СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: математика в музыке

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ

Одним из первых, кто установил связь между музыкой и математикой, был древнегреческий философ Пифагор еще 25 веков назад. С древних времен музыка использовалась в ритуалах и мистериях разных народов, но до него никто не задумывался, почему какие-то музыкальные созвучия приятны на слух, а какие-то звучат резко и раздражают. Для своих экспериментов Пифагор использовал инструмент монохорд, который, сам и изобрел. Хоть инструмент и называется монохорд, у него было две струны, одна с неизменным тоном, а другая при помощи нехитрого механизма меняла свое звучание. Изменяя пропорциональное соотношение двух звучащих струн, Пифагор пришел к основополагающему для всей истории музыки выводу – пропорция имеет прямое отношение к звучанию, и качество этого звучания выражается числом. Эта идея привела, что музыка и математика пересекаются.

Продолжением этой теории, у Пифагора появилась идея разделения созвучий на консонансы и диссонансы. Без этих понятий, классическая музыка не смогла бы быть в том в виде, в котором мы её знаем. Консонанс - категория гармонии, характеризующимся слиянием в восприятии одновременно звучащих тонов, а диссонанс совершенная противоположность. Так как диссонанс звучал несовершенно, явилась зависимость его использования только в связке с консонансом. Пифагор первый выявил математическое соотношение благозвучным интервалом, например 1:2, 2:3, 3:4. С развитием музыки и появлением большого количества голосов, появились сомнения о консонантности тех или иных созвучиях. Но всё же фундаментальные представления о консонансах и диссонансах остались и по сей день.

После этого имея представление, что звуки складываются в интервалы, решили как-то это систематизировать. Так появилась идея звукового ряда, то есть гаммы – это последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке, и музыкального строя — это система сопоставления нот (знаков, обозначений) и звуковых частот, периодом музыкального строя является октава — интервал между нотами, частоты которых отличаются в два раза. Традиционно октава состоит из 12 ступеней. Интересно, что 12 ступеней выбрано не спроста, именно столько оптимально с точки зрения приближения чистых интервалов. Это можно вывести, используя цепные дроби. Также цепные дроби показали свою эффективность в задаче нахождения наилучшего календаря. Именно поэтому в году 12 месяцев.

Затем последователи Пифагора (пифагорейцы) и другие математики проявляли интерес к музыке. На протяжении столетий в развитии европейской культуры музыкальное образование было востребовано. Музыку изучали наряду с другими науками. Теории Пифагора нашли продолжение и в средние века. Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Жан Д'Аламбер, Даниил Бернулли, Леонард Эйлер и другие.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: математика в музыке»

Исследовательский проект: Математика в музыке
  • Исследовательский проект: Математика в музыке
Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.  Готфрид Лейбниц

Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.

Готфрид Лейбниц

Занятия музыкой помогают в изучении математики. Гипотеза
  • Занятия музыкой помогают в изучении математики.
  • Гипотеза
Выявить взаимосвязь между занятиями музыкой и математикой. Цель
  • Выявить взаимосвязь между занятиями музыкой и математикой.
  • Цель
Найти схожести понятий Проанализировать литературу по теме исследования; Сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики; Переложить числа на музыку; Установить связь между звуками и способностями личности; Сформулировать выводы. Задачи проекта
  • Найти схожести понятий
  • Проанализировать литературу по теме исследования;
  • Сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики;
  • Переложить числа на музыку;
  • Установить связь между звуками и способностями личности;
  • Сформулировать выводы.
  • Задачи проекта
Объект исследования: Математика и музыка Предмет исследования: Математика в музыке Метод исследования: работа с источниками информации, анализ, сравнения, наблюдения.
  • Объект исследования: Математика и музыка
  • Предмет исследования: Математика в музыке
  • Метод исследования: работа с источниками информации, анализ, сравнения, наблюдения.
Учитывая, что математика становится всё более популярным, но остаётся при этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального образования как вспомогательного должна повышаться, но это придёт только с пониманием способности музыки помогать в изучении математики. Актуальность темы
  • Учитывая, что математика становится всё более популярным, но остаётся при этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального образования как вспомогательного должна повышаться, но это придёт только с пониманием способности музыки помогать в изучении математики.
  • Актуальность темы
Например, темп в музыке, так же как и в математике – понятие скорости – определяет отношение числа происходящих событий к тому времени, которое они заняли. В отношении длительности нот можно провести прямую параллель к математическому понятию целых чисел и дробей. Схожесть понятий
  • Например, темп в музыке, так же как и в математике – понятие скорости – определяет отношение числа происходящих событий к тому времени, которое они заняли. В отношении длительности нот можно провести прямую параллель к математическому понятию целых чисел и дробей.
  • Схожесть понятий
Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ритм – чередование длительностей. Оказывается, и среди чисел можно обнаружить ритмы. Первые 100 натуральных чисел расположены в виде изящной правильной фигуры – так называемого Пифагорова квадрата. Окружающий нас мир полон ритмов. Схожесть понятий
  • Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ритм – чередование длительностей. Оказывается, и среди чисел можно обнаружить ритмы. Первые 100 натуральных чисел расположены в виде изящной правильной фигуры – так называемого Пифагорова квадрата.
  • Окружающий нас мир полон ритмов.
  • Схожесть понятий
Противоположности В математике существуют противоположности: Простое число – составное число Число х - обратное число 1/х Половина – вдвое больше Делитель – кратное Параллельно – перпендикулярно Прямая - кривая Отрицательное число – положительное число, Плюс – минус, Деление – умножение, Четное число – нечетное число, Больше – меньше,
  • Противоположности

