32
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательная учреждение « Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М.Г. Ганиева»
Областной конкурс ученических и студенческих
научно-исследовательских работ «НОУ-2018»
Секция «Валеология»
МЕТОД ЭКСПРЕСС – ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
исследовательская творческая работа
Автор: обучающийся
ГБПОУ БТПТиС им. М.Г.Ганиева
Еретнов Дмитрий Сергеевич
Руководитель: преподаватель
ГБПОУ БТПТиС им. М.Г.Ганиева
Старостина Наталья Евгеньевна
Челябинск 2018 г
Оглавление
Ведение…………………………………………………………………………...3
1. Методы экспресс - оценки здоровья…………………………………………5
1.1 Описание метода экспресс – оценки………………………………………..9
Результаты метода экспресс – оценки……………………………………..11
2. Эффективность использования метода экспресс – оценки………………...15
Результаты метода экспресс – оценки обучающихся БТПТиС…………..16
Коррекция физического здоровья обучающихся по результатам метода экспресс – оценки……………………………………………………………18
Оздоровительная гимнастика при АГ……………………………………..21
Коррекция дефектов осанки………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников и литературы…………………………..32
Введение
Решающий фактор сохранения общественного здоровья – профилактическая медицина, особенно в области охраны здоровья детей, путем его активной абилитации и реабилитации.
Одна из основных причин неудач современного здравоохранения, на наш взгляд, недостаток методологических подходов к изучению здоровья. Раскрытие механизмов взаимодействия факторов, участвующих в формировании детского организма как биосоциальной системы, представляется сложной проблемой, так как любой признак человека есть следствие сложного взаимодействия генотипа и среды.
При рассмотрении здоровья сегодня оценивается в лучшем случае биологический компонент, хотя, как правило, в расчет принимается наличие либо отсутствие патологии. До сих пор общество не хочет признавать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека – функция главным образом воспитания, а не лечения, хотя известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10 – 15%.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями, в том числе проблемы с позвоночником. Поэтому мы с моим научным руководителем решили провести экспресс – оценку состояния здоровья и физического развития обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева, чтобы определить массовую долю обучающихся, которых можно отнести к той или иной группе риска по состоянию здоровья.
Впоследствии, выявив обучающихся с нарушениями физического развития, провести коррекцию дисгармоничного телосложения, первичной артериальной гипертензии, нарушений осанки с помощью физических упражнений.
Цель: выявить нарушения физического развития и здоровья и провести их коррекцию.
Задачи:
Провести экспресс – оценку состояния здоровья и физического развития обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева;
Оценить полученные результаты.
Провести коррекцию выявленных нарушений.
Методы экспресс - оценки здоровья
По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей почти нет.
На 15 Конгрессе педиатров России (2015) отмечалось, что последние годы в реестре заболеваний школьников и студентов на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего – функциональные нарушения осанки (круглая, плоская, кругловогнутая спина, сколиотическая осанка). К сожалению, до сих пор многие врачи считают нарушение осанки детей явлением, не заслуживающим внимания, поскольку будто бы они и без каких – либо лечебно – профилактических мероприятий с возрастом бесследно исчезают.
Между тем все более утверждается мнение, что различные нарушения осанки в детском возрасте являются предрасполагающим фактором болезней позвоночника взрослых, которые ведут к преждевременной потере трудоспособности, ухудшению качества жизни и инвалидизации. Кроме того, появились сообщения о регистрации у детей и подростков с нарушением осанки различных изменений, свидетельствующих об ограничении функциональных возможностей и ухудшение физиологических характеристик их организма.
В связи с этим представляется целесообразным кардинальное изменение целевой установки воспитательной деятельности. Целью должно явиться формирование здорового человека при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных и умственных возможностей.
В формирование здоровья включены три подсистемы:
Воспроизводство собственного здоровья индивида.
Воспроизводство чужой жизни (генетическое и сексуальное здоровье).
Воспитание нравственного, интеллектуального, духовного, психического и этического благополучия.
Состояние детей, уровень их физического развития и наличие патологий должны были оцениваться медицинскими работниками и учителями физической культуры, определяющими физическую подготовленность. В силу межведомственной разобщенности данные, получаемые в школах, не сводились воедино. Кроме того, тесты, применяемые учителями физической культуры для определения уровня сформированности двигательных качеств, не позволяют объективно оценить физическую подготовленность обучающихся.
В настоящее время в учебно – воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
Недостаточная двигательная активность;
Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
Нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;
Нарушение организации питания;
Отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе.
В современных образовательных учреждениях все эти факторы риска присутствуют в полном объеме.
В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.
Метод экспресс – оценки физического здоровья студентов.
Предложенный метод показан для обучающихся I, II, III, IV групп здоровья.
Противопоказания к применению метода (т. е. тестирование не проводится):
У обучающихся I – II группы здоровья, перенесших острое заболевание или получивших травмы;
У обучающихся III и IV групп здоровья, имеющих обострение хронического заболевания;
У обучающихся V группы здоровья.
Длина тела
Измеряется с помощью ростомера. Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодица и меж лопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находился на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления.
