СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.»

Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.


1 Проблемаздоровья.Здоровье–этонетолькоотсутствиеболезни, ноифизическая, социальная, психолого-педагогическаягармониячеловека, доброжелательные, спокойныеотношенияслюдьми, сприродойисамимсобой.

Обучение - самыйзначимыйфакторпопродолжительностиипосилевоздействияназдоровьешкольников. Интенсификацияучебногопроцесса, использованиеновыхформитехнологийобучения, ранееначалосистематическогообученияпривелокзначительномуростуколичествадетей, неспособныхполностьюадаптироватьсякнагрузкам. Внедрениевучебныйпроцессздоровьесберегающихтехнологийпозволяетдобитьсяположительныхизмененийвсостоянииздоровьяшкольников. Важнейшейцельювнедрениявобразовательныйпроцессздоровьесберегающихобразовательныхтехнологийявляетсяформированиекультурыздоровья.

В. А. Сухомлинскийписал: «Опытубедилнасвтом, чтопримерноу 85 % всехнеуспевающихучениковглавнаяпричинаотставаниявучёбе–плохоесостояниездоровья, какое-нибудьнедомоганиеилизаболевание, чащевсегосовершеннонезаметноеиподдающеесяизлечениютолькосовместнымиусилиямиматери, отца, врачаиучителя».

Здоровьеребенка, егосоциально-психологическаяадаптация, нормальныйростиразвитиевомногомопределяютсясредой, вкоторойонживет. Детиоколо 70%временибодрствованияпроводятвшколе. ПоданнымИнститутавозрастнойфизиологииРАО, школьнаяобразовательнаясредапорождаетфакторырисканарушенийздоровья, сдействиемкоторыхсвязано 20-40 % негативныхвлияний, ухудшающихздоровьедетейшкольноговозраста. Увеличениеучебнойнагрузкиприводитктому, чтоудетейчащеотмечаетсябольшаяраспространенностьивыраженностьнервно-психическихнарушений, большаяутомляемость, сопровождаемаяиммуннымиигормональнымидисфункциями, болеенизкаясопротивляемостьболезнямидругиенарушения.Состояниеусталостиуобучающихся, утомление, переутомление, постоянныестрессовыеперегрузкисоздаютпредпосылкиразвитияострыхихроническихнарушенийздоровья, развитиянервных, психосоматическихидругихзаболеваний.Врезультате,существующаясистемашкольногообразованияимеетздоровьезатратныйхарактер.

2. Особенностипредмета.Английскийязык–этосерьёзныйисложныйпредмет. Спервыхуроковдетиучатсяобщатьсянаанглийскомязыке. Приэтомонидолжныусвоитьмассуновоголингвистическогоматериала (лексическиеединицы, грамматическиеформы, приобрестипроизносительныенавыки). Наурокахучащимсяприходитсямногозапоминать, говорить, писать, читать, слушатьианализироватьинформацию, поэтому, учительдолженуделятьособоевниманиездоровьесберегающимтехнологиям.

Главнойзадачейучителядолжностатьобеспечениемаксимальноблагоприятнойикомфортнойобстановкиисозданиеудетейположительнойэмоциональнойнастроенностинауроке. Положительныеэмоцииспособнысниматьпоследствияотрицательныхвоздействийнаорганизмшкольника. Учительдолженстремитьсявызыватьположительноеотношениекпредмету, повышатьинтересимотивациюшкольников. Важно, чтобыудетейнепоявлялосьчувствостраха, боязнипередэтимпредметом.

