Оглавление
1. Введение……………………………………………………………….3 стр.
2. Характеристика образа Бабы Яги учёным А.Н.Афанасьевым..5 стр.
3. Характеристика образа Бабы Яги…………………………………6 стр.
4. Исследовательская часть……………………………………………10 стр.
5. Заключение……………………………………………………………11 стр.
6. Список использованной литературы………………………………13 стр.
Введение
“Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.
В. Даль.
“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.
В. А. Иванов
Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Бабой Ягой гусей-лебедей.
Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба Яга.
Поэтому мы выбрали тему исследования: «Баба Яга – кто она?»
Цель исследования: выяснить, какую роль в сказках играет Баба Яга.
Объект исследования: образ Бабы Яги.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Задачи исследования:
Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
Проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза. Образ Бабы Яги в сказках неоднозначен. Героиня может как вредить другим героям, так и помогать им. Мы считаем, что такие поступки связаны с отношением к ней сказителей. Кто-то считает ее отрицательным персонажем и наделяет ее отрицательными качествами. А кто-то из сказителей наделяет ее положительными качествами, так как видит ее вполне симпатичным существом.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).
Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Характеристика образа Бабы Яги учёным А.Н.Афанасьевым
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя благодаря своей многоголовости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба Яга»)
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба Яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на работницу, давай всех ругать и колотить.
…Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.
( «Баба Яга»)
… Стала Баба Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то – съем тебя. («Василиса Прекрасная»)
-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба Яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
(«Баба Яга»)
Иван Быкович убивает троих сыновей Бабы Яги
(«Иван Быкович»)
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Характеристика образа Бабы Яги
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
…входит - в избушке сидит Баба Яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…сидит там Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Далее это впечатление усиливается описанием её жилища.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка Яги Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
...стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».
Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома, построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.
Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.
… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – Баба схватила Жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и Жихарь»)
Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.
…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
-Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)
…А кот ей в ответ:
- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)
Таким образом, по внешней характеристике Бабы Яги мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).
Но есть сказки, в которых Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею отыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста- ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
В речи этого персонажа мы слышим также выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
…-Здравствуй,бабушка!
- Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
…-Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе. («Василиса Прекрасная»)
- Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну? («Заколдованная королевна»)
Таким образом, мы выяснили, что роль Бабы Яги в сказках неоднозначна.
Исследовательская часть.
Мы решили выяснить, кто такая Баба Яга, положительный это образ или отрицательный. Для этого мы обратились к сборнику Афанасьева А.Н. Народные русские сказки.- М.,1977.
Мы выяснили, что в сборнике 140 сказок. Это сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. Образ Бабы Яги присутствует в волшебных сказках, которых в сборнике 110. Это составляет 79% от всех сказок сборника. Но образ Бабы Яги есть не во всех волшебных сказках. Она является героиней 78 волшебных сказок, это 71% от всех волшебных сказок сборника. Дальше мы решили выяснить, какова роль Бабы Яги в этих сказках, как часто она помогает или вредит героям. В 53 сказках она вредит героям и в 25 помогает им. Это соответственно 68% и 32%.
Мы задали себе вопрос, почему образ Бабы Яги такой противоречивый: почему в одних сказках она помогает героям, а в других вредит им. Мы выдвигаем свою гипотезу. Как мы выяснили, Баба Яга – представительница царства мертвых. А к мертвецам у наших предков было противоречивое отношение. С одной стороны, наши предки искали защиты у своих умерших родичей. Отсюда происходит выражение «Чур меня!» Слово «чур» обозначает «пращур», т.е. умерший предок, а выражение обозначает «Пращур, защити меня!» С другой стороны, люди всегда побаивались мертвецов. Отсюда страх к привидениям, к любой потусторонней силе. По-видимому, поэтому Баба Яга часто играет отрицательную роль в сказках. Опираясь на свою гипотезу, мы пришли к выводу, что страх к умершим у наших предков был сильнее, чем уважение к ним.
Баба-Яга, по-моему, один из самых любимых детьми сказочных персонажей. Так как она всегда разная, то к ней испытываешь много разных эмоций – от страха до уважения и благодарности. Она не надоедает своей однообразностью, с ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая и в чем-то наивная. И для ребенка, который слушает сказку, Баба-Яга может стать примером того, что встречаются на нашем жизненном пути разные люди. И внешний вид у них может быть страшным и отталкивающим, но в душе они добрые и готовые помочь. Стоит только найти к ним определенный, вежливый подход. А если они действительно оказываются злыми и готовыми "съесть" любого, то нужно бежать от них, и уже не раздумывать, добрый ли он в душе или только прикидывается…
Заключение
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Наши наблюдения позволяют ещё раз убедиться в народной мудрости «По одёжке встречают, по уму провожают».
В ходе исследования мы научились:
-анализировать сказки;
-давать характеристики главным героям произведения;
-находить полезную информацию;
-делать выводы.
Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.
Таким образом:
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказок, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Список использованной литературы
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки.- М.,1977.
Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
14