Масса тела
Определяется взвешиванием на медицинских весах. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается, и передвижением сначала большой гири, за тем маленькой гири определяется масса тела.
ЖЕЛ
Определяется с помощью сухого или водяного спирометра. Обследуемый сначала делает 2-3 свободных вдоха и выдоха, затем производит максимальный вдох, бёрет мундштук в рот, затем плотно обхватывает его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох в течении примерно 5 секунд. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируют больший показатель.
ЧСС
Определяется пальпаторно, или аускультавно, а лучше с помощью цифрового пульсотахометра. Вначале в условиях мышечного покоя (сидя), затем после функциональных проб с нагрузками (проба Руфье).
АД (артериальное давление)
Измеряется методом Короткова в положении обследуемого сидя. Если АД измеряется стандартной манжеткой, то школьникам от 7 – 10 лет с нормальным физическим развитием к полученной величине систолического давления следует прибавить 10 мм рт ст., школьникам с избыточной массой тела прибавляют 5 мм рт ст., с дефицитом массы тела – прибавляют 15 мм рт ст., а в 11- летним – соответственно 5+5, +0, +10 мм рт ст.. в случае регистрации повышенного АД у студентов (случайное исходное давление) необходимо положить обучающегося на кушетку и через 10-15 минут измерить АД в положении лежа (остаточное более точное АД).
Время задержки дыхания
Определяется в положении сидя. После полного вдоха и выдоха обследуемый производит обычный вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируют (проба Штанге) по секундомеру.
Функциональная проба Руфье
Со стандартной физической нагрузкой проводят следующим образом. После отдыха в положении сидя у обследуемого подсчитывается пульс за 15 секунд (P1) и предлагают ему выполнить 30 глубоких приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперед. Затем он тотчас садится и у него подсчитывают пульс за первые 15 секунд (P2) и последние 15 секунд (P3) первой минуты восстановительного периода.
Проба Шаповаловой
После некоторого отдыха проводится проба, заключающаяся в подсчете числа подъемов туловища в сед без помощи рук из положения лежа на спине. Обследуемый лежит на мате или кушетке, ноги слегка согнуты в коленях, напарник удерживает стопы. Регистрируется полное число посадок из положения лежа за 60 секунд. Задача исследуемого – совершить как можно большее количество подъемов.
1.1 Описание метода экспресс - оценки
Для вычисления и получения индексов определяют ряд известных и широко применяемых в практике показателей длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге), функциональная проба Руфье – 30 приседаний за 45 секунд, количество переходов (сгибаний) из положения лежа на спине с фиксацией ног в положение сидя без помощи рук за 60 секунд.
Проведя эти простые и легко доступные исследования, осуществляют вычисления всех 5 индексов:
Масса – ростовой – индекс Кетле 2 = масса тела (кг)/ длина тела² (м²), который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения;
Двойное произведение – индекс Робинсона = ЧСС (уд/мин) * АДсистол. (мм рт ст)/100, характеризующее состояние регуляции сердечно – сосудистой системы;
Индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) * проба Штанге (с)/ЧСС (уд/мин), который характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества;
Индекс Шаповаловой = масса тела (г)/длина тела * КП/60, где КП – количество подъемов за 60 секунд, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса;
Индекс Руфье = 4 * (Р1 + Р2 + Р3) – 200/10, Р1 – пульс за 15 секунд в покое, Р2 – пульс первые 15 секунд сразу после нагрузки, Р3 – пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. 4, 200, и 10 – постоянные коэффициенты. При этом в связи с особенностями сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку у детей используется модифицированная (А. А. Гусева) оценка индекса Руфье. Она характеризует выраженность реакции сердечно – сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
Далее по таблицам каждому индексу дают оценку в баллах.
После оценки каждого показателя в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья обучающегося:
Таблица 1
Оценка в баллах
23 - 25 | высокий |
19 - 22 | выше среднего |
14 - 18 | средний |
10 – 13 | ниже среднего |
5 - 9 | низкий |
Кроме общей оценки физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого обучающегося.
Общая низкая оценка физического здоровья обучающегося требует углубленного медицинского обследования.
Кроме оценки физического здоровья и определения «слабых мест» организма каждого обучающегося, можно, используя полученные при обследовании показатели и соответствующие таблицы, установить низкорослость или отнести студента к группе риска по возникновению артериальной гипотонии.
Учет этих данных позволяет подбирать рациональный индивидуально – дозированный оздоровительно – тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма обучающегося, с большим успехом нивелировать негативное влияние режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.
На основе интегральной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно – оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма обучающегося.
1.2 Результаты метода экспресс - оценки
Низкая оценка индекса Кетле 2 (1 балл) – свидетельствует о негармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении. Если не выявляется патология со стороны эндокринной системы, то обучающемуся рекомендуется диета, богатая овощами, фруктами, нежирным мясом, рыбой, молочными продуктами. Один раз в неделю разгрузочный день (яблочно – кефирный). Увеличение двигательного режима: утренняя гимнастика с последующим контрастным закаливанием; самостоятельные занятия по выданному комплексу упражнений; ежедневные прогулки не менее часа с быстрой ходьбой и бегом трусцой, плавание 2 – 3 раза в неделю, а зимой – ходьба на лыжах.