3. Здоровьесберегающаятехнология, помнениюВ.Д. Сонькина, - это:

1. условияобученияребенкавшколе (отсутствиестресса, адекватностьтребований, адекватностьметодикобученияивоспитания);

2. рациональнаяорганизацияучебногопроцесса (всоответствиисвозрастными, половыми, индивидуальнымиособенностямиигигиеническимитребованиями);

3. соответствиеучебнойифизическойнагрузкивозрастнымвозможностямребенка;

4. необходимый, достаточныйирациональноорганизованныйдвигательныйрежим

Учетпсихологическихособенностей.Вшкольнойпрактикебольшоезначениеимеетучетнейродинамическихособенностейдетей: скоростипротеканияпсихофизиологическихпроцессов, быстротыпереработкиинформациивЦНС, индивидуальноготемпадеятельности, которыйвесьмапостоянениобусловленврожденнымитипологическимисвойстваминервнойсистемы, впервуюочередь, еесилойиподвижностью. Этоттемппроявляетсявразличныхпростыхисложныхдвигательныхреакциях, вспецификеформированияипроявлениясенсорныхиинтеллектуальныхнавыков (решениезадач, заучиваниеучебногоматериала), особенностяхвнимания, восприятия, умственнойработоспособности.

Впроцессеиндивидуальногоразвитиявсвязиспостепеннымсозреваниемнервнойсистемыпроявленияиндивидуально-типологическихразличийимеютсвоиособенности.

Функциональнаяасимметриямозгаявляетсяоднимизважнейшихсвойствиндивидуальности–онаопределяетособенностивосприятия, запоминания, стратегиюмышления, эмоциональнуюсферу, регуляциюдеятельностииадаптациючеловекаксреде.Известно, чтоправоеполушариеуправляетлевойполовинойтелаидоминируету«левшей», алевое–правойидоминируету«правшей».Проблемалеворукостиостаетсяоднойизсамыхсерьезныхпроблемвпедагогикеипсихологии.

Современныепедагогическиеметодикивосновномориентированыналевополушарноевосприятие. Поэтомуправополушарныеучащиесяоказываютсявневыгодномположении, таккакнуждаютсявгештальте (образах), музыкальномфоненауроке, творческихзаданиях, контексте. Традиционноепреподаваниепредлагаетимтехнологию, тишину, детали. Учащиесяэтоготипануждаютсявтрехмернойорганизациисвоегомыслительногопространства, ашкольныеметодикипредполагаютдвумернуюорганизацию.

Учетбиоритмологическихособенностейучащихсяпозволяетправильноорганизоватьрежимтрудаиотдыха, облегчитьпроцессыадаптациикучебнымнагрузкам, снизитьуровеньнапряжениясистеморганизма. Упредставителейутреннеготипа(«жаворонок»), достаточночастоотмечаетсязатруднениеадаптационныхпроцессовпринарушениистереотипадеятельности. Такиешкольникименееустойчивывстрессовыхситуациях, нарушенияздоровьяотмечаетсяунихчаще. «Совы»характеризуютсяболееоптимальнойреакциейнанагрузку, унихнетсклонностиктревожнымидепрессивнымреакциям. «Аритмики»посвоимпроявлениямприближаютсякутреннемутипу, носменеевыраженнымичертами.

5.Режим«динамическихпоз»Исключитьразвитиеутомленияуучащихсянаурокепрактическиневозможно, ноиспользованиевучебномпроцессездоровьесберегающихметодов, приемовисредствобученияпоможетснизитьутомляющеевоздействиеуроканаорганизмребенка.

Полезноедействиенафункционированиеорганизмаоказываетизменениерабочейпозывовремяурока. Разработанаметодикаобучениядетейсиспользованием«динамическихпоз», котораязаключаетсявпереходеучениковвовремяурокаизположения«сидя»вположение«стоя», иможетпроводитьсявформесвободногостоянияилисиспользованиемнастольнойконторки.

Режим«динамическихпоз»сиспользованиемпозысвободногостоянияпроводитсяследующимобразом: учительпериодически (примерночерезкаждые 10-12 мин.) переводитдетейизположения«сидя»вположение«стоя». Целесообразноиспользоватьэтоположение, когдадетислушаютобъяснениепедагогаилиотвечающегоученика. Продолжительностьсвободногостояниявзависимостиотхарактераурокаможетбытьот 3-хдо 7-миминут. Чемболеепродолжительноевремяучащиесязанимаютсяврежиме«динамическихпоз», темвышеунихпотребностькпребываниювпозесвободногостояния.

