятиклассники- это поколение «Цифровых аборигенов». Использование смартфонов и планшетов на уроках позволяет говорить с ними на одном языке, повысить мотивацию, превратить пассивное слушание в активное творчество и сделать сложные теоретические понятия наглядными и интерактивными.
Цели:
Образовательная:
Сформировать первичные представления о нотной грамоте, ритме, тембре, форме музыкальных произведений через интерактивные задания.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческие способности, навыки анализа и импровизации.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к музыкальному искусству, умение работать в группе и аргументированно выражать свое мнение.
Задачи:
Познакомить учащихся с возможностями мобильных приложений как инструментов для создания и изучения музыки
Научить применять теоретические задания на практике через создание собственных мелодий и аранжировок.
Стимулировать познавательную активность и самостоятельность в изучении материала.
2. Категории приложений и примеры:
Категория | Назначение | Примеры приложений (бесплатные/условно- бесплатные) | Формы работы |
Интерактивные нотные станции и теории | Изучение нотной грамоты, длительностей нот, ключей в игровой форме. | NoteWorks, Perfect Ear, Music Theory Helper | Индивидуальная, фронтальная(через проектор) |
Виртуальные музыкальные инструменты | Знакомство со звучанием инструментов, развитие мелкой моторики, импровизация. | Virtuoso Piano, GarageBand, Real Guitar | Индивидуальная, парная, групповая |
Ритм-тренажеры и драм- машины | Развитие чувства ритма, изучение простых и сложных ритмических рисунков | Rhythm Trainer, Groove box | Индивидуальная, групповая(создание ритм-группы) |
Программа для создания музыки (DAW) | Основы аранжировки, секвенирования, знакомство с жанрами, создание собственных треков | Band Lab, Soundtrap | Групповая (проектная деятельность), индивидуальная |
Интерактивные викторины и слушание | Развитие тембрового и жанрового слуха, закрепление знаний о композиторах и произведениях | YouTube Music, Spotify (с готовыми плейлистами) | Фронтальная, соревновательная (викторины) |
3. Примерные задания и фрагменты уроков.
Урок 1: Тема: «Ритм-пульс музыки»
Цель: научить определять и воспроизводить простые ритмические рисунки (1/4,1/8,паузы).
Ход работы:
Учитель объясняет понятие ритма, длительность, показывает на примере хлопков.
Ученики заходят в приложение. Учитель через проектор показывает простое упражнение. Учащиеся индивидуально на своих устройствах повторяют ритм, прослушав образец. Приложение сразу показывает правильность выполнения.
В группах 3-4 человека ученики создают свой ритмический рисунок их 4 тактов с помощью приложения -драм-машины ( Groovbox). Одна группа проигрывает, остальные пытаются повторить хлопками.
Рефлексия:
Обсуждаем, что было легко, что сложно, где в жизни мы встречаемся с ритмом.
Урок 2: Тема «Мы – композиторы!»
Цель: создать короткую мелодию в простой форме (например , АВА)
Приложение: BandLab (онлайн- версия также доступна на компьютерах).
Ход урока:
Учитель показывает интерфейс BandLab: лупы, нотный стан, инструменты. Объясняет понятие формы АВА (запев-припев-запев).
Учащиеся разбиваются на пары. Задача: создать мелодию из 3-х частей (АВА) с помощью виртуального пианино или готовых петель. Одна пара создает часть А, другая -часть В, затем объединяют результат.
Презентация и обсуждение: каждая группа включает свой трек. Остальные учащиеся пытаются определить форму и характер музыки.
Урок 3: Тема: Музыкальная викторина: Угадай инструмент»
Цель: Развитие тембрового слуха, закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Приложение: YouTube Music, Spotify (с заранее созданным плейлистом с короткими фрагментами звучания инструментов)
Ход работы:
1 Учить включает плейлист. После проигрывания каждого фрагмента(5-10 секунд) учащиеся пишут на бумаге или выбирают в опросе (Kahoot!можно использовать параллельно) название инструмента.
2. Обсуждение: почему именно этот инструмент? Кай у него тембр (яркий, глухой, певучий, резкий)?
Практические рекомендации для педагогов.
-Заранее проверьте работу приложений на школьных устройствах и убедитесь в стабильности Wi-Fi.
- Имейте запасной план (традиционные карточки, упражнения) на случай технических сбоев.
- Попросите учащихся установить необходимые приложения заранее( можно отправить список родителям)
- четко формулируйте цель использования телефона на уроке: «Достаем телефоны не для игр, а для работы с ритм- тренажером»
- устанавливаем регламент: 2На выполнение задания у нас ровно 10 мин».
-используйте таймер на экране контроля времени.
- Обсудите с учениками правила цифровой гигиены и уважительного общения в групповых чатах (если они используются для проекта).
-Рекомендуете использовать приложения с бесплатными образовательными контентом без агрессивной рекламы.
- Оценивайте не идеальность результата, а вовлеченность, работу в команде, стремление экспериментировать.
-Используйте критерии: «узнал новое», «справился с заданием», «помог товарищу», «создал оригинальную идею».
Использование мобильных приложений, а уроках музыки в 5 классе- это хороший инструмент, который позволяет вести обучение за рамки учебника и сделать его живым, увлекательным и максимально практическим. Главное- интегрировать технологии обдуманного в соответствии с конкретными педагогическими задачами, чтобы они служили инструментом для достижения образовательных целей, а не просто развлечением.