Низкая оценка индекса Кетле 2 (2 балла) – свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела. Если не выявляется патология ср стороны эндокринной системы, то студенту рекомендуется специальный комплекс физических упражнений. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела при ее дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания. Наибольшее внимание уделяется таким важнейшим группам мышц, как мышцы брюшного пресса и спины, поскольку они участвуют в большинстве движений человеческого тела бытового, трудового и спортивного характера, обеспечивают мышечный корсет, необходимый для формирования правильной осанки и профилактики повреждений позвоночника, а также нормального функционирования внутренних органов. К силовым возможностями мышц брюшного пресса и спины обучающихся, в процессе учебы, предъявляются высокие требования, т. к. они обеспечивают устойчивость посадки при длительном сидении за учебным столом, что важно для сохранения работоспособности обучающегося и снижение риска возникновения нарушения осанки.
При регистрации низкорослости, если при этом нет гормональных нарушений, обучающемуся рекомендуется комплекс физических упражнений, раздражающих зоны роста длинных трубчатых костей и позвонков – прыжки в высоту, висы и растяжения для скелетного вытяжения, а также использование электромеханического вертебрального тренажера (свинг – машина). Обязательны каши, овощи, фрукты, мясо, хлеб, молочные продукты. Кроме того, необходимы витамины, особенно витамин А и микроэлементы, в первую очередь цинк, йод, железо и медь.
Низкая и ниже средней оценка индекса Робинсона (1 – 2 балла) - свидетельствует о нарушении регуляции сердечно – сосудистой системы. Обучающиеся с низкой оценкой этого индекса должны в ходить в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, первичной артериальной гипотонии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушений сердечного ритма. Этим студентам рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными, главным образом, на укрепление и совершенствование деятельности сердечно – сосудистой системы – это циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно – силовой нагрузки.
Обучающиеся с повышенными цифрами АД по сравнению с половозрастной нормой относят к группе риска по опасности возникновения артериальной гипертензии (Аг). С ними необходимо проводить соответствующие профилактические и оздоровительно-физкультурные мероприятия. При повышенном АД наиболее эффективны физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т. е. выносливости (быстрая ходьба, бег, лыжи, коньки, гребля, подвижные игры) и упражнения на растяжение, а также использование электромеханического вертебрального тренажера (свинг – машина). Регулярные занятия такими упражнениями не только снижают артериальное давление, оздоравливают и укрепляют организм, но являются мощным средством профилактики гипертонической болезни.
Обучающиеся с пониженными цифрами АД по сравнению с половозрастной нормой относятся к группе риска по опасности возникновения первичной артериальной гипотонии (ПАГ). С ними необходимо проводить соответствующие профилактические и оздоровительно – физкультурные мероприятия. При пониженном АД особенно эффективны физические нагрузки скоростно – силового (быстрый бег, прыжки, подскоки, имитация ударов в боксе, различные выпады, «дровосек»); силового (с мышечными усилиями, с гантелями, с эспандерами, с сопротивлением партнера) характера, статическое напряжение (упоры, висы, отжимания, удержание гантелей, «уголок»).
Низкая и ниже средней оценка индекса Скибинского (1 – 2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Это требует усиления внимания при занятиях физическими упражнениями на развитие и тренировку дыхательной системы, особенно при занятиях оздоровительным плаванием и бегом.
Низкая и ниже средней оценка индекса Шаповаловой (1 – 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости. Студентов с низкой оценкой этого индекса следует относить к группе риска по возникновению нарушения осанки, искривлений позвоночника и уплощения стоп и проводить с ними занятия физическими упражнениями, носящими превентивный и корригирующий характер. Рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными на развитие силы (с мышечным усилием, с гантелями, с экспандерами, с сопротивлением партнера, отжимания, упоры, удержания гантелей, «уголок»), выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед).
Обучающиеся с низкой или ниже средней оценкой индекса Руфье (1,2 балла), который свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных возможностей их сердечно – сосудистой системы, нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности и особенно занятий, насыщенных циклическими упражнениями на выносливость (бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, а также занятия на тренажерах, в частности велотренажерах, тредмиле).
При низкой общей оценке уровня физического здоровья (5 – 9 баллов) требуется углубленное медицинское обследование обучающихся. Если при этом противопоказаний к занятиям физкультурой не установлено, то, посоветовавшись с преподавателем физкультуры, обучающийся должен постепенно увеличивать суточный объем двигательной активности. С этой целью, кроме уроков физкультуры, следует в обязательном порядке дополнительно самостоятельно заниматься физическими упражнениями, прежде всего общеразвивающими и циклическими, развивающими выносливость, по комплексам, рекомендованным преподавателем физкультуры, куда включается бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, а также занятия на тренажерах.
