СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование возможностей сервисов Google

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей сервисов Google»

ГУО «Молодечненская средняя школа № 1 имени Янки Купалы»


















Учитель русского языка

и литературы

ГУО «Молодечненская средняя

школа № 1 имени

Янки Купалы»

Вяжевич Н.А












Молодечненский район, 2020г.

  • век стремительного развития информационных технологий и активного формирования инфосферы учитель получил возможность использовать в своей деятельности современные веб-сервисы как актуальный и удобный инструмент, позволяющий быстро и эффективно осуществлять обратную связь с учащимися и родителями, организовывать совместную деятельность, расширять образовательное пространство и просто быть современным.

Сервисы Google являются сегодня одними из наиболее популярных и доступных среди интерактивных сервисов: диск для хранения информации, документы, презентации, карты, электронная почта, календари, опросы, блоги, видеосервисы и др. Тем более что корпорация Google сама активно продвигает свои инструменты в сферу образования.

Сервисы Google — это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Сегодня Google предлагает пользователю 48 сервисов и 13 инструментов [1]. Сервисы Google — это веб-приложения, требующие от пользователя наличия браузера и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Преимущество сервисов и инструментов Google — наличие централизованного хранилища данных.

Google Drive облачное хранилище от Google с возможностью онлайн (в браузере) просмотра содержимого множества типов файлов (в том числе и файлов фотошопа). Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. Сегодня, когда одной из задач общества в целом и системы образования в частности является переход на безбумажные технологии, расширение возможностей обмена документами с помощью различных облачных сервисов, а также организация совместной деятельности, в том числе посредством удаленного доступа, как раз и позволяет эффективно решать подобные задачи.

На Диске Google удобно хранить свои документы, поскольку получить доступ к ним возможно в любом месте, где есть выход в интернет. Кроме того, решается проблема клонирования документов как таковая, поскольку все правки можно вносить в один и тот же документ, не создавая локальные копии в компьютере или на флеш-накопителе.

Возможность предоставления общего доступа как к отдельным файлам, так и к папкам позволяет решить проблему обмена информацией с отдельными пользователями.

    • примеру, учитель размещает дополнительные задания для учащихся

  • папку на своем Диске Google, предоставляет доступ к этим материалам отдельным или всем учащимся, получает результаты выполнения заданий в эту же папку. И при этом аргумент «Я не получал задания» отпадает полностью. Учитель имеет возможность раздать учащимся электронные документы вне урока и получить выполненные задания виртуально, вне класса. Время, которое раньше тратилось на раздачу-сбор заданий на уроке, учитель сможет потратить на анализ типичных ошибок и повторение. Таким образом, сервисы Google помогают организовать совместную работу коллектива пользователей в режиме онлайн, т.е. сформировать новую образовательную среду, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их аналитических и творческих способностей.

В состав Google Диска (Google Drive) входят Google Документы, Таблицы, Презентации, Формы — набор офисных приложений для совместной работы над текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, чертежами, веб-формами и другими файлами.

Один из самых востребованных и интуитивно понятных любому пользователю инструментов — Google Документы. Учитель-филолог привык иметь дело с текстом, поэтому использование Google Документа для анализа, редактирования, осмысления текста художественного произведения представляется вполне логичным.

Какие плюсы дает использование Google Документа на уроке языка или литературы? Сопоставим три варианта изучения какой-либо обзорной темы. Вариант первый, традиционный: лекция учителя, запись конспекта, демонстрация иллюстраций с помощью мультимедиа. Вариант второй: лекция учителя + сообщения учащихся на заданную тему (иллюстрации возможны). Взаимодействие в обоих случаях строится по принципу «я говорю — ты слушаешь». Вариант Google: сообщения учащихся на заданную тему в форме единого Google Документа с возможностью встраивания любого количества иллюстраций, ссылок на видео и музыку, гиперссылок на термины, имена, географические названия, новые понятия, а главное — с возможностью комментировать текст, вступать в диалог, развивать тему. Формы взаимодействия: мы ищем, мы говорим, мы смотрим, мы слушаем, мы обсуждаем. Существенное преимущество такого варианта изучения обзорной темы — отсутствие жестких временных границ: учащиеся присоединяются к работе в любое удобное для них время. Каждый вносит в общую «копилку» тот вклад, который ему по силам, тем самым реализуется принцип разноуровневого обучения. В этом случае также существенно увеличивается объем осваиваемой информации. А для повышения «качества» учебного материала предлагается такая стратегия изучения темы: сначала работа в GoogleДокументе, а затем лекция учителя с обобщением и расстановкой приоритетов.