В математике существуют противоположности:

  • Простое число – составное число
  • Число х - обратное число 1/х
  • Половина – вдвое больше
  • Делитель – кратное
  • Параллельно – перпендикулярно
  • Прямая - кривая
  • Отрицательное число – положительное число,
  • Плюс – минус,
  • Деление – умножение,
  • Четное число – нечетное число,
  • Больше – меньше,
Противоположности  В музыке существует противоположности: медленно-быстро. Эта пара играет весьма важную роль в музыке. Характер песни во многом определяется ее темпом. И искажая темпы, можно исказить и всё произведение. Еще высокое и низкое. Такие качества относятся, прежде всего, к области не слуховых, а зрительных ощущений: высокое здание, низкий потолок и т.д. Это в большей степени относится к музыкальным инструментам.
  • Противоположности
  • В музыке существует противоположности: медленно-быстро. Эта пара играет весьма важную роль в музыке. Характер песни во многом определяется ее темпом. И искажая темпы, можно исказить и всё произведение.
  • Еще высокое и низкое. Такие качества относятся, прежде всего, к области не слуховых, а зрительных ощущений: высокое здание, низкий потолок и т.д. Это в большей степени относится к музыкальным инструментам.
В музыке, как и в математике, нужны числа. Они бывают простые и составные. Простые числа - это от 1 до 8, а составные - от 9 до 15 Простые: 1 - прима, 2 - секунда, 3 – терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-семтима, 8- октава. Составные: 9-нона, 10-децима, 11-ундецима, 12-дуодецима, 13-терцдецима, 14-квартдецима, 15-квинтдецима. Названия чисел в музыке
  • В музыке, как и в математике, нужны числа.
  • Они бывают простые и составные. Простые числа - это от 1 до 8, а составные - от 9 до 15
  • Простые: 1 - прима, 2 - секунда, 3 – терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-семтима, 8- октава.
  • Составные: 9-нона, 10-децима, 11-ундецима, 12-дуодецима, 13-терцдецима, 14-квартдецима, 15-квинтдецима.
  • Названия чисел в музыке
Из истории В своих трудах ученые неоднократно делали попытки представить музыку как некую математическую модель. Однако , одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета - музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.
  • Из истории
  • В своих трудах ученые неоднократно делали попытки представить музыку как некую математическую модель.

Однако , одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета - музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.

Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки. Родился Пифагор около 570 года до нашей эры на острове Самосее. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив ее, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
  • Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки. Родился Пифагор около 570 года до нашей эры на острове Самосее. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив ее, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Изучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего инструмента Древних греков, состоящего из одной струны, резонаторного ящика и передвижной подставки, с помощью которой можно было изменять длину натянутой струны, Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами. монохорд Древняя Греция
  • Изучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего инструмента Древних греков, состоящего из одной струны, резонаторного ящика и передвижной подставки, с помощью которой можно было изменять длину натянутой струны, Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами.

монохорд

  • Древняя Греция
Древняя Греция Слово
  • Древняя Греция
  • Слово "музыка", что значит "искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах", греческого происхождения, буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутниц древнегреческого бога Солнца и мудрости, покровителя искусств, бога музыки Аполлона.
В эпоху Средневековья (с конца XII – начала XIII века) вся совокупность знаний делилась на 7 основных наук: тривиум – начальный курс образования, включавший в себя грамматику, риторику и диалектику; квадриум – повышенный курс светского образования, куда музыка входила так же, как и у пифагорейцев вместе с арифметикой, геометрией и астрономией. Математика не включена в число смежных дисциплин и находится в стороне от музыкального искусства, скорее музыкальное искусство в некоторых своих проявлениях прибегает к использованию математического аппарата. Средневековье
  • В эпоху Средневековья (с конца XII – начала XIII века) вся совокупность знаний делилась на 7 основных наук: тривиум – начальный курс образования, включавший в себя грамматику, риторику и диалектику; квадриум – повышенный курс светского образования, куда музыка входила так же, как и у пифагорейцев вместе с арифметикой, геометрией и астрономией. Математика не включена в число смежных дисциплин и находится в стороне от музыкального искусства, скорее музыкальное искусство в некоторых своих проявлениях прибегает к использованию математического аппарата.
  • Средневековье
Средневековье М. Падуанский – ученый и музыкант XIII –XIV в.в. сказал: «Законы Вселенной – законы музыки!». Современная наука разрушила эти красивые фантазии о музыкальном вращении планет. Но гармония целочисленных соотношений продолжает увлекать физиков. Альберт Эйнштейн открыл сходство между колебанием струны и ее частей и атомами испускающими излучение.
  • Средневековье
  • М. Падуанский – ученый и музыкант XIII –XIV в.в. сказал: «Законы Вселенной – законы музыки!». Современная наука разрушила эти красивые фантазии о музыкальном вращении планет. Но гармония целочисленных соотношений продолжает увлекать физиков. Альберт Эйнштейн открыл сходство между колебанием струны и ее частей и атомами испускающими излучение.
«Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимосвязях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая и духовная деятельность человека. Что между ними размещается все, что человечество создало в области наук и искусства» - писал Г. Нейгауз. 
  • «Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимосвязях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая и духовная деятельность человека. Что между ними размещается все, что человечество создало в области наук и искусства» - писал Г. Нейгауз. 