6.Физкультурно-оздоровительнаяминутка.Однойизосновныхформповышенияуровнядвигательнойактивностиучащихся, атакжепредупрежденияутомленияиактивизацииихумственнойдеятельностинаурокеявляетсяфизкультурно-оздоровительнаяминутка.

Рекомендуетсяпроводитьот 2-хдо 3-хфизкультурно-оздоровительныхминутокдляучащихсямладшегоисреднегошкольноговозраста, длястаршеклассниковдостаточнооднойзаурок, продолжительностью 1-1,5 минуты. Приэтомучительдолженчеткопредставлятьсебе, начтонаправленытеилииныеупражнения, чередуяикомбинируяих.

Наборупражнений, входящийводнуфизкультурно-оздоровительнуюминутку, различен, таккакзависитотвозрастаребенка, изучаемогопредмета, видадеятельностинауроке, очередностиурокаипредполагаетширокийспектрвоздействиянаразныефункцииорганизмаученикачерезфизическиеупражнения, пальцевыеупражнения, дыхательнуюгимнастику, гимнастикудляглаз, средствсамомассажа, психологическиетренингиит. п.

Всоставупражненийдляфизкультминутокрекомендуютвключать:

  • упражненияпоформированиюосанки,

  • укреплениямышцрук,

  • отдыхпозвоночника,

  • упражнениядляног,

  • релаксационныеупражнениядлямимикилица,

  • потягивание,

  • массажобластигруди, лица, рук, ног,

Упражнения, направленныенавыработкурациональногодыхания.Большинствоучащихсяначальныхклассовнеумеютправильнодышатьвовремявыполнениямышечнойнагрузки, ходьбы, бега, атакжевусловияхотносительногомышечногопокоя. Неправильноедыханиеприводиткнарушениюдеятельностисердечно-сосудистойидыхательнойсистем, снижениюнасыщениякровикислородом, нарушениюобменавеществ. Поэтомуполезныупражнениядлявыработкиглубокогодыхания. Передвыполнениемконтрольныхработполезноделатьупражнениянадыхание, котороеспособствуетснятиюнапряженияудетейинастраиваетнаважнуюработу: дыхание–глубокое, медленноесначалатолькочерезлевую, азатемтолькочерезправуюноздрю. Дыханиечерезлевуюноздрюактивизируетработуправогополушарияголовногомозга, способствуетуспокоениюирелаксации. Дыханиечерезправуюноздрюактивизируетработулевогополушария, чтоспособствуетрешениюрациональныхзадач

Дляпрофилактикиблизорукостиизамедленияеепрогрессивности, атакжеоптимизациисостояниязрительнойфункции, следуетиспользоватькомплексыупражненийиспециальнуюгимнастикудляглаз – офтальмотренаж, которыйнеобходимоорганизовывать 2-3 разавовремяучебногодня, направленныйна:

  • улучшениециркуляциикровиворганезрения;

  • укреплениемышцглаза;

  • улучшениепроцессааккомодации;

  • снятиезрительногоутомления.

7.Релаксациянауроках

Релаксация - эторасслаблениепосленапряженнойумственнойдеятельности. Цельеё - снятьнапряжение, датьдетямнебольшойотдых, вызватьположительныеэмоции, хорошеенастроение, чтоведёткулучшениюусвоенияматериала. Длярелаксациимогутбытьиспользованыразличногородадвижения, игры, пение, танцы. Приеёпроведенииненадоставитьпередученикамицельзапомнитьязыковойматериал. Релаксациядолжнаосвобождатьучениканакакое-товремяотумственногонапряжения. Вотнекоторыеэлементырелаксации, которыеприменяютсяниначальномэтапеобучения.

