СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребен­ка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с ра­достью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназнача­лась, несет в себе определенную умственную нагрузку, ко­торая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.                                    

Задача взрослого – поддерживать интерес ребенка. Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления детей»»

«Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками» Воспитатель МДОУ детский сад «Радуга» Голубева Е.В. г.Урень 2021г.

«Использование

палочек Кюизенера

в работе с дошкольниками»

Воспитатель

МДОУ детский сад «Радуга»

Голубева Е.В.

г.Урень 2021г.

Тема: « Использование палочек Кюизенера  для развития логического мышления детей»    Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса. Задачи мастер–класса: 1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии. 2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр с палочками Кюизенера. 3. Обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим основу игровой технологии. 4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Тема:

« Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления детей» 

 

Цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса.

Задачи мастер–класса:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим

основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов,

повысить уровень их профессиональной компетенции

в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного

возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребен­ка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с ра­достью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназнача­лась, несет в себе определенную умственную нагрузку, ко­торая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого – поддерживать интерес ребенка. Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Особаю роль на современном этапе обучения отводится не­стандартным дидактическим средствам. Для решения задач математического

развития детей особенной популярностью у педагогов пользуются

палочки Кюизенера.

Джордж Кюизенер  (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвящённую своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Джордж Кюизенер  (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвящённую своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4.

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например,  палочка  белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1;  палочка  розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2;  палочка  оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все  палочки  в наборе различаются по трем  признакам : цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Кроме того, цвет  палочек тоже не случаен . Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, «красное семейство» составляют  палочки розового , красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство» –  палочки голубого , фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В «желтое семейство» входят  палочки   желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10. Главное назначение пособия – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях .

Кроме того, цвет  палочек тоже не случаен . Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, «красное семейство» составляют  палочки розового , красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство» –  палочки голубого , фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В «желтое семейство» входят  палочки   желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Главное назначение пособия – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях .

Палочки Кюизенера  идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку  научиться :

  • Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
  • Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине), Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения), Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц, Различать количественный и порядковый счет, Деление целого на части.
  • Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
  • Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
  • Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
  • Различать количественный и порядковый счет,
  • Деление целого на части.
  • Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
  • За, между, перед
  • За, между, перед

 

  • Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ Что сначала, что потом
  • Что сначала, что потом
  • Раздел: ФОРМА
  • Младшая группа – только
  • Младшая группа – только
  • Средняя - и
  • Средняя - и

  • Старшая - , , и
  • Старшая - , , и
  • Раздел: ВЕЛИЧИНА
  • Сравнение предметов по длине и высоте, Измерение с помощью условной меры.
  • Сравнение предметов по длине и высоте,
  • Измерение с помощью условной меры.
К цветным палочкам также разработаны  альбомы в соответствии с возрастом.

К цветным палочкам также разработаны  альбомы в соответствии с возрастом.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2-3 года

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2-3 года

3-5 лет

3-5 лет

4-7 лет Отличительной особенностью этого альбома является использование одновременно двух дидактических материалов ( блоков и палочек ). Возрастное разделение условно

4-7 лет

Отличительной особенностью этого альбома является использование одновременно двух дидактических материалов

( блоков и палочек ).

Возрастное разделение условно

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА НОД (обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности). Совместная игровая деятельность взрослого с детьми. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность.  Палочки можно использовать в утренние и вечерние часы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА

  • НОД (обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности).
  • Совместная игровая деятельность взрослого с детьми.
  • Индивидуальная работа.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Палочки можно использовать в утренние и вечерние часы.

Результат  работы с палочками Кюизенера : 1. Дети освоили эталоны цвета. 2. Отношения по длине, высоте. 3. Свободно ориентируются по числовому ряду до 5. 4. Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине. 5. Появился интерес к новым математическим играм. Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Результат  работы с палочками Кюизенера :

1. Дети освоили эталоны цвета.

2. Отношения по длине, высоте.

3. Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.

4. Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине.

5. Появился интерес к новым математическим играм.

Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Как работать с материалом?

1 этап.

- Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.

- Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.

- Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнения «Продолжи ряд», «Найди такую же» и т.д.

2 этап.

  • Выкладывание сюжетных картин.
  • Освоение количественного и порядкового счета.
  • Решение числовых выражений и задач.

Игры с палочками кюизенера:

  • «Угадай-ка». Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
  • «Составь картинку». Малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых

простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор,

домик, елочку и т.д.

  • «Поезд».

Пусть ребенок представит, что палочки кюизенера – это вагончики.

Попросите малыша сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы

оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.

«Диктант». Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.

Сушим полотенца

Цель.  Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами;

классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами

(длиннее — короче, равные по длине).

Материал.  Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.

Описание.

На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше?

(Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).

—  Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну.)

—  Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и

красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке.

Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать

полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до

«полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое...

Вопросы

—  Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

—  Сколько красных «полотенец»? (Много.)

—  Какого цвета полотенец больше (меньше)? (Поровну, одинаково, столько -

сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых—столько красных.)

Числа 1 и 2 Цель.  Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Материал.  Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка. Описание Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая

Числа 1 и 2

Цель.  Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат

сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Материал.  Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска

20 х 10см, цифры 1 и 2.

Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка.

Описание

Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых

кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!»

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая "палочка"

в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает?

(Один.)

Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так,

чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)

Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика. Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте

посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки

длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка

обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.)

Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые

палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку.

Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько

палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой

поставьте два белых кубика.

Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.

«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.)

Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую

цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь

пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».