Городской конкурс исследовательских, творческих и проектных работ
учащихся начальных классов
Радуга — загадка природы
Автор работы: Иващенко Игорь,
1 класс, МБОУ «Основная
общеобразовательная школа №45»
г. Троицка
Научный руководитель:
Баранова Софья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 45»
г. Троицк
2015г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………3
II. Основная часть
1. Свойства и особенности солнечного луча……………….………………………5
1.1. Лучи света прямолинейны
1.2. Лучи света преломляются.
2. Практическая часть
2.1. Какого цвета солнечный луч? (опыты №1 и №2)……………….....…………6
III. Заключение………………………………………………………………………7
IV. Литература………………………………………………………………………8
V. Приложение………………………………………………………………………9
I. Введение
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной
Над рекой повисло
Цветное коромысло.
Ребятишек радует
Цветная радуга.
Как часто летом мы любим смотреть на радугу, возникающую в небе после дождя. Отчего же появляется такая красивая, да ещё цветная картина в воздухе? В чём причина появления цветов на небе?
Радуга всегда появляется в солнечный день, когда после дождика ярко светит солнышко. Значит, одной из причин возникновения радуги является солнечный луч.
Я решил узнать:
Какими свойствами и особенностями обладают солнечные лучи.
Какого цвета солнечный луч?
Почему радуга появляется на небе?
В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.
Тема моей работы: «Радуга – загадка природы».
Цель работы: узнать о некоторых свойствах и особенностях солнечных лучей.
Объект исследования: солнце.
Предмет исследования: свойства солнечного луча.
Гипотеза: предположил, что причиной появления радуги является солнечный луч и дождевые капли.
Задачи работы:
Узнать, какого цвета солнечный свет.
Объяснить, почему мы видим в небе радугу.
Меня очень заинтересовала данная тема, и я решил узнать побольше о солнечных лучах. Для этого искал сведения в детской литературе, в Интернете, беседовал со взрослыми людьми, смотрел телепередачи, проводил опыты и наблюдения.
Методы исследования:
- подбор и ознакомление с соответствующей литературой;
- проведение опытов.
II. 1. Свойства и особенности солнечного луча.
1.1.Лучи света прямолинейны.
Огромное количество данных свидетельствует о том, что луч света прямолинеен. Достаточно хотя бы вспомнить луч, который пробивается сквозь щель, образовавшуюся между плотными шторами. В этот момент мы видим большое множество прямых золотых лучей. Также о прямолинейности лучей может свидетельствовать тот факт, что предмет, освещаемый Солнцем, дает четко очерченные тени. Фактически о положении окружающих нас предметов в пространстве мы судим, подразумевая, что свет от объекта попадает на наш глаз по прямолинейным траекториям. Наша ориентация во внешнем мире целиком основана на предположении о прямолинейном распространении света.
На основании вышесказанного сделаем вывод: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.
1.2.Лучи света преломляются.
Для доказательства данного свойства возьмем стеклянный стакан и нальем в него воду, затем наклонно опустим в него карандаш. Нам будет казаться, что карандаш сломался, но на самом деле с ним ничего не произошло.
Значит, лучи, проходя через воду, действительно преломляются.
На основании вышесказанного сделаем вывод: световой луч, переходя из одной среды в другую (из воздуха в воду и др.) под углом, изменяет свое направление. Это явление называется преломлением света.
1. Какого цвета луч солнца?
Я провёл блиц-опрос учеников 1 и 2 классов нашей школы и 4 человека считает, что солнечный луч — белого цвета, 16 человек — жёлтого цвета...
Наблюдая за солнечным светом, нам кажется, что он белого цвета. Но так ли это на самом деле?
Я провёл 2 опыта.
Сначала я через маленькое отверстие в шторе пропустил узенький пучок света. На его пути я поставил трехгранное стеклышко и на противоположной окну стене увидел разноцветную радужную полоску. Я выяснил, что солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Когда луч солнца проходит через трехгранное стеклышко - каждый цветной луч ложится отдельно и мы видим цвет каждого.
Потом я взял лист белого картона, вырезал из него круг, разделил на семь одинаковых частей и окрасил их в цвета радуги (каждый сектор в свой цвет). Затем этот круг я надел посередине на спицу для вязания и начал крутить вокруг оси. При вращении цвета перемешались и был виден только один — белый цвет. В эту тайну солнечного луча триста лет
назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Это было замечательное открытие. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Таким образом, белый солнечный луч состоит из набора лучей семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов, а белый цвет луча получается в результате смешивания этих цветов. А радуга - это и есть солнечный луч, который проходит через капли дождя, как сквозь трёхгранные стёкла, и преломляясь отображается на противоположной стороне неба в виде разноцветных полос - радуги.
III. Заключение.
Анализ литературы и проведение опытов помогли мне найти ответы на вопросы и сделать выводы:
- солнечный луч прямолинеен в однородной среде и обладает свойством преломления, переходя под углом из одной среды в другую;
- белый солнечный луч состоит из набора лучей семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового;
- белый цвет солнечного получается в результате смешивания всех цветов;
- радуга на небе появляется в результате преломления солнечных лучей через дождевые капли.
Проделанная работа подтвердила мою гипотезу о том, что причиной появления радуги является солнечный луч и капли дождя. И теперь я хочу узнать, почему мы видим траву зелёной, а снег белым и следующей работой объяснить разноцветие мира.
IV. Литература
1. Гумилевская М. «Почему так бывает?» - М.: Изд-во «Детская литература», 1972.
2. «Опыты в домашней лаборатории» - М.: «Наука» / главная редакция физико-математической литературы, 1981 / Библиотечка «Квант», Вып. 4 / Ст. Б.Когана «Цветные тени». Интернет-ресурс: http://lib.e-science.ru/book/4/page/113.html (Дата обращения: 30.03.2014).
3. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Физика / Сост., худож. А.А. Леонович; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: ТКО «АСТ», 1996.
V.Приложение.

Луч света прямолинеен.

Световой луч, переходя из одной среды в другую (из воздуха в воду и др.) под углом, изменяет свое направление. Это явление называется преломлением света.

Солнечный луч состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов.
Опыт №2.


При вращении цвета перемешались и был виден только один — белый цвет.