Зарядкасиспользованиемдвижений, песен, танца.Первоевремязарядкунужнопроводитьподруководствомучителя, далееэтоделаютученикисами, нонеобходимоследитьзатем, чтобыдвижениявыполнялисьчётко, красиво. Подобныеупражненияпрекрасноразвиваютэстетическийимузыкальныйвкус.

Игра -однаизважнейшихформрелаксации. Игры, способствующиеотдыху, вызывающиеположительныеэмоции, легкостьиудовольствие, Подобныеигрыиспользуютсякакспособразвитиякоординациирукиног, другихчастейтела, пространственно-временныхориентировок, вызываютположительныеэмоциинауроках.Игра, способствующаяотдыху, вызывающаяположи¬тельныеэмоции, лёгкостьиудовольствие. Издавнаизвестноопотребностидетскогоорганизмавигре. Нестоитзабыватьотом, что, играя, ребенокпогружаетсявпопятныйлишьемуодномумир.

Детскиеигрытрудноподразделитьнатипы, потомучтоихмногоиониразнообразны. Детисудовольствиемиграюткаквпассивныеигры (онитщательноразработаны), такивактивные, подвижные. Ихможнопроводитьнауроке, вхоллешколы, наулице, вкомандахизнесколькихигроковивдвоём. Одниигрыформализованы–играведётсяпочёткимправиламиобычнодлянихнужнооснащение. Другиедопускаютотклоненияотправил, рассчитанынаимпровизацию (типа«Мореволнуетсяраз», «Мыпоехалинабалл»). Игрыпризваныразвлечьребенкаиобучить, приобщаяегокреалиямвзрослойжизни, привитьнавыкиобщения, адаптациикрезкоменяющимсяусловиям.

Песнянауроке - хорошийвидрелаксации, снижаетутомляемостьзасчетэмоциональногонастроя.Песняявляетсяэлементомздоровьесберегающихтехнологий, которыеиспользуютсядлятого, чтобыдатьдетямвозможностьснятьумственноенапряжениеиусталость, вызватьположительныеэмоции, хорошеенастроение, чтоведетклучшемуусвоениюматериалаиспособствуютсозданиюпсихологическогокомфортанауроке.

Аутогеннаятренировка (АТ). Современныйурокхарактеризуетсябольшойинтенсивностьюитребуетконцентрациивнимания, напряжениясил. Оченьтруднопоройнастроитьребятнаовладениезнаниямивсерединеивконцеучебногодня, когдамногиеизнихнемогутещё "отойти" отпредыдущегоурока, когданевсеихпроблемыуспешнорешены, анекоторымизнихбываетнеобходимапсихологическаяподдержка. Вданномслучаецелесообразноиспользованиеэлементоваутогеннойтренировки. Аутогеннаятренировка (АТ) - этосистемаприемовсаморегуляциифункцийорганизма. Онапозволяетактивноуправлятьвысшимипсихическимифункциями, укрепляетсилуволи, улучшаетвнимание, регулируетчастотусокращенийсердца, нормализуетдыхательныйритм. Медитативно - релаксационныеупражнениядаютвозможностьученикупередохнуть, восстановитьсилыдлядальнейшейдеятельности.

Эффективностьработыучащихсянаурокевомногомзависитотуменияучителяразнообразитьурокиспользованиеминтересногонаглядного (муляжи, схемы, таблицы) идидактическогоматериаласпомощьюразличныхтехническихсредствобучения (показдиафильмов, диапозитивов, короткометражныхкинофильмов, телепередач). Психоэмоциональноенапряжениеоченьбыстроистощаеторганизмиприводиткбыстромупадениюработоспособности.

8. Динамическийурок.Существующийдвигательныйрежимнеобеспечиваетфизиологическойпотребностирастущегоорганизмавдвижении. Сдерживающимфакторомврешенииэтойпроблемыявляетсятрадиционнаяструктураурока, прикоторойдинамическаясоставляющаяуроканепревышает 5-10%.

