Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда»
Использование современных технологий при обучении детей правилам дорожного движения: теория и практика
Доклад
Подготовила:
Авдеева Елена Витальевна,
учитель английского языка
Волгоград 2023
Проблема дорожно-транспортного травматизма является одной из самых актуальных, поэтому основная задача образовательных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы полученные знания стали прочными и могли быть с успехом применены школьниками в будущем. Именно в школе ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, что позволит расширить социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
В рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных методов работы, поэтому основной целью нашей работы является формирование у детей школьного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством современных образовательных технологий.
При построении системы работы по изучению школьниками ПДД мы опираемся на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:
Ребёнок-пешеход. Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода.
Ребёнок-пассажир. В рамках данного блока учащиеся знакомятся с транспортом и обязанностями пассажиров, учатся наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и других пассажиров.
Ребёнок-водитель СИМ.
Использование современных образовательных технологий является одним из приоритетных инструментов формирования качественных знаний при обучении детей правилам дорожного движения. В нашей работе мы опираемся на информационно-коммуникационную и квест-технологии.
Квест-технология при обучении детей ПДД
Значительное место в обучении уделяется таким технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды деятельности и поддерживать постоянный интерес школьников к изучению правил дорожного движения. Стремительно набирает популярность квест-технология - вид исследовательской деятельности, требующая от участников решения умственных задач для продвижения по сюжету. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде, способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников. Квестам присуща соревновательность, неожиданность. Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование творческих ресурсов педагога и учащихся. Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. В квест-играх целью является реализация проектной и игровой деятельности, ребята получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся.
Опыт реализации
В рамках подготовки месячника «Я – водитель СИМ», учащимся 5-6 классов МОУ СШ №6 предлагается пройти квест «Я – водитель СИМ». Задания спрятаны на территории школы, ученики должны найти их, ответить на вопросы. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов за наименьшее время. Кроме того, для школьников были разработаны онлайн-квесты, например, «Транспорт БЕЗ опасности».
Фото 1. Участники квеста проходят задания Фото 2. Призеры квеста «Транспорт БЕЗ опасности»
Использование потенциала социальных сетей, мобильных приложений и сервисов
В реализации целей обучения ПДД преподавателям могут помочь социальные сети и блоги, программы, облачные сервисы и множество других инструментов, которые можно использовать для модернизации очного учебного процесса, а так же для создания теоретической базы онлайн-курса при смешанном или электронном обучении. Кроме того, использование понятных и близких современному поколению продуктов позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемым проблемам и увеличить долю их личного участия в создании проектов.
На данный момент, основными рабочими платформами являются:
облачные хранилища Яндекс.Диск, Google.Диск;
сервисы для создания и просмотра коротких видео TikTok, Likee;
программа для создания видео CapCut,
социальная сеть ВКонтакте.
Опыт реализации
Учащиеся МОУ СШ №6 обеспечивают методическое сопровождение пятиминуток и классных часов, посвященных безопасному поведению на дорогах, готовят короткие информационные ролики для социальных сетей школы при помощи механизмов сервисов для создания и просмотра коротких видео. В этом году активисты отряда ЮИД попробовали новый для них формат – разработав сценарий, озвучили и смонтировали небольшой фильм-викторину. Примечательно, что все видеопроекты создаются на основе примеров из окружающей детей обстановки (улицы и дворы вокруг ОУ). Все разработанные материалы выкладываются в общем доступе на сайте школы, в официальной группе и на облачных хранилищах.
Фото 2.Кадр из видео «Правила перехода проезжей части» Фото 3. Кадр из видео «Передвижение в жилой зоне»
Работа по формированию у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением современных образовательных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую образовательную среду. Использование ИКТ и квест-технологий ведет к повышению уровня усвоения знаний школьников: так, например, учащиеся МОУ СШ №6 ежегодно становятся призёрами районных и городских конкурсов «Безопасное колесо», «Светоидея». Эффективность данных приемов подтверждает и статистика: в 2022 году в МОУ СШ №6 ДТП по вине обучающихся зафиксировано не было.