Эффективность использования метода экспресс - оценки
К настоящему времени по этому методу обследовано более 10000 обучающихся, отнесенных по данным медицинских осмотров к основной медицинской группе.
У более 32 % обучающихся уровень физического здоровья оказался ниже среднего или низким с наличием 2 – 3 «слабых мест». То есть такое большое количество студентов, считающихся практически здоровыми, требуют к себе повышенного внимания, в том числе и в плане коррекции и совершенствования физического здоровья, повышения оздоровительной и здоровьенаращивающей эффективности их физического воспитания.
По данным анализа индекса Кетле 2 у 45% обучающихся телосложение оказалось гармоничным, у 32% - некоторое несоответствие длины и массы тела. Почти у 10% - дефицит массы тела, что у многих связано со слабым развитием мышечной системы. А у 13% - отмечается тучность или ожирение. Тем, у кого отклонения в эндокринной системе не отмечается, выдается соответствующий физкультурный рецепт для самостоятельных занятий.
Известно, что акселерация роста и развития детей и подростков, еще недавно имевшая место в стране повсеместно, прекратилась и сменилась децелерацией. Появились низкорослые дети. В некоторых городах отмечается от 2 до 4% низкорослых студентов. Низкорослость не только эстетическая, но и важная медицинская и социально – экономическая проблема. Среди обследованных студентов низкорослость отмечена была лишь у 0, 79%. В случаях, когда при этом нет отклонений в эндокринной системе, выдается физкультурный рецепт с комплексом физических упражнений, специально направленных на стимуляцию роста тела в длину.
В различных регионах страны растет количество студентов с артериальной гипертензией и с первичной артериальной гипертензией (ПАг), отмечается распространенность повышенного и пониженного АД среди студентов.
Низкий индекс Скибинского отмечается у обучающихся с частыми ОРЗ в анамнезе, страдающих выраженной гипокинезией, с низким уровнем физического развития.
У студентов с низкой оценкой индекса Шаповаловой часто наблюдается нарушение осанки и искривление позвоночника, а также уплощение стоп.
2.1 Результаты метода экспресс – оценки обучающихся БТПТиС
Оценка метода экспресс – оценки индекса Кетле 2:
В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 28 % обучающихся.
В 21 группе – ниже и ниже среднего у 32 % обучающихся
В 31 группе – ниже и ниже среднего у 31 % обучающихся
В 217 группе – ниже и ниже среднего у 31 % обучающихся
В 235 группе – ниже и ниже среднего у 23 % обучающихся
В 219 группе – ниже и ниже среднего у 24 % обучающихся
В 22 группе – ниже и ниже среднего у 11 % обучающихся
В 223 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
В 26 группе – ниже и ниже среднего у 25 % обучающихся
В 239 группе – ниже и ниже среднего у 29 % обучающихся
Оценки метода экспресс – оценки индекса Робинсона:
В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 19 % обучающихся
В 21 группе – ниже и ниже среднего у 15 % обучающихся
В 31 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
В 217 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
В 235 группе – ниже и ниже среднего у 12 % обучающихся
В 219 группе – ниже и ниже среднего у 16 % обучающихся
В 22 группе – ниже и ниже среднего у 22 % обучающихся
В 223 группе – ниже и ниже среднего у 11% обучающихся
В 26 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
В 239 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
Оценка метода экспресс – оценки индекса Скибинского:
В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 42 % обучающихся
В 21 группе – ниже и ниже среднего у 37 % обучающихся
В 31 группе – ниже и ниже среднего у 32 % обучающихся
В 217 группе – ниже и ниже среднего у 33 % обучающихся
В 235 группе – ниже и ниже среднего у 29 % обучающихся
В 219 группе – ниже и ниже среднего у 22 % обучающихся
В 22 группе – ниже и ниже среднего у 23 % обучающихся
В 223 группе – ниже и ниже среднего у 48 % обучающихся
В 26 группе – ниже и ниже среднего у 64 % обучающихся
В 239 группе – ниже и ниже среднего у 21 % обучающихся
Оценка метода экспресс – оценки индекса Шаповаловой:
В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 44 % обучающихся
В 21 группе – ниже и ниже среднего у 15 % обучающихся
В 31 группе – ниже и ниже среднего у 17 % обучающихся
В 217 группе – ниже и ниже среднего у 37 % обучающихся
В 235 группе – ниже и ниже среднего у 13 % обучающихся
В 219 группе – ниже и ниже среднего у 13 % обучающихся
В 22 группе – ниже и ниже среднего у 38 % обучающихся
В 223 группе – ниже и ниже среднего у45 % обучающихся
В 26 группе – ниже и ниже среднего у 51 % обучающихся
В 239 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся
Оценка метода экспресс – оценки индекса Руфье:
В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 41% обучающихся
В 21 группе – ниже и ниже среднего у 40 % обучающихся
В 31 группе – ниже и ниже среднего у 35 % обучающихся
В 217 группе – ниже и ниже среднего у 40 % обучающихся
В 235 группе – ниже и ниже среднего у 33 % обучающихся
В 219 группе – ниже и ниже среднего у 30 % обучающихся
В 22 группе – ниже и ниже среднего у 28 % обучающихся
В 223 группе – ниже и ниже среднего у 32 % обучающихся
В 26 группе – ниже и ниже среднего у 68 % обучающихся
В 239 группе – ниже и ниже среднего у 22 % обучающихся
Мы подсчитали общее количество обучающихся техникума с первого по третий курс, включительно, 148 человек. Таким образом, можно сделать вывод, что:
25 % обучающихся имеют негармоничное телосложение (по оценке индекса Кетле 2)
15 % обучающихся имеют нарушение регуляции сердечно – сосудистой системы
35 % обучающихся имеют недостаточность функциональных возможностей системы дыхания и сниженную устойчивость организма к гипоксии
30 % обучающихся имеют недостаточное развитие силы, быстроты и скоростной выносливости
38 % обучающихся имеют недостаточность уровня адаптационных возможностей сердечно – сосудистой системы.