XVIII век Цитата из работы Леонарда Эйлера 
  • XVIII век
  • Цитата из работы Леонарда Эйлера "Диссертация о звуке", написанная в 1727 году.

"Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков»

1. Свое отношение к математике и музыки ученые  высказывались в своих личных переписках. Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет:
  • 1. Свое отношение к математике и музыки ученые  высказывались в своих личных переписках. Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать»
  • 2.На что Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики»
Конечно, наш проект не был бы полным без практической части. Нас заинтересовал вопрос: если математика и музыка теоретически связаны, то как это доказать на практическом примере? В этот момент к нам в голову пришла идея: а что, если попробовать выявить творческие способности человека с помощью... Нотной грамоты и даты рождения? Исследование по определению творческих способностей по дате рождения с использованием нотной грамоты
  • Конечно, наш проект не был бы полным без практической части. Нас заинтересовал вопрос: если математика и музыка теоретически связаны, то как это доказать на практическом примере? В этот момент к нам в голову пришла идея: а что, если попробовать выявить творческие способности человека с помощью... Нотной грамоты и даты рождения?
  • Исследование по определению творческих способностей по дате рождения с использованием нотной грамоты
Суть этого исследования заключалась в следующем:   1) У конкретного человека бралась полная дата рождения. ( к примеру, 26.09.2002) 2) Потом нумеровались ноты на нотном стане: до-0;ре-1;ми-2;фа-3;соль-4;ля-5;си-6;до-7. 3) Дата человека переводилась на нотный стан. Таким образом,
  • Суть этого исследования заключалась в следующем:
  • 1) У конкретного человека бралась полная дата рождения. ( к примеру, 26.09.2002)
  • 2) Потом нумеровались ноты на нотном стане: до-0;ре-1;ми-2;фа-3;соль-4;ля-5;си-6;до-7.
  • 3) Дата человека переводилась на нотный стан. Таким образом, "музыка" нашего человека будет: ми; си; до; ми(2-ая октава); ми; до; до; ми.
  • 4) Нажимаем на клавиатуре пианино все эти ноты сразу.
  • 5) Если получившийся аккорд благозвучен, значит человек творческий;
 Если же аккорд не благозвучен, то человек точен.  В нашем случае этот человек творческий.  При желании можно потом спросить у человека, чем он занимается. Как правило, люди творческие занимаются музыкой(или другим творчеством).  Точные люди любят математику, у них хорошо развит аналитический склад ума.

Если же аккорд не благозвучен, то человек точен.

В нашем случае этот человек творческий.

При желании можно потом спросить у человека, чем он занимается. Как правило, люди творческие занимаются музыкой(или другим творчеством).

Точные люди любят математику, у них хорошо развит аналитический склад ума.

Заключение Для выявления взаимосвязи математики и музыки мы изучали и анализировали много научной литературы. Мы познакомились с историей и формированием Пифагорейской теории музыки. Рассмотрев математическую теорию музыки, мы глубже поняли и разобрались в том, что приятные для слуха различные музыкальные звуки подчиняются простым математическим законам. Так же нас порадовало, что и современные ученые изучают геометрический строй музыки. Данная тема актуальна в наши дни, и в ней есть место для новых открытий. Мы убедились, что математическая точность музыки всегда была и остаётся её неотъемлемым свойством, а музыкальная поэтика свойственна всем математическим процессам. На практике мы узнали, как можно определить человека по творческой стороне.
  • Заключение
  • Для выявления взаимосвязи математики и музыки мы изучали и анализировали много научной литературы. Мы познакомились с историей и формированием Пифагорейской теории музыки.
  • Рассмотрев математическую теорию музыки, мы глубже поняли и разобрались в том, что приятные для слуха различные музыкальные звуки подчиняются простым математическим законам. Так же нас порадовало, что и современные ученые изучают геометрический строй музыки. Данная тема актуальна в наши дни, и в ней есть место для новых открытий.
  • Мы убедились, что математическая точность музыки всегда была и остаётся её неотъемлемым свойством, а музыкальная поэтика свойственна всем математическим процессам.
  • На практике мы узнали, как можно определить человека по творческой стороне.
Музыка – это математика интуиции  -Олег Гуцуляк
  • Музыка – это математика интуиции -Олег Гуцуляк
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!