Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 9 им. Маршала Жукова Г.К.»
Исследовательская работа
на тему:
"Удивительный крахмал»
Выполнил:
ученик 3 "Э" класса
Плюснин Павел
Руководитель:
Уласевич Тамара
Анатольевна
г. Ногинск
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность…………………………………………………..………………………3
2.Цели и задачи данной работы…………………………………………………………3
3. Мои эксперименты с крахмалом……………………………………………………..4
4. Создание снега в домашних условиях………………………………………………..8
5. Заключение……………………………………………………………………………..6
6. Список литературы……………………………………………………………………..9
Актуальность
Снег – уникальное явление на нашей планете. Он является одним из непременных атрибутов зимы. Все дети обожают с ним играть, лепить снеговиков, кидать снежки в друзей. И как же грустно бывает детям, когда нужно возвращаться с прогулки домой и расставаться со снегом. Многие дети берут снег домой в надежде поиграть с ним дома, но… их ждет разочарование, снег тает сразу же в тепле. Вот поэтому я задумался, что же можно сделать, чтоб можно было поиграть со снегом дома в тепле?
Мама предложила мне использовать крахмал. Я очень удивился, у меня сразу возникло много вопросов:
- Что это за удивительное вещество – крахмал, и откуда оно берется?
- Какой у крахмала вкус, цвет и запах?
- как крахмал поможет мне создать снег?
- И что из него еще можно сделать?
Актуальность исследования заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.
Цели и задачи данной работы.
Цель исследования: Изучить свойства крахмала. Создать снег, который не тает в теплом помещении.
Задачи:
Собрать информацию о крахмале;
Изучить способы получения крахмала;
Провести опыты с крахмалом;
Применить полученные знания на практике и узнать, как можно поиграть с крахмалом.
3. Мои эксперименты с крахмалом.
План исследования:
- Изучение литературы и анализ.
- Проведение опытов и экспериментов.
- Работа с компьютером.
Из энциклопедии я узнал, что крахмал – это запасной углевод растений. Он образуется из углекислого газа воздуха под действием света и откладывается в виде микроскопических гранул в клетках растений. Крахмал накапливается в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях.
Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и других. Крахмал применяется при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, а также при изготовлении лекарств.
В промышленном масштабе крахмал получают, главным образом, из картофеля и кукурузы, реже – из риса, пшеницы, батата и других растений.
Но что-то никакого крахмала в картофеле не видно. Как же его оттуда достать? Мы с мамой провели следующий опыт:
Опыт №1 «Крахмал-невидимка»
Для опыта понадобится:
- картофель
- терка
- две миски
- ложка
- сито
Ход эксперимента:
Опыт№1.
Для эксперимента мы взяли картофель, натерли его на терке, отжали, слили воду, налили чистую воду. Затем высушили.
Теперь надо отделить крахмал от жидкости, для этого крахмальное молоко оставляем на несколько часов. Крахмал постепенно осел и через два часа мы слили воду. После этого мы вновь промыли крахмал чистой водой, хорошо перемешивая его в ней. И опять дали отстояться и слили ее. Такую промывку мы сделали несколько раз, пока вода не стала чистой. После этого у нас на дне тарелки осталась плотная белая масса из сырого крахмала.
Вывод: из картофеля выделился крахмал.
Опыт № 2. Как отличить крахмал от обычной муки?
Это крахмал по виду очень напомнил мне муку. Как же отличить? Я положил оба вещества в разные пакетики и сравнил их наощупь. Мука оказалась мягкой, а вот крахмал хрустел, когда я его трогал. Почему же он хрустит?? Я посмотрел в интернете информацию, почему же хрустит картофель? Слово "крахмал" произошло от немецкого kraftmehl, что значит "крепкая мука". И действительно, этот белый мучнистый, безвкусный пылеобразный порошок больше всего напоминает муку, только, если его сжать пальцами, он характерно поскрипывает. Оказывается, он состоит из разных молекул. В этих молекулах образуются гранулы. Именно из-за трения этих гранул крахмал так характерно хрустит.
Опыт № 3 «В каких продуктах содержится йод?
Проверить, в каких продуктах есть крахмал, мне помог йод.
Из книг я узнал, что при взаимодействии крахмала и йода происходит химическая реакция, которая образует сложные молекулы фиолетового цвета. Я капнул йод на сам крахмал, он сменил свой цвет на темно-синий.
Я взял морковку, рис, яблоко, банан, творог, гречка. И капнул на них тоже йод. Рис, картофель, банан и морковь сразу после попадания йода потемнели. А это значит в них содержится крахмал. В яблоке, гречке и твороге крахмала не оказалось.
В ходе экспериментов я обнаружил продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашел продукты, в которых его нет.
Опыт № 4 Клей из крахмала
Изучая литературу о крахмале я наткнулся на информацию, что клей из крахмала является самым безопасным. И захотел создать его в домашних условиях. Я взял крахмал и налил в него холодной воды. Крахмал в холодной воде не растворился. И я залил крахмал горячей водой, и он сразу набух, загустел. Получился клейстер.
4. Создание снега в домашних условиях.
Снег из крахмала
Я взял 2 стакана картофельного крахмала и 1/4 стакана растительного масла
и тщательно перемешал в миске. У меня получился рассыпчатый снег, сухой. Из него можно лепить снежки и утрамбовывать в любой форме.
Этот снег приятно хрустит - совсем как настоящий на морозе!
Заключение
Эта работа помогла мне узнать много нового о свойствах крахмала. Я бы хотел поделиться своими наблюдениями и знаниями.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что о его результатах можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе.
Познакомить одноклассников с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания.
Предложить памятки по использованию крахмала в домашних условиях. А самое главное, я узнал, как можно сделать самостоятельно снег в домашних условиях. Обязательно поделюсь этими знаниями с одноклассниками. Ведь у многих бывают такие ситуации, когда человек болеет и не может погулять, а так хочется поиграть со снегом.
Список литературы
Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.
Я познаю мир. Химия. Автор-составитель Л.А.Савина. - М.: Изд-во «АСТ», 1999.
Интернет-ресурсы
https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/interesnye-opyty-s-krahmalom/
https://vladhistory.com/kraxmal/