Удобным инструментом для проведения опроса является Google Формы. Красочный дизайн, понятный интерфейс Google Форм, позволяет провести анкетирование, собрать сведения, изучить уровень усвоения учебного материала в виде теста или викторины. Одной из особенностей Google Форм являются некоторые настройки, позволяющие перемешивать вопросы, выводить их в случайном порядке и др. Использование форм Google в работе с учащимися может быть организовано как в урочное время (различного рода тесты по предметам), так и во внеурочное (тесты, опросы, анкетирование и т.п.). Анализ результатов опроса (теста) автоматически выводится в виде Google Таблицы, а статистика ответов отражается в виде диаграммы прямо в Google Формах. Таким образом, Google Формы — достаточно удобный инструмент закрепления и контроля знаний учащихся. Кроме того, Google Формы — прекрасный инструмент для организации взаимодействия с родителями, проведения различного рода опросов, получения обратной связи, поскольку очно со многими родителями встретиться бывает крайне сложно.

Таблицы Google могут быть использованы педагогами и как самостоятельный инструмент, например, в качестве так называемых «таблиц продвижения». Учитель создает таблицу со списком класса, вносит данные о заданиях и сроках их выполнения, а далее сам либо ученики вносят данные о том, когда было выполнено задание, отмечают степени его трудности (заливка ячейки цветом), комментируют и т.п. Поскольку просмотреть эту таблицу ученики могут в школе, дома или на мобильном устройстве, обратная связь становится быстрой и эффективной. Похожий вариант использования — ведение читательских дневников в режиме он-лайн, когда ученики в созданной таблице отмечают сроки прочтения книги и время, затраченное на ее прочтение, выставляют ей оценку, — формируют читательский рейтинг и т.п.

Поскольку важнейшее преимущество сервисов Google — взаимодействие, диалог, коллективная работа, то необходимым условием эффективного использования этих новых инструментов является организация взаимодействия. Возможность создать «коллектив участников» предоставляет еще один инструмент Google — почтовый сервис Gmail. Именно при помощи почтовой рассылки осуществляется координация взаимодействия. Работа онлайн предоставляет безграничные возможности для формирования количественного и качественного состава группы: подключение к проекту ограничено только разрешением доступа к Google Документу, Форме, Таблице, Презентации, который предоставляет организатор: либо по ссылке — для всех, либо через почтовую рассылку — для строго ограниченной группы. А для того, чтобы выстроить этапы

реализации любого проекта, используем Google Календарь эффективный инструмент планирования и организации. Он позволяет задавать время встречи, создавать повторяющиеся мероприятия, устанавливать напоминания, а также приглашать других участников (им высылается сообщение по электронной почте). Одно из ключевых преимуществ этого сервиса — возможность совместного использования календаря. Его можно показывать избранным пользователям, что позволяет планировать общие встречи. Другое важное преимущество: календарь прошедших событий служит своеобразным архивом дат и событий.

Blogger — веб-сервис поколения Web 2.0 для ведения блогов, с помощью которого любой пользователь может завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения. Актуальность блогосферы в образовании не требует дополнительного обоснования. Спецификой блогов, созданных с помощью Blogger, является возможность совместного редактирования блога коллективом авторов, что открывает перед педагогом перспективы создания коллективных проектов, причем как непосредственно в обучении и воспитании, так и в системе повышения квалификации и в распространении эффективного педагогического опыта.

Google Cultural Institute — оригинальное приложение, представляющее собой архив мировой культуры и дающее возможность пользователю увидеть произведения искусства, познакомиться с историей их создания, с историей культуры, посетить музеи в режиме реального времени (виртуально) и создать свою собственную галерею произведений живописи, скульптуры, архитектуры. Данный сервис может и должен быть использован на уроках истории, искусства, литературы, т.к. содержит богатейший материал в режиме свободного доступа.

YouTube видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться теми или иными видеозаписями. YouTubeстал настолько значимым явлением в медиа-мире, что его потенциал может быть использован и в образовательных целях: для создания образовательных каналов YouTube, тематических роликов, образовательных и воспитательных видеопроектов. Даже простое использование YouTube для просмотра фильмов или спектаклей по изучаемому литературному произведению приносит несомненную пользу, так как не требует привязки к, например, телевизионной программе или необходимости поиска нужного материала на дисках. Учащиеся получают возможность сравнить различные интерпретации сюжета разными режиссерами из различных стран и эпох. И сделать это в комфортных для себя условиях и в удобное для себя время.

Как показывает опыт, использование Googleсервисов в педагогической практике позволяет создать условия для формирования у учащихся основ информационной культуры, что в современном контексте развития общества имеет важнейшее значение. В то же время в сознании учащихся и студентов снижается самоценность интернет-коммуникации, она становится одним из инструментов для работы и учебы.

Таким образом, сервисы Google, несомненно, обладают высоким потенциалом в сфере образования и саморазвития педагога. Их освоение и активное использование в практической деятельности создают условия для модернизации и технологизации процесса образования и воспитания.