Фёдорова Н.В.
«Применение здоровьесберегающих технологий на практических занятиях по психологии.»
В современном мире среди суеты, стресса и плохой экологии, всё большего внимания, заслуживает проблема сохранения нашего здоровья и здоровья наших детей.
Как защитить и укрепить здоровье подрастающего поколения? Ведь от этого напрямую зависит настоящее и будущее человечества. В настоящее время сложно встретить полностью здорового человека, врачи констатируют тот факт, что здоровых детей становится все меньше, тут присутствует влияние многих факторов, как например, увеличение нагрузки в школе, недостаток активности, плохое питание и экология, наряду со слабыми знаниями о здоровом образе жизни.
Безусловно, учебное заведение является вторым домом ребенка, несет непосредственную ответственность за его здоровье, несмотря на то, что основной задачей учебного заведения является дать необходимое образование, но немаловажную роль играет сохранение здоровья наших детей в процессе учебы. Для этого необходимо создать для учащихся необходимые условия, гигиенические, экологические, наладить обучающий процесс таким образом, что бы он предотвращал у учащихся состояний переутомления, которое негативным образом сказывается на успешном обучении и освоении материала.
Среди детей, самыми распространенными болезнями отмечены нервные расстройства (как результат высоких учебных нагрузок), болезни позвоночника и нарушение зрения, все это является непосредственным показателем неправильно организованного учебного процесса как дома, так и в колледже в частности, что, несомненно, подтверждает необходимость применения здоровьесберегающей технологии в налаживании учебно-воспитательного процесса и является первоочередной задачей каждого педагога.
Под влиянием многочисленных физиолого-гигиенических и психофизиологические исследований, педагоги и руководители системы все больше и больше убеждаются в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, помимо решения основной задачи, могут быть использована как средство повышения мотивации к учебной деятельности учащихся, внедрение в учебно-познавательный процесс этой технологии, позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии:
Создание хорошо освещенного пространства классной комнаты.
Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
Знание об уровнях работоспособности учеников в течении дня.
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Безусловно не всегда получается сделать все по технологии, но использовать общие принципы мы обязаны.
Необходимо чтобы студенты получали образование без ущерба для своего здоровья. Крайне важно с юных лет прививать культуру здоровья, которая воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Для этого используется на практических занятиях элементы здоровьясбережения, такие как:
1) минутка физической паузы;
2) эмоциональная разрядка;
3) правильная рабочая поза;
4)уважительный стиль общения;
5)рациональное чередование видов учебной деятельности;
6)оптимальная плотность урока;
Основной момент, которому уделяется особое внимание на занятиях - это рациональная организация урока. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация чередования и продолжительности разных видов деятельности, стараюсь организовать режим обучения так, что бы он обеспечил повышенную работоспособность на всем протяжении занятий, позволил избежать переутомления, использую активные методы и активные формы обучения.
Большое значение в плане успеваемости студентов, является правильный положительный настрой на учебу, мотивация на успех и реализацию своего потенциала. В начале и в середине урока, необходимо давать вашим студентам несколько упражнений для расслабления, это занимает немного времени, а положительный эффект от них очевиден, благодаря этим упражнениям ученики могут безболезненно переключится на другой вид работы на моём уроке и позволяют получить нужный эмоциональный настрой.
Благоприятная обстановка на занятиях, внимание к каждому высказыванию, спокойная дружеская беседа и позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок и поощрение к самостоятельной деятельности на уроке, здоровый юмор являются наиболее важными моментами психологического комфорта студентов, которые должен понимать и располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей своих учеников. Применение фрагментов фильмов на уроке, чтение стихов и красивая музыка, формирует необходимый эмоциональный настрой студентов и способствует переключению каналов восприятия информации. Необходимо отметить, что в обстановке эмоциональной приподнятости и психологического комфорта, работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и как следствие, к более высоким результатам.
Существует несколько гигиенических условий, которые необходимо выполнить преподавателю для обеспечения своим ученикам комфорта, спокойствия и удобства и создание таких условий является первоочередной задачей преподавателя. Эта задача осуществляется при выполнении следующих моментов:
-хорошее освещение класса и доски, при плохом освещении у детей будут сильно напрягаться глаза, необходимо предотвратить это, так же не желательно иметь цветов и совмещать ламповое и люминесцентное освещение;
- исключить монотонные звуковые раздражители;
- свежесть воздуха и температуру: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице.
Для наилучшего освоения рабочего материала студентам предлагаются дифференцированные задания, которые повышают эффективность усвоения знаний студентами с разным уровнем обучаемости. Для того, что бы воспитать своих студентов творческими, ищущими, думающими и самостоятельными, на уроках применяются творческие задания, в процессе решения которых, студенты приобретают необходимый опыт в поиске решения проблем. Довольно большая часть знаний, помимо пассивного восприятия материала усваивается как раз в ходе самостоятельного штурма проблемы.
Практически на каждом занятии должны проводить физкультминутки. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Использование здоровьесберегающей технологии не требует от преподавателя специальной подготовки и больших затрат времени.
Обучение в средне-профессиональных учреждениях – серьезная нагрузка для студента.
Обучающиеся мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат учащегося испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
В период обучения происходят интенсивный рост и развитие организма обучающегося, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. К примеру, систематическая мышечная деятельность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его работа становится неэкономичной и менее стабильной.
Доказано, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике юношеского травматизма. Целенаправленное обучение обучающихся специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня, служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у студентов жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Физкультминутки, по наблюдениям педагогов, на лекционных и практических занятиях, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности студентов, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на лекционных и практических занятиях под руководством педагогов медицинского колледжа. Комплексы профилактических упражнений выполняются студентами в ходе лекционного и практического занятия, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог.
Комплексы профилактических упражнений
для проведения физкультминуток на уроках психологии
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
5. Гимнастика для глаз
а). Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
б). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 4–5 раз.
в). Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
г). Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
д). В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.
Считаю, что именно такой подход к обучению способствует включению каждого учащегося в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
Главное – результат:
Повышение работоспособности, и успеваемости.
Снижение утомляемости.
Снижение утомляемости.
Меняется отношения к предмету.