СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д. А. Бестолков

ТОГАПОУ  «Промышленно – технологический колледж»

E-mail: [email protected]

Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста»

Д. А. Бестолков

ТОГАОУ СПО «Промышленно – технологический колледж»

E-mail: [email protected]

Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста

В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию, горящий «творческим огнем». Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость перехода образовательной парадигмы от учебно-образовательной, к научно-образовательной, направленной на интеллектуальное развитие будущих специалистов, что ведет за собой и изменение методологической основы образовательных учреждений.

В качестве такой основы вызывает интерес обучающее – исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в научно - исследовательскую деятельность, то есть в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально - производственной и научной сфере» [1]. Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции.

Исследования в области коммуникативной, социальной и многих других компетенций проведены такими учеными как Д.А. Иванов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, но вопросам исследовательских компетенций внимания уделено недостаточно. При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы [2].

Что же представляет собой исследовательская деятельность? Леонтович А.В. считает, что исследовательская деятельность — деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Алексеев Н.Г., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3].

Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: ·

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • целеполагание, выдвижение гипотез;

  • ознакомление с соответствующей литературой;

  • подбор методик исследования;

  • сбор материала, его анализ;

  • выводы.

Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:

  • выполнение лабораторных работ;

  • написание рефератов;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • подготовка докладов;

  • выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

  • курсовые, дипломные работы и проекты [4].

Способность студентов к творческой деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя [1]. Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой.

Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе деятельности СНО решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций. Основными целями деятельности СНО в промышленно – технологическом колледже города Мичуринска, являются выявление талантливой молодёжи и повышение уровня подготовки специалистов среднего звена. В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности СНО мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов.

Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.

Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.




Список литературы

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений М.: Академия, 2007. 128 с.

2. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. 2003. № 7. С. 41—44

3. Исследовательская деятельности учащихся: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2003. 110 с.

4.Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. 2005. № 1. С. 30—33.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!