СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Что такое мох?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: узнать, что такое мох и исследовать его особенности.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (проведение опытов), сравнение, описание.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Что такое мох?"»


Вид работы (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект, научно-исследовательская работа);

Исследовательская работа

Наименование направления (секции)

Естественно – научное

Наименование темы работы

«Что такое мох?»

Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Мордвинов Сергей Александрович, 07.06.2004



Место учебы:

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»

Класс

 4-Б

Научный руководитель

Кучер Лариса Петровна,

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»,

учитель начальных классов


































Что такое мох?

Аннотация

Цель проекта: узнать, что такое мох и исследовать его
особенности.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (проведение опытов), сравнение, описание.

Материально-техническое и информационное обеспечение: опытный материал (мох), весы, бумажная салфетка, информационные носители, компьютер и программное обеспечение.



Время работы над проектом: лето-осень 2014 года.


Полученные данные (результаты опытов):

  1. мох содержит много воды и может за несколько секунд намочить любую бумажную или тканевую поверхность;

  2. мох, только что взятый из тундры весит намного больше, чем мох высушенный. Влажный мох весит 35 г 165 мг, сухой мох весит 2 г 515 мг. Из этого следует, что мох содержал 32 г 650 мг воды.


Выводы:

  1. У мха нет корней, их заменяют длинные усики-ризоиды. Поэтому мох легко вырывается из почвы;

  2. 2/3 поверхности мха составляют отмершие, гиалиновые клетки, которые хорошо проводят воду и накапливают её. Поэтому мох в 14 раз весит меньше, чем вода, содержащаяся в нём;

  3. благодаря большим запасам воды, мох выдерживает даже самые сильные засухи;

  4. мох – это растение, настолько отличающееся по своим особенностям от других, что его выделили в отдельный класс.


















Содержание

1. Введение …………………………………………………………… 4

2. Основная часть ……………………………………………………. 5-8

2.1. Что такое мох …………………………………………………… 5

2.2. Проведение опытов …………………………………………….. 6

2.3. Значение мха ……………………………………………………. 8

3. Заключение ………………………………………………………... 9

4. Список литературных источников ……………………………… 10

5. Приложение ………………………………………………………. 11




































Введение

Актуальность темы: Когда я первый раз пошёл в тундру, после трёх часов сбора грибов и ягод, мне поручили «накрыть стол» для еды. Я выбрал красивую поляну, покрытую зелёным мхом. Постелил клеёнку и достал припасы. Когда мой стол увидели взрослые, они объяснили мне, что на мшанике лучше стол не накрывать, потому что он очень влажный и пока мы будем обедать, наша одежда быстро промокнет.

Вот тогда я и заинтересовался этим растением и решил всё про него узнать.

Объект исследования: мох.

Предмет исследования: свойства мха.

Цель проекта: узнать, что такое мох и исследовать его
особенности.

Задачи проекта:

  1. узнать особенности мхов (с проведением ряда опытов);

  2. выяснить строение мха;

  3. определить, что такое мох и его значение.


Методы исследования: наблюдение, эксперимент (проведение опытов), сравнение, описание.


Практическая значимость работы: определение значения мха в природе и в деятельности человека.


План исследования:

  1. Теоретический. Поиск и изучение информации о мхах.

  2. Практический (опытный):

а) поход в тундру, поиск и сбор материала для исследования;

б) проведение опытов;

в) оценка результатов опытов.

  1. Представление результатов исследования. Защита проекта.














Основная часть


Очень часто в тундре или лесу, собирая ягоды и грибы, можно обнаружить места, полностью заросшие маленькими мягкими растениями, похожими на небольшие ёлочки. Если путник решит отдохнуть на таком ковре, то через считанные секунды одежда его пропитается влагой. Что же это за растение, которое сильно напитано влагой и легко вырывается из почвы, совсем не сопротивляясь?

Мхи – отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов. У мхов нет цветков, корней. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках.

Со мхами не следует путать так называемый олений мох (ягель), поскольку олений мох –собирательное название для нескольких лишайников.


Что такое мох?