Интеграцияобразовательной, двигательнойиигровойдеятельностистимулируеттворческоеотношениектемеурокаиповышаетумственнуюработоспособностьдетей. Установлено, чтопослединамическогоуроканеотмеченониодногослучаявыраженногоутомления, втовремякакпослетрадиционногоурокатакаястепеньутомлениявыявленау 35% учащихся.

9.Критериирациональнойорганизацииурока

Длярациональнойорганизацииурокаразработалиособыекритерии (СмирновН.К., Громбах, ИрхинВ.Н.)

Дляповышенияздоровьяучащихсяогромноезначениеимееторганизацияурока. Воизбежаниеусталостииперегрузкидетейучительдолженстроитьуроквсоответствиисдинамикойвниманияучащихся, учитываявремядлякаждогозадания, чередуявидыработ.

10.МодельздоровьесберегающегоурокабылапредложенаН. К. Смирновым (2006).

11.Заключение

Необходимосоотноситьучебнуюнагрузкуиметодыпреподаваниясвозрастнымиииндивидуальнымиособенностямидетей, содействоватьохранеиукреплениюздоровья.

Огромноезначениеимееторганизацияурока. Учительдолженстроитьуроквсоответствиисдинамикойвниманияучащихся, учитываявремядлякаждогозадания, чередуявидыработ.

Воизбежаниеусталостиучащихся, сменавидовработ.

Наличиеэмоциональныхразрядокнеобходимодляснятияумственногонапряженияиутомления.

Индивидуальноедозированиеобъемаучебнойнагрузкиирациональноераспределениееевовременидостигаетсяблагодаряприменениюгибкихвариативныхформпостроениясистемыучебногопроцесса.

Чтобыизбежатьперегрузкиучащихся, необходимострогособлюдатьобъемвсехвидовработ. Накаждомурокевлюбомклассенеобходимовтечениеурокапроводитьфизкультминутки, игровыепаузы (драматизациядиалогов, текстовыхотрывков), зрительнуюгимнастику. Некоторыевидыработыможновыполнятькаксидя, такистоя.

Рабочаяпозадолжнасоответствоватьвидуучебнойдеятельностинауроке. Непродолжительныеотклонениянужныдляотдыхаирасслабления. Сменапозыблаготворносказываетсянаработоспособности.

Моментомрелаксацииможнотакжесчитатьпесни.

Доброжелательныйтонпедагога, созданиеудетейположительнойэмоциональнойнастроенностинауроке–важныймоментздоровьесберегающихтехнологий. Положительныеэмоцииспособныполностьюсниматьпоследствияотрицательныхвоздействийнаорганизмшкольника. Учительдолженстремитьсявызыватьположительноеотношениекпредмету.

Использованиездоровьесберегающихтехнологийиграетбольшуюрольвжизникаждогошкольника, позволяетлегчеиуспешнееовладетьнеобходимымизнанияминауроке, преодолетьтрудности, достичьцелиизадачобучения. Дляснятиянапряжениянедостаточнопроводитьспециальнуюрелаксациюилиаутогеннуютренировку, необходимо, чтобывсегдавесьурокпроходилнепринуждённо, чтобытонучителябылбодрымидружелюбным, адляучениковсоздаваласьбыприятная, располагающаякзанятиямобстановка.

Использованиездоровьесберегающихтехнологийиграетбольшуюрольвжизникаждогошкольника, позволяетлегчеиуспешнееовладетьнеобходимымизнанияминауроке, преодолетьтрудности, позволяетдостичьцелиирешитьзадачиобученияанглийскомуязыку. И, хотятрадиционносчитается, чтоосновнаязадачашколы–датьнеобходимоеобразование, неменееважнаязадача–сохранитьвпроцессеобученияздоровье детей.