МБОУ Романенкинская НОШ
Исследовательский проект

Работали над проектом:
учащиеся 2 – 3 класса
под руководством учителя
начальных классов Шириной Г. А.
январь 2016 год
Содержание
1.Вступление:
Песня «Дважды два четыре
Гипотеза, цель, задачи
2.Пифагор о взаимосвязи математики и музыки
3.Математика в сольфеджио:
Нотный стан и ноты
Общие термины наук
4.Вывод
5.Приложение:
Поём и читаем под счёт
Составляем ребусы
6.Литература: Н. Дьяченко «Музыкальные картинки»(первое знакомство ребёнка с музыкой), Интернет
Гипотеза: математика существует в музыке, занятия музыкой помогают изучению математики.
Цель: провести взаимосвязь между занятиями музыкой и математикой; доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Задачи:
проанализировать литературу по теме исследования;
сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики на уроках математики;
сформулировать выводы.
Составить ребусы и оформить (100ляр, до100инство, 3ляж…)
Защитить проект группой учащихся
Объект исследования: музыка и математика
Предмет исследования: математика в музыке
Методы исследования: работа с источниками информации, анкетирование, анализ, сравнения, наблюдения, самостоятельное составление ребусов, их представление
Актуальность темы.
На сегодняшний день значимость музыкального образования значительно снижается. Люди забывают о том, что музыка и математика – родные сёстры, что они просто созданы помогать друг другу. Родители, задумываясь, почему их ребёнок плохо успевает по математике, не принимают во внимание тот факт, что музыкальное образование значительно повышает способность к математике. Учитывая, что математика становится всё более популярным, но остаётся при этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального образования как вспомогательного должна повышаться, но это придёт только с пониманием способности музыки помогать в изучении математики.
Исследовательский проект «Математика в музыке»
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!
сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
Вслушайтесь в эту веселую песенку. На её примере можно выдвинуть гипотезу, что занятия музыкой помогают изучению математики, а математика существует в музыке. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения. Мы думаем, что ни один человек в мире не может прожить без математики и без музыки.
Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой?
Я поставил перед собой цель: доказать, что математика применяется в музыке, что связь между музыкой и математикой существует.
Для достижения цели надо решить три задачи:
проанализировать литературу по теме исследования;
сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики;
сформулировать выводы.
Древнегреческий философ Пифагор один из самых первых установил связь между музыкой и математикой
«Математика и музыка - сестры».
Сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой.
В музыке все считать надо, как и в математике.
Пять линеек нотной строчки мы назвали – нотный стан.
И на нём семь ноток разместились по местам.
7 нот, 5 линеек нотного стана.
А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.
Ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты, как и числа могут делиться, между ними существуют интервалы.
При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности, то есть никогда не пересекаются прямые линии нотного стана.
- Отгадайте ребусы, в которых есть и ноты, и цифры…
Вывод: Таким образом, математика и тесно связанные между собой:
Данное исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику, а математика присутствует в музыке.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».