Мхи – это особый отдел растительного царства:

1) самый большой класс мхов называют – местостебельные;

2) они растут повсеместно – от Арктики до Антарктики;

3) стебли этих мхов покрыты выростами-листьями;

4) мхи имеют стебель и листья, у которых тело представлено слоевищем;

5) корней у них нет, их заменяют ризоиды (корнеподобные выросты), которыми они укрепляются в почве и всасывают воду;

6) размножаются мхи спорами, относятся к высшим споровым растениям.




Проведение опытов

1. Проверим, действительно ли мох содержит много воды?

Опыт №1: опыт с бумажной салфеткой.

2. Сколько воды содержит влажный мох, и сколько воды содержит сухой мох?

Опыт № 2: взвешивание мха в различных состояниях.

Опыт № 1: Опыт с бумажной салфеткой.

1. Возьмём чистую сухую бумажную салфетку.

2. Найдём небольшую поляну, заросшую мхом.

3. Приложим на 10 секунд салфетку ко мху, слегка нажимая сверху.

4. Оценим полученный результат.




Опыт № 2: Взвешивание мха в различных состояниях.

1.Взвесим мох, только что взятый из тундры, то есть во влажном состоянии.
2.Высушим мох, чтобы полностью удалить из него влагу.
3.Взвесим мох в сухом состоянии.

4.Оценим результат.



Результаты опытов:

1. Проведя опыт № 1, мы действительно убедились, что мох содержит много воды и может за несколько секунд намочить любую бумажную или тканевую поверхность.

2. Проведя опыт № 2, мы увидели, что мох, только что взятый из тундры весит намного больше, чем мох высушенный. Влажный мох весит 35 г 165 мг, сухой мох весит 2 г 515 мг. Из этого следует, что мох содержал 32 г 650 мг воды.


Мох состоит из одного слоя клеток двух разных типов:

  1. узкие зелёные клетки, содержат хлоропласты (живые клетки мха), соединены друг с другом и образуют сплошную сеть;

  2. между зелёными клетками находятся более крупные и пустые, прозрачные клетки, они могут заполняться водой или воздухом – и называются гиалиновыми клетками (отмершие клетки).

До 2/3 поверхности мха состоит из этих клеток. Поэтому мох быстро всасывает и проводит воду.



Особенности мха:

1.У мха нет корней, их заменяют длинные усики-ризоиды. Поэтому мох легко вырывается из почвы.

2. 2/3 поверхности мха составляют отмершие, гиалиновые клетки, которые хорошо проводят воду и накапливают её. Поэтому мох в 14 раз весит меньше, чем вода, содержащаяся в нём. (Опыт № 2).

3.Благодаря большим запасам воды, мох выдерживает даже самые сильные засухи.


Значение мха

Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы.

Мхи дали человечеству торф – топливо и источник разнообразного сырья для промышленности. Мхи могут использоваться и как заменитель ваты, потому что обладают бактерицидными свойствами. 
























Заключение


Цель проекта: узнать, что такое мох и исследовать его
особенности, достигнута.

Задачи проекта выполнены:

  1. узнали особенности мхов (с проведением ряда опытов);

  2. выяснили строение мха;

  3. определили, что такое мох.


Можно сделать вывод, что мох – это растение, настолько отличающееся по своим особенностям от других, что его выделили в отдельный класс:

  1. у мха нет корней, их заменяют длинные усики-ризоиды. Поэтому мох легко вырывается из почвы;

  2. 2/3 поверхности мха составляют отмершие, гиалиновые клетки, которые хорошо проводят воду и накапливают её. Поэтому мох в 14 раз весит меньше, чем вода, содержащаяся в нём;

  3. благодаря большим запасам воды, мох выдерживает даже самые сильные засухи.



























Список литературных источников:

  1. Конноли Ш. Большая энциклопедия школьника. – Москва: Махаон, 2008.

  2. Шляков Р.Н. Растения. Определитель. Печеночные мхи Севера СССР. – Л., 1976.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/мхи

  4. http://ecosystema.ru/07referats/popov_mhi/popov_mhi.htm

  5. http://festival.1september.ru/articles/584594/





































Приложение









15