Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Сосногорска Республики Коми
Исследовательская работа
на тему: «Зимующие птицы нашего города»

Выполнил: Карпушин Кирилл, обучающийся 1 "г" класса
МБОУ "СОШ № 3 с УИОП" г. Сосногорска
Соавтор: Карпушина Марина Николаевна, мама
Руководитель: Жалсанова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №3 с УИОП" г. Сосногорска
г. Сосногорск, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………5
1.1 Зимующие птицы……………………………………………………………...5
Кормушки для птиц …………………………… …………………………....6
Подкормка птиц ……………………………………………………………....7
Сроки и нормы подкормки……………………………………………...9
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ………………………………………………………11
2.1. Наши наблюдения…………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают неповторимую прелесть лесной роще и степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно. В населенных пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждения и от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека.
На уроках окружающего мира я узнал, что птицы бывают перелётные и зимующие; что птицам, которые остаются зимовать, нужна наша помощь. Вот тогда я и решил больше узнать о зимующих птицах нашего города: где они живут, чем питаются. Я уверен, что в настоящее время чрезвычайно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит жителей города (и детей, и взрослых) заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы о птицах - развешивание кормушек и их подкормка.
При выполнении данной работы я знакомился с жизнью птиц в условиях города. Ведь самое интересное для нас, детей, - это наблюдать за живыми птицами на прогулке. Серия наблюдений даст мне гораздо больше умственного развития, чем просто чтение рассказов о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Фильм скорее всего забудется без закрепления и применения полученной информации.
Актуальность темы: Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. В условиях городской суеты мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. Птицы – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.
Цель работы: оказание помощи птицам в зимний период и изучение поведения зимующих птиц города.
Задачи исследования:
- исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу;
- привлечь птиц на кормушки, построенные своими руками; подкармливать птиц зимой;
- изучить предпочтение кормов различными видами птиц;
- провести собственные наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.
Объект исследования: зимующие птицы.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из книг, журналов интернета.
План исследования:
1. Изучить, какие птицы остаются зимовать.
2. Изучить, из какого материала можно построить кормушки.
3. Чем кормить птиц зимой?
4. Наши наблюдения и выводы.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Зимующие птицы
С наступлением холодов птицы улетают в теплые края, в места, где больше пищи. А некоторые птицы остаются зимовать в городах.
Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеческому жилью.
Рассмотрим видовой состав зимующих птиц:
- синица: зимой синицы собираются стайками. Их часто можно видеть рядом с жильём человека. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди;
- сорока: её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это оседлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. А мне нравится, как она стрекочет;
- воробьи: рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом, да и размером, разве что последний несколько стройнее;
- вороны: зимой прилетают к нам из лесопосадок, в городе они людей меньше боятся. Вечером летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.
1.2 Кормушки для птиц
Подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как считают некоторые люди. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.
Но важно помнить несколько основных правил:
- у кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм будет засыпан снегом или залит дождем;
- отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что необходимо регулярно наполнять её кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают её ежедневно.
Мы с папой сделали кормушку из веточек и досок (фото 1 и 2).
Фото 1 и 2 - Изготовление кормушки
Каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. Вот и мои одноклассники также не остались равнодушными к зимующим птицам, и решили соорудить свои домики и подкормить пернатых (фото 3 и 4).
Фото 3 - Кормушка Кристины Кошлаковой Фото 4 - Кормушка Илоны Вахрушевой.
1.3 Подкормка птиц
В качестве корма мы использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки белого хлеба.
Засыпать корм нужно утром или днём. Традиционный корм для птиц в зимнее время (таблица 1).
Таблица 1- Перечень корма
Корм | Способ подкормки | Виды птиц |
Нежареные семена подсолнуха | Насыпаются на кормовой столик | Синицы |
Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые) | Насыпается на кормовой столик | Воробьи, сизый голубь |
Крошки чёрствого пшеничного хлеба | Насыпаются на кормовой столик | Синицы, воробьи, сизый голубь |
Кусочки несолёного сала, мяса и жира | Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях | Синицы |
Продукты, которые опасны для здоровья птиц, плохо перевариваются в желудке, а также категорически запрещается давать их в морозную погоду (что может привести к гибели):
- черный, ржаной хлеб;
- жаренные семечки;
- кожура бананов и цитрусовых;
- овощи;
- перловая крупа, горох и чечевица.
Главная цель подкормки - защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев птицами. Другая положительная сторона подкормки - привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового сезона остается в районе подкормки, там же выводит и выкармливает птенцов, обогащая местную фауну.
Свою кормушку я установил на дереве возле дома (фото 5, 6,7).

Фото 5, 6, 7 – Установка кормушки на дереве
Первыми посетили наши кормушки воробьи и голуби (фото 8).