2.2 Коррекция физического здоровья обучающихся по результатам метода экспресс - оценки
По результатам проведенного исследования большое количество обучающихся имеют нарушение физического развития и имеют склонность к заболеваниям со стороны различных систем организма. Поэтому необходимо проводить коррекцию различных отклонений выявленных с помощью метода экспресс – оценки.
Советы обучающимся с избыточной массой тела
При ожирении важно распределить физическую нагрузку равномерно в течении дня: утром – комплекс гимнастики, днем – гимнастика, подвижные игры и медленный бег, в предвечернее время – прогулка на свежем воздухе, элементы спорта, дозированный бег, ходьба. Нагрузки должны повышаться постепенно. Сначала широко использовать положения лежа и сидя, в смешанном висе, колено – ладонное для избежания длительной опоры на ноги.
При выполнении упражнений следите за самочувствием. Передозировка может вызвать одышку, головокружение слабость, потемнение в глазах, боли в области сердца, в правом подреберье и мышцах. При значительном утомлении краснеет или бледнеет кожа лица, появляется большая потливость, нарушаются ритм дыхания и координация движений, ослабляется внимание.
При ожирение очень эффективны так называемая вибрационно – волевая гимнастика, активно – силовой массаж и самомассаж.
Привожу комплекс упражнений вибрационно – волевой гимнастики, рекомендуемой для занятий в домашних условиях.
И. П.: основная стойка. Ходьба с высоким подниманием бедра и энергичной работой рук. 1 – 1,5 мин. Следить за дыханием и осанкой.
И. П.: стоя, руки к плечам. Поднять одну руку вверх, затем другую и встать на носки, одну руку к плечу, затем другую и в и. п. Повторить 4 – 6 раз. Выполнить упражнение с напряжением и вибрацией рук.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки за голову и медленный наклон туловища с напряжением и вибрацией, возвратиться в и. п. 3 – 6 раз в каждую сторону. В и. п. – вдох, при наклоне – выдох. Напрягать мышцы рук, туловища и ног.
И. П, : стоя, на ширине плеч, руки вниз, кисти сжаты в кулак. Медленно (с напряжением и вибрацией) руки вверх, опустить вниз в и. п. 4 – 6 раз. В и. п. – вдох, при выполнении – выдох. Напрягать мышцы рук и плечевого пояса.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Встать на носки, руки вперед, с напряжением и вибрацией глубоко присесть. Пружинистым движением ног вернуться в исходное положение. 5 – 10 раз.
И. П.: стоя. Одна ладонь на груди, другая на животе. Полное дыхание. При вдохе сначала выпячивается живот, затем поднимается грудная клетка (плечи не поднимать). При выдохе – втянуть живот, опустить голову. 4 – 6 раз.
И. П.: лежа на спине. Попеременное движение ног – «велосипед». 15 – 20 раз. Не задерживать дыхание.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Медленный (с напряжением и вибрацией) поворот туловища в сторону, не отрывая пяток от пола, возвращение в и. п.. 4 -6 раз в каждую сторону. При повороте – выдох.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленно (с напряжением и вибрацией) поднять руки вверх, соединив ладони, резко нагнуться вперед, опустив руки вниз, выдох - «дровосек». Медленно (с напряжением и вибрацией) выпрямиться, подняв руки вверх (вдох). 3 – 6 раз.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью согнуты в локтях. Частые скрестные движения рук навстречу друг другу. 2 – 4 раза. Дыхание произвольное.
И. П.: лежа на спине, ноги вместе (вначале под опорой), руки вдоль туловища. Медленно (с напряжением и вибрацией) поднимать туловище (до положения сидя) с быстрыми вибрирующими положениями рук. Так же вернуться в и. п. 2 – 8 раз. Не задерживать дыхание.
И. П.: лежа на животе. Согнуты руки в локтях, ладони – к плечам, голову и ноги вверх, прогнуться – «ласточка». Не задерживать дыхание.
И. П.: стоя. Одна ладонь на груди, другая – на животе. Полное дыхание. 4 – 6 раз.
