Серия книг
«Для любознательных»
Для читателей
романа
Фёдора Михайловича Достоевского
«Преступление и наказание»
Иркутск 2016
29.04.2016
НПК
Практический материал
Составитель:
Гордеева Надежда, ученица 11б класса МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 2
Для читателей, увлеченных творчеством Ф.М.Достоевского
Гордеева Н. 2016
«Для чего служат символы в романе?»

Число «одиннадцать»
Число «семь»

Символ «солнце»


Дополнительные вопросы:
Какие ещё символы и детали можно увидеть в романе?
Из каких источников автор берёт значения этих символов?
Вкладывает ли Достоевский в них свой смысл? Если да, то-какой?
В Приложении даны справочные материалы, которые можно использовать для работы.
Приложение
Справочные материалы
Ге́лиос (Гелий, Ээлиос) — в древнегреческой мифологии солнечное божество, сын титана Гипериона и Тейи, брат Селены иЭос.
Светозарный бог с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей поистине был воплощением солнца. Он жил на восточном берегу Океана в великолепном дворце и каждое утро выезжал из него на золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, чтобы совершить свой ежедневный путь по небосводу. Гелиос озарял землю лучами, дарившими ей животворное тепло, а вечером спускался на западе в воды Океана. Там его ждала золотая ладья, на которой он возвращался в свой дворец, чтобы наутро вновь отправиться в небесный путь. Гелиос все видел и слышал, он был как бы всевидящим оком самого Зевса-Олимпийца, его любили боги и люди, животные и растения.
Согласно Гомеру, Гелиос — владелец семи стад коров и семи стад овец. Его коровы жили у Артемисия в Сицилии, их пасли нимфы Фаэтиса и Ламптия.Семь стад по пятьдесят коров и семь стад по пятьдесят баранов были символом трехсот пятидесяти дней и трехсот пятидесяти ночей (лунный год древних греков состоял из пятидесяти семидневных недель).
Дажьбог (Дажбог, Дашуба) - солнце после летнего солнцестояния (дающий богатство в виде урожая), сын Сварога: «и после (после Сварога) царствовасынъ его именем Солнце, его-женаричютьДажьбогъ... Солнце-царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бебо муж силен» (Ипатьевская летопись). Обожание солнца славянами засвидетельствовано многими преданиями и памятниками. «Слово о полку Игореве» говорит о славянах, как о внуках солнца-Дажьбога. Как светило вечно-чистое, ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым; имя его сделалось синонимом счастья. Солнце - творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению - карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла - неправды и нечестия. Поэтическое заклятие, обращенное Ярославною к солнцу, дышит этой древнею верою в карающее могущество дневного светила: «Светлое и тресветлое Солнце! всем тепло и красно еси; чему, господине, простое, горячююсвоюлучю на ладе вой, в поле безводне жаждою им лучи (луки) спряже, тугою им тулизатче?» У словаков есть такое предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, то нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество дня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца она разбегается, чувствуя свое бессилие. Каждый день повторяется борьба и каждый раз побеждает Солнце. По общему германскому и славянскому поверью собирать лечебные травы, черпать целебную воду и произносить заклятия против чар и болезней лучше всего на восходе ясного солнца, на ранней утренней заре, ибо с первыми солнечными лучами уничтожается влияние злых духов и рушится всякое колдовство; известно, что крик петуха, предвозвещающий утро, так страшен нечистой силе, что она тотчас же исчезает, как только его заслышит.
Ярило (Яр, Яровит, Руевит) - бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу. Он совмещает в себе понятия: весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; любовной страсти, похотливости и плодородия - понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений и зачина предстоящего урожая. Корень слова «яр» связывался с мужской силой, мужским семенем. В «Слове о полку Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей. Его представляют молодым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно. что древний некакий был идол называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был... А иные праздник сей... называют игрищем»; далее сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет - будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того в сердце разгорается любовь. «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает» (народная песня). «Свет и сила. Бог Ярило. Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше» (А.Н. Островский.«Снегурочка»).
Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнерусское божество солнца и солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминается именно в связи с югом, с Тмутараканью, где осенью Хорс еще силен. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «великомуХорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Предполагают, что южный город Корсунь также получил название от этого слова (изначально Хорос или Хорсунь). Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т.д.): дни осеннего и зимнего солнцестояния в сентябре (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо - солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали новорожденного Коляду, принимающего дела у Хорса и пр.).Некоторые источники утверждают, что этот бог был славянским эскулапом, другие - подобен Бахусу по времени созревания вина нового урожая). Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Хоре связан не с солнцем, а с временным периодом, указанным выше.
Круг является, пожалуй, важнейшим и наиболее распространенным геометрическим символом. Согласно суждениям философов платоновской и неоплатоновской школ, круг является самой совершенной формой. У круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентации; и небосвод тоже — вследствие круговых траекторий движения звезд вокруг небесного полюса — представляется как круглый купол, поэтому круг олицетворяет собой небо и все спиритуалистическое. Если на него нанести спицы (радиусы), то он станет символом колеса, которое в противоположность неизменяемости круга демонстрирует дополнительное качество — динамику. С точки зрения науки о символах противоположностью круга является квадрат, который обозначает уже земной мир и все материальное. Круг олицетворяет собой Бога и небо, а квадрат — землю и человека.
Число «одиннадцать»
Это число славится тем, что несет либо просветление, либо безумие, в зависимости от конкретной культуры и точки зрения. Оба эти аспекта действительно имеют место: 11 — число чрезмерности, которая характерна и для просветленной личности, и для человека, падающего в бездну галлюцинаций. В телемской системе 11 — это сущностно-важное число. Оно символизирует понимание того, что нет Бога, кроме человека, в том смысле, что Бог — это все существующее (включая даже то, что называют злом). Это число прекрасной Нут, египетской богини ночного неба. У нее длинные волосы и синее тело с прекрасными изгибами. Нут — дочь Шу иТефнут, сестра и жена Геба (Земли), мать Осириса, Исиды и Нефтиды. Кроули называет это божество любовницей Хадита, однако источник такого откровения — Либер АЛ, а подлинных сопоставлений в традиционной египтологии оно не имеет.
Кроме того, это число вольностей и свобод. Возможно, именно поэтому некоторые христианские вероучения считают число 11 греховным и омерзительным. Даже некоторые каббалисты полагают, что 11 — число вредоносное, поскольку связано с Кли- пот.
Число «семь»
Это число часто считают таинственным, одиноким, отрешенным, трудным и магическим. Кроули усматривал в нем ряд несчастливых аспектов; все они порождены одержимостью идеей совершенства, столь типичной для числа 7.
В конечном счете число 7 символизирует мышление само по себе, которое порождает различные следствия, например развитие технологии, а также софистику.
У каждого числа имеются собственные циклы, и циклы, связанные с семеркой, чрезвычайно интересны:
В древних традициях рост и развитие человека описываются с помощью семеричных циклов и других циклов, кратных им по длительности: 7 лет — это конец раннего детства и начало позднего; 14 — начало подросткового возраста. Взрослым человек становится между 21 и 28 годами, а с 28 до 35 лет наши силы находятся на взлете. С 35 до 42 лет пылкость и горячность обычно управляют нами, а в период с 42 до 49 лет интеллект достигает высшей точки развития. Время с 49 до 56 лет — это эпоха мудрости, после которой в человеке доминирует дух.
Древние ритуалы также связаны с семью планетами (или, скорее, с пятью, поскольку Солнце и Луна в них тоже рассматривались как планеты), которые были известны тогдашним людям. Сейчас эта информация явно устарела, но она может оказаться эффективной для людей, предпочитающих игнорировать развитие науки и новые сведения.
7 нот, 7 дней недели, 7 морей, 7 основных цветов спектра, 7 чакр, 7 отверстий в человеческой голове.
Кроули воспринимал число 7 и как число посланцев бесконечности. На самом деле их 8, но Кроули, как и положено каббалисту, начал отсчет с 0.
Для заметок:
Для заметок:
Для заметок:
Цена: не установлена
Иркутск 2016 Апрель