Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых технологий, необходимых для повышения качества обучения. Для школьников с интеллектуальными нарушениями цифровые технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование цифровых технологий. Разумеется, они не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Информационные технологии способствуют развитию интеллекта, речи и личности детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие обучающихся в соответствии с требованиями времени, их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий .
- Усиление образовательных эффектов
- Повышение качества усвоения материала
-Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода обучающихся с разным уровнем готовности к обучению
- Содействие решению проблемы «цифрового неравенства» в образовательной среде, путем создания условий учителям и ученикам для овладения современными ИТ и использования их в учебном процессе
1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно–обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- поисковые (каталоги, поисковые системы).
– электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, учебно–методические материалы); – электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видео-фрагменты, видео-экскурсии; схемы, диаграммы); – электронные и информационные ресурсы с аудио-информацией (звукозаписи стихотворений, речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой природы, синхронизированные аудиообъекты); – электронные и информационные ресурсы с аудио - и видео- информацией;
– электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания).
- 4. По формам применения в образовательном процессе:
– урочные;
– внеурочные.
- повышение качества обучения детей с ИН
- Формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения
- Совершенствование практических умений и навыков
- Повышение интенсивности обучения
- Достижение индивидуализации обучения
- Эффективная организация самостоятельной работы
- Развитие творческого потенциала
- Активизация познавательной деятельности учащихся
- Мощное эффективное средство коррекционного воздействия
- Информационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
- Внедрение информационных технологий в образовательный процесс повышает эффективность проведения уроков, освобождает учителя от рутинной работы, усиливает привлекательность подачи материала, осуществляет дифференциацию видов заданий, а также делают разнообразными формы обратной связи.
Использование ИТ играет важную роль в процессе обучения детей в специальной коррекционной школе.
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения:
- организационный момент (дружеское приветствие, ф ормирование мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу, «эффект неожиданности»);
- введение нового материала (визуализация знаний – демонстрационно- – энциклопедические программы, программы создания презентаций);
- закрепление ( программы–тренажеры);
- повторение (использование игровых программ);
- контроль (программы для тестирования и контроля);
- при самостоятельной работе школьников – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы;
- для индивидуальной тренировки конкретных способностей ученика: внимания, памяти, мышления и т.п.
При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.
Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
- Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
- Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
- Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
- Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
- Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoi n t, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально быстро настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
цифровые технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов – иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), и таким образом обобщить материал по теме. Можно организовать на уроках чтения сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, и даже побывать на экскурсии в музее.
- учителю:
- сделать урок необычным, более интересным и продуктивным, увлекательным и запоминающимся
- вовлекать в работу всех детей без исключения
- увеличить объем учебного материала
- поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем
- ученику:
- работать в своем темпе
- значительно сокращать время на составление рассказа по картине
- Наглядно представить учебный материал
- увидеть себя как человека способного и компетентного
Информация Всемирной сети – находка для учителей: есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку, это и доступ к разнообразным видео– и аудиоматериалам, интересным компьютерным программам, справочным материалам, нестандартным и очень оригинальным играм, опытам, делающим любой урок развивающим.
Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания на важном по теме, повторении и разъяснении непонятной информации.
Сейчас в распоряжении учителя появилось много готовых учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, рекомендованных в качестве учебных пособий: образовательные программы на CD–дисках с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями,
Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя,
а для обучения детей с нарушением
интеллекта имеющиеся программы
мало приемлемы, так как большинство
заданий и инструкций к ним не
соответствуют интеллектуальным
и речевым возможностям таких детей .
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами, учителю проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно– методические материалы по русскому языку и литературному чтению. Позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных электронных пособий по предмету .
Использование цифровых технологий как средства обучения на уроках русского языка и литературного чтения в коррекционной школе VIII повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность в изучаемом материале, решить задачу развития личности ученика: * увеличивается скорость овладения учебным материалом; * наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; * становится более качественным самоконтроль учеников при решении учебных задач; * наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности; * создаётся положительный эмоциональный фон; * повышается мотивация учебной деятельности.
Владение и использование информационных технологий – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
* Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» – ito.edu.ru › 2009
* Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.
* Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.- 1994.-№ 6.
* Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.
* Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.
* ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи – г. Комсомольск–на–Амуре, 2009 http://www.osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281
http://www.consultant.ru/