СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современной литературы в школьной программе для старшеклассников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья отражает использование соременной литературы в школьной программе для старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Использование современной литературы в школьной программе для старшеклассников»

Использование современной литературы в школьной программе для старшеклассников

В настоящий момент в старших классах общеобразовательной школы возникают сложности в преподавании современного литературного процесса. Это связанно не только с малым количеством часов по дисциплине, но и рядом других факторов.

Также стоит выделить еще причины: это и малая историческая дистанция, не позволяющая оценить, проверен ли текст временем, достаточно ли он классический для изучения. Это и причина, связанная с подчас политической и социальной заостренностью, злободневностью современной литературы.

Самый яркий пример в истории России — исключение из школьной программы всей современной литературы после Гоголя на 35 лет, с 1871-го до 1905 года. Интересно, что на фоне других европейских стран конца XIX века такой временной лаг в 30—40 лет — это очень короткий период, не норма, потому что в Англии и Франции лаг составлял 80—100 лет. В этом смысле ближе всего к русской ситуации устройство школьной программы в Германии и США рубежа XIX—XX веков.

Если же говорить о нашем времени, то школьные программы в современной Германии очень сильно отличаются от русских, и прежде всего по части современной литературы. Там литературу проходят не строго по хронологии, по периодам, а по темам или проблемам, и современная литература 1980—2000-х тоже обсуждается. А не только Гете или Фонтане. И в разных землях страны программы отличаются.

Решением проблемы стало бы знакомство старшеклассников с современно литературой начиная с 10 класса. Тексты стоит выбирать небольшого объёма, чтобы школьники успевали прочесть их. Учащимся будет интересна актуальная и интересная литература, написанная в последние лет 15. Именно тексты, созданные в это время, больше всего востребованы школьниками. В качестве ознакомления можно использовать традиционные уроки внеклассного чтения.

В качестве примера можно привести произведение «Отцы и дети Тургенева, и писательницы-современницы Дины Рубиной «Терновник». В обоих произведениях очень драматично раскрыта тема взаимоотношений ребенка и его родителей. Изучение современной литературы покажет школьникам, что обращения для русской литературы к теме отцов и детей актуально в различные периоды развития.

Такая небольшая интеграция современных произведений в школьную программу позволит старшеклассникам расширить читательский кругозор и привить вкус к хорошим книгам!