И. П.: основная стойка. Прыжки на прямых ногах с напряжением (на высоту 5 см), руки с напряжением и вибрацией вверх и в стороны. 20 – 40 с. Дыхание произвольное.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Медленно поднимать руки вверх. Расслабиться, спуская сначала кисти рук, предплечья, плечи, слегка согнуться, наклонив голову. 4 – 6 раз. Дышать спокойно.
Тучных людей, систематически занимающихся физкультурой, необходимо постоянно наблюдать, следить за общим самочувствием, динамикой массы тела, состоянием сердечно – сосудистой и дыхательной систем, жирового и углеродного обменов.
Необходимо регулярно консультироваться с врачом по поводу рациональной диеты. Без диеты эффективность занятий физическим упражнениями и массажем будут недостаточной.
2. 3 Оздоровительная гимнастика при АГ
На первых порах обучающийся выполняет 9 – 11 упражнений из этого комплекса, затем (через две недели) начинает прибавлять к ним по два упражнения каждую неделю.
И. П.: основная стойка. Закрыть правое носовое отверстие. На 1 – 2 – 3 – 4 – прерывистый вдох. Повторить поочередно 5 – 6 раз каждым носовым отверстием.
И. П.: стоя, ноги вместе, руки опущены. На 1 -2 – руки через стороны вверх, потянуться не прогибаясь – вдох; на 3 – 4 – 5 – вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз, темп средний.
И. П.: стоя, руки на поясе. На 1 – поднять плечи, на 2 – вернуться в и.п. повторить 5 – 10 раз, темп быстрый, не задерживать дыхание.
И. П.: стоя, одна рука на грудной клетке, другая – на брюшной стенке. На 1, расслабив мышцы брюшной стенки, выпятить живот – вдох, на 2 – 3 – 4 – 5, максимально напрягая мышцы брюшного пресса, втянуть живот к позвоночнику – выдох. Повторить 4 – 6 раз, темп медленный.
В ходьбе. Сжимать и разжимать пальцы кистей рук. На 1 – 2 – вдох, на 3 – 4 – 5 – 6 – выдох. Выполнять 30 – 40 с.
И. П.: стоя, ноги вместе, ладони перед собой. На 1 – вдох носом, на 2 – 3 – 4 – 5 -6 – 7 – 8 - выдох в ладони через сложенные «трубочкой» губы. Повторить 3 – 4 раза, темп медленный.
В ходьбе, руки в стороны, вращение кистей в лучезапястных суставах на четыре счета – в одну сторону, на четыре счета – в другую сторону. Выполнять 30 секунд. Следить за дыханием.
В ходьбе, руки в стороны, круговые движения в локтевых суставах на четыре счета вперед – вдох, на четыре счета – в другую. Выполнять 30 секунд.
И. П.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. На 1 – 2 – руки в стороны, вверх – вдох, на 3 – 4 – 5 – 6 – руки через стороны вниз, выдох, расслабиться. 5 – 6 раз, темп средний.
И. П.: то же. На 1 – 2 – 3 – поднять правую ногу, на 4 – 5 – опустить - выдох, 6 – и. п. – вдох. Повторить каждой ногой 4 – 5 раз, темп медленный, ноги прямые.
И. П.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – 7 – круговые движения ногами (имитация езды на велосипеде) – выдох, 8 – и. п. – вдох. То же в другую сторону. Повторить в каждую сторону по 4 – 5 раз в каждую сторону, темп медленный.
И. П.: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 – 2 – 3 – правой кистью коснуться левой ноги. Правую ногу занести за левую, 4 – 5 – вернуться в и. п. – выдох, 6 – и. п. – вдох. Руки и ноги прямые. То же – левой кистью и левой ногой. Повторить по 5 – 6 раз, темп средний.
И. П.: лежа на правом боку, левая рука вверх: на 1 – 2 – 3 – поднять левую ногу, левой рукой коснуться левой ноги, 4 – 5 – вернуться в и. п. – выдох, 6 – и. п. – вдох. Руки и ноги прямые. То же на левом боку. Повторить 5 – 6 раз, темп медленный.
И. П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. На 1 – 2 – поднять таз, 3 – 4 – вернуться в и. п. – выдох, 6 – вдох. Повторить 5 – 6 раз, темп средний. При подъеме таза опираться на стопы, локти и плечевой пояс.
И. П.: лежа на спине, руки на поясе. На 1 – 7 – поочередное касание носком правой согнутой ноги с наружной и внутренней стороны левой ноги – выдох, 8 – и. п. – вдох. То же левой ногой. Нога поочередно переставляется на одном длинном вдохе. Повторить по 5 – 6 раз, темп средний.
И. П.: лежа на спине, ноги вместе, руки вверх. На 1 – 2 – поднять правую ногу, коснуться левой рукой правого носка, 3 – и. п. – выдох, 4 – и. п. вдох. То же левой ногой и правой рукой; руки и ноги прямые. Повторить по 5 – 6 раз, темп средний.
И. П.: стоя, ноги врозь, руки к плечам. На 1 – наклон туловища вправо, левой кистью над головой достать правый локоть – выдох, 2 – вдох, 3 – наклон туловища влево, правой кистью над головой достать левый локоть – выдох, 4 – и. п. – вдох. Повторить 8 раз, темп средний.