Фото 4 – Первые гости
1.4. Сроки и нормы подкормки
Общая продолжительность сезона подкормки зависит от климатических условий, урожая естественных кормов и некоторых других причин. Нецелесообразно начинать подкормку птиц, когда в октябре стоит тихая теплая погода, а на лугах и в лесу имеются естественные корма. В этом случае птицы неохотно будут посещать кормушки. Если же в октябре холодная дождливая погода или выпал снег и к тому же наблюдается неурожай естественных кормов, подкормка необходима.
Абсолютная бескормица наступает лишь с начала промерзания почвы или выпадения глубокого снежного покрова. Поэтому норму кормов распределяют в зависимости от состояния кормовой базы и климатических условий по периодам:
- первый период – прикормочный, длится примерно 30 – 45 дней (с 15 октября по 30 ноября). В это время птиц приучают к кормушкам. Корма сначала выкладывали в количестве 15 – 20 % нормы (пока птицы поедают их неохотно);
- второй период – основной, длится 120 дней (с 1 декабря по 31 марта). В это время птицы особенно нуждаются в подкормке, поэтому им даём полную норму кормов;
- третий период – завершающий, длится 10 – 25 дней (с 1 по 25 апреля). В это время выкладывают 80% полной нормы, так как в связи с таянием снега открывается доступ к прошлогодним запасам естественных кормов. Закончить подкормку раньше 15 апреля можно лишь в том случае, если наступила теплая погода. Если же прошлогодний урожай был небольшим или отмечается запоздалая весна и повсеместно лежит глубокий снежный покров, подкормку следует продолжать до 15 апреля.
Однако подкармливать птиц не следует слишком обильно, особенно семенами подсолнечника. Птицы перестают потреблять другой корм, что снижает их сопротивляемость инфекций, и становятся настолько зависимыми от подкормки, что при ее прекращении хотя бы на 2 дня нередко гибнут.
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1. Наши наблюдения
Для нашей кормушки я выбрал место рядом с домом, чтобы мне было удобно подкармливать птиц каждый день, а также наблюдать за их поведением. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садиться. Я каждый день днём насыпал в кормушку нежареные семена подсолнуха, зёрна и крошки белого хлеба. За день птицы все съедали, так что к вечеру кормушка уже была пуста.
К кормушке, как правило, прилетали воробьи и голуби. Первым, кто решился поближе подойти к кормушке, оказался голубь. Нам очень было интересно наблюдать, как он с осторожностью подлетел к кормушке, сначала сел на крышу, оглянулся и только потом подошел к корму. А вот воробьи вели себя более спокойно, они небольшой стайкой сели на кормушку и клевали хлебушек.
Птицы быстро привыкли к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещали её ежедневно.
Голуби предпочтение отдали нежареным семенам подсолнуха, но не отказывались и от хлеба. Воробьи, наоборот, предпочитали больше хлеб и зерна, а семена подсолнуха практически не клевали.
После пяти дней подкормки птиц я решил посмотреть на их поведение, если в кормушке не будет корма. Днём птицы по привычке прилетали, но, не найдя еды, улетали. На дереве, на котором обычно днём собирается большое количество птиц, когда кормушка полная, не было ни одной птицы. Но как только я выходил на улицу из дома, чтобы насыпать корм в кормушку, я заметил, что птицы начали потихоньку возвращаться в свою знакомую "столовую". И буквально через несколько секунд после того, как я насыпал корм, в кормушке уже не было свободного места.
Также заметил, что в холодную погоду птиц прилетает больше, чем в тёплую. Свои наблюдения я отобразил в таблице 2
Таблица 2 - Мои наблюдения за поведением птиц в кормушке
Виды птиц | Поведение и количество птиц, прилетающих на кормушку. |
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Голуби | Прилетело очень мало птиц, на кормушку сел только один голубь. Поведение осторожное. | Количество птиц заметно увеличилось, по сравнению с 1 днем, поведение заметно более спокойное. Решились на кормушку сесть уже две птицы. | Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное. На кормушку садятся по одной – две птицы. | Прилетела небольшая стайка птиц. На кормушку садятся по одной – две птицы. | Количество птиц заметно прибавилось, поведение настолько стало спокойное, что на кормушку садятся по четыре-пять птиц, и между собой начинают конкурировать. |
Воробьи | Прилетело всего три воробья, были более спокойнее. | Количество птиц не изменилось, поведение прежнее. | Не прилетали. | Прилетело немного больше, чем в первый и во второй день, ведут себя менее осторожно. На кормушку садятся по несколько особей. | Количество птиц увеличивается, ведут себя спокойно, внимание на окружающих не обращают. На кормушку садятся кучками. |
Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы: наша гипотеза подтвердилась - птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Моя работа является важным звеном экологического воспитания моих сверстников. Через её реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить одноклассников к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Это же не так сложно, сделать своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдать за поведением разного вида птиц, слетающихся на угощение.
Таким образом, развешивая кормушки, не важно где будь это - в садах, парках, или около своих домов, мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.
Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль[Текст]: Академия развития, 2004. - 255 с.
2. Бёме Р.Л. Птицы. Энциклопедия природы России [Текст]: энциклопедия / Р.Л. Бёме, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков. – М.: Изд-во «ABF». 1998.-491 с.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» [Текст]: - Живая природа от А до Я.-М.,2008. - 384 с.
4. Дмитриев Ю. Книга природы [Текст]: энциклопедия / Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский. – М.: Детская литература, 1990. – 400 с.
5. Энциклопедия для детей. «Птицы и звери»[Текст]:- М.:Изд-во«Мир энциклопедий Аванта +».2011.-448 с.
6.http://www.countrysideliving.net/GRD_PRJ_BirdsWint_Jan05.html: [Электронный ресурс].