И. П.: основная стойка. На 1 – 3 – вращение прямых рук в плечевых суставах вперед – выдох, 4 – и. п. – вдох, 5 – 7 – вращение рук в плевых суставах – выдох. 8 – и. п. повторить 8 раз, средний темп, с каждым занятием увеличивается до быстрого.
И. П.: ноги врозь, руки к плечам. На 1 – 3 – пружинящий наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена, 3 – выпрямиться, 4 – и. п., 5 – 6 – пружинящий наклон вперед, левым локтем коснуться правого колена, 7 – выпрямиться, 8 – и. п. Повторить 8 раз, темп медленный, выдох при наклоне и подъеме туловища.
И. П.: широкая стойка, руки вверху с гимнастической палкой, полухват руками на ширине плеч. На 1 – правую ногу вверх, руки с палкой вперед, палкой коснуться правого колена, палкой коснуться носка – выдох, 2 – и. п. – вдох, 3 – то же левой ногой - выдох, 4 – и. п. – вдох. Повторить 8 раз, темп медленный, постепенно с каждым занятием увеличивается темп.
И. П.: широкая стойка, руки внизу с гимнастической палкой, хват руками шире плеч. На 1 – 7 – круговые движения туловищем, руки с палкой вверху – выдох, 8 – и. п. – вдох. То же в другую сторону. Повторить по 4 – 5 раз в каждую сторону, темп медленный, выдох делать через губы, сложенные «трубочкой», брюшная стенка на вдохе медленно подтягивается к позвоночнику.
И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки назад, палка сзади, хват шире плеч. На 1 – 2 – пружинящий наклон вперед, руки вверх – выдох, повторить 7 – 8 раз, средний.
И. П.: ноги врозь, руки согнуты в локтевых суставах, палка на плечах. На 1 – 3 – пружинящий поворот туловища влево – выдох, 4 – и. п. – вдох. То же в другую сторону. Повторить по 6 – 7 раз в каждую сторону, темп средний.
И. П.: ноги врозь, руки вперед с гимнастической палкой, хват руками шире плеч. На 1 – в приседании гребок правым концом палки справа – выдох, 2 – и. п. – вдох, 3 – то же левым концом слева – выдох, 4 – и. п. – вдох. Движение палкой должно напоминать гребок весла на байдарке. Повторить 8 раз, темп медленный, увеличивать постепенно до среднего.
И. П.: основная стойка, с гимнастической палкой, хват руками шире плеч. На 1 – прыжок, ноги врозь, руки вверх, 2 – прыжок, правая нога вперед, левая назад, палку на лопатку. 3 – прыжок, левая нога вперед, правая назад, руки вверх, 4 – и. п. Повторить 10 раз, темп от медленного постепенно увеличивается до быстрого. При выполнении упражнения спину держать прямо.
И. П.: стоя, ноги врозь. На 1 – 2 – руки в стороны, вверх – вдох, 3 – 4 – расслабить руки, опустить вниз, наклониться и расслабить мышцы туловища – выдох. Повторить 5 – 6 раз. Темп медленный.
И. П.: основная стойка. На 1 – 2 руки в стороны – вдох, на 3 – 4 – 5 – 6 – расслабить мышцы, опустить руки, встряхнуть кисти – выдох. Повторить 4 раза, темп медленный.
Статическое дыхательное упражнение.
Наблюдения свидетельствуют о том, что у студентов с артериальной гипертензией и гипертонической реакцией на функциональные пробы уже через 8 – 9 месяцев занятий оздоровительной физкультурой по этой методике отмечаются выраженные сдвиги, указывающие на высокий оздоровительный, профилактический эффект.
Коррекция дефектов осанки
Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить дефекты осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью. Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для коррекции различных нарушений осанки используют различные комплексы.
При кругло вогнутой спине.
Для растягивания мышц передней брюшной стенки:
И. П.: лежа на животе, согнуть ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Затем другой ногой. Потом сгибать обе ноги с помощью и без помощи рук.
И. П.: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене и , захватив рукой ступню, прижать пятку к ягодице. Ноги менять.
И. П.: стоя на одной ноге, мах другой назад и, согнув ее в колене, постараться коснуться пяткой ягодицы.
И. П.: стоя на коленях, руки на пояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы.
И. П.: стоя у гимнастической стенки боком, придерживаясь за рейку – мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.
И. П.: из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги (или одновременно двумя ногами) в коленях, стараясь приближать пятки к ягодицам.
Для растягивания мышц спины используют специальные упражнения:
И. П.: из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коленей. Затем ноги разогнуть, не отрывая руки от пола.
И. П.: из основной стойки руки вверх, ноги на ширине плеч, наклон вперед, стараясь лбом коснуться коленей с произнесением «ух» на выдохе. Затем ноги врозь – движение «дровосека».
И. П.: стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние полшага), присев, захватить руками нижнюю рейку и выпрямить ноги.
И. П.: сидя на полу – наклоны вперед, руки к носкам или до касания лбом коленей.
И. П.: из упора на коленях сесть на пятки, наклониться, стараясь плечами коснуться коленей.
И. П.: сидя на полу, захватить руками ступню (попеременно), согнуть ногу и подтянуть колено к плечо.
И. П.: ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.
И. П.: стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой, коснуться коленом правого плеча. То же, но стоя на правой ноге. То же, но коснуться лба.
Для укрепления мышц задней поверхности бедер используют специальные упражнения:
Из упора на коленях попеременное поднимание ног назад (как можно выше). То же, но сгибая руки в локтях.
Лежа на полу (лицом вниз), попеременное поднимание ног назад (таз плотно прижат к полу). То же, но одновременное поднимание ног. То же, но с различными положениями и движениями рук.
Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, руки упираются в пол, на пятке набивной мяч с петлей. Попеременное поднимание ноги с мячом. То же, но одновременное поднимание ног с двумя мячами.
Вис на гимнастической стенке (лицом к ней). Попеременное поднимание ног (колени не сгибать, таз прижат к стенке). То же, но одновременное поднимание обоих ног.
Специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (исходное положение для всех упражнений – лежа на спине с прижатием поясницы к опоре):
Согнуть и разогнуть поочередно ноги в коленном и тазобедренном суставах – «велосипед».
Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.
Руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног.
Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 45º и медленно опустить.
Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед – вверх, развести, соединить и медленно опустить.
Удерживая мяч между коленями, ноги согнуть, разогнуть их вперед до угла 45º и медленно опустить. То же, но удерживая мяч между лодыжками.
Скрещивание прямых ног – «ножницы».
Переход в положение сидя с махом рук. То же, но руки на поясе.
Ноги фиксируются у гимнастической стенки (скамейки) или удерживаются партнером – медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение.
Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклониться назад до положения лежа, удерживаясь прямыми ногами перейти в исходное положение.
При плоско спине
Для укрепления мышц спины используются специальные упражнения (исходное положение – лежа вниз лицом):
Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. То же, но кисти рук переводить к плечам за голову.
Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация плавания брассом). То же, но руки в стороны, назад; в стороны, вверх.
Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. То же, но руки поочередно вверх – «бокс».
Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. То же, но с одновременным приподниманием и удерживанием до счета 3 – 5 – 8 обеих ног (не задерживать).
Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе и опустить.
Гимнастическая палка в руках. Поднимание палки вверх, опускание за голову, положив на лопатки.
Бросание (толкание) от груди медицинбола.
Для укрепления мышц передней поверхности бедер рекомендуются специальные упражнения:
Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но поднимание обеих прямых ног с удержанием – «уголок». То же, но поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.
Лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но одновременное поднимание прямых ног.
Присев на корточки и держать за рейку гимнастической стенки или спинку стула, вставать на одной ноге, другую держать выпрямленной.
Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание прямой ноги с подвешенным набивным мячом.
Вис, присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая при этом на плечи исполняющего.
Следует подчеркнуть, что на занятиях гимнастикой при любой форме дефекта осанки специальные упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы.
При боковом искривлении позвоночника
Разгрузка позвоночника в домашних условиях достигается:
Лежанием и сном на жесткой постели после школьных занятий;
Приготовлением домашних заданий, лежа на животе (на щите) или в колено – локтевом положении у стола;
Выбором соответствующих исходных положений при выполнении физических упражнений (горизонтальное, в чистом или смешанном висе).
Для укрепления боковых мышц туловища рекомендуются следующие специальные упражнения:
Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу. То же, но на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.
Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча («окошечко»). Приподнять обе выпрямленные ноги, удержать на весу, постепенно увеличивая время. Медленно опустить в исходное положение. То же, но на левом боку.
Лежа на боку, приподнять одну ногу, присоединить к ней другую и медленно опустить обе. То же, на другом боку.
Лежа на боку (на кушетке, гимнастической скамейке или столе), туловище на весу, одноименная рука опирается на пол, другая – вдоль туловища. При фиксации ног партнером перевести руки на пояс, вверх, вперед, к плечам, возвратиться в исходное положение. То же на другом боку.
Для коррекции осанки рекомендуют, так же плавание и конный спорт.
Заключение И в заключении я хочу подчеркнуть, что нарушения могут приводить к серьезным изменениям в организме, поэтому стоит уделять большое внимание состоянию здоровья и физического развития детей и подростков. Как мы выяснили даже среди обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса большая доля обучающихся, которых можно отнести к той или иной группе риска.
Такое положение вещей означает, что необходимо непременно оценивать физическое развитие и состояние здоровья и вовремя корректировать отклонения. Это позволит контролировать здоровье и правильность физического развития детей и подростков.
Список использованных источников и литературы
С. Д. Поляков, С. В. Хрущев, И. Т. Корнеева: «Мониторинг и коррекция физического здоровья студентов: методическое пособие» - Москва: Айрис – пресс, 2014. – 96с. – (методика).
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2014.
Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. — Смоленск, 2015.