СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1»

Вся радость жизни – в творчестве.  Р. Роллан Исследовательский проект  «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»     Макарова Татьяна  Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа» Курской области Горшеченского района

Вся радость жизни – в творчестве.

Р. Роллан

Исследовательский проект «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Макарова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Горшеченского района

Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

“ Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”  ( Л.Н. Толстой)

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…” ( Л.Н. Толстой)

Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.  Б.Шоу Работа обучающихся в условиях творческой деятельности решает задачи современных стандартов образования и нацелена на социальный заказ общества - воспитание человека, способного решать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность. Б.Шоу

Работа обучающихся в условиях творческой деятельности решает задачи современных стандартов образования и нацелена на социальный заказ общества - воспитание человека, способного решать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Существует много различных определений понятия творчества. Американский ученый П.Хилл: «Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большой энциклопедический словарь дает такое определение : «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.»

Существует много различных определений понятия творчества.

Американский ученый П.Хилл:

«Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большой энциклопедический словарь дает такое определение : «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.»

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».   Л.С.Выготский

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Л.С.Выготский

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»   К.Д.Ушинский

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»

К.Д.Ушинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная  сфера их духовной жизни, самовыражение и  самоутверждение, в котором ярко раскрывается  индивидуальная самобытность каждого ребёнка»  В.А.Сухомлинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,

самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»

В.А.Сухомлинский

И. Я. Лернер

И. Я. Лернер

Элементы творческих способностей по И. Я. Лернеру видение новой проблемы в знакомой ситуации построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа видение альтернативных и вариативных способов решения задачи видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение всех взаимосвязей  структуры объекта

Элементы творческих способностей по И. Я. Лернеру

видение новой проблемы в знакомой ситуации

построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию

комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа

видение альтернативных и вариативных способов решения задачи

видение новых (скрытых) функций известных объектов;

видение всех взаимосвязей

структуры объекта

Актуальность  Современное информационное общество движется по пути освобождения человека от функций рутинного мышления, оставляя за ним прерогативу мышления творческого. Справедливо утверждение, что на современном этапе развития, а тем более в будущем, страны смогут благополучно существовать и развиваться преимущественно за счёт творчества своих граждан. Кроме того, сам человек может наиболее успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы из сложных ситуаций только в том случае, если он обладает способностью к самореализации своих возможностей, саморазвитию, если он творчески относится к процессу своей жизнедеятельности, является творцом своего жизненного пути.

Актуальность

Современное информационное общество движется по пути освобождения человека от функций рутинного мышления, оставляя за ним прерогативу мышления творческого. Справедливо утверждение, что на современном этапе развития, а тем более в будущем, страны смогут благополучно существовать и развиваться преимущественно за счёт творчества своих граждан. Кроме того, сам человек может наиболее успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы из сложных ситуаций только в том случае, если он обладает способностью к самореализации своих возможностей, саморазвитию, если он творчески относится к процессу своей жизнедеятельности, является творцом своего жизненного пути.

Проблема: Разрешение противоречия между потенциальными возможностями организации развития творческих способностей детей и реально сложившейся практикой обучения, не всегда учитывающей эти возможности.

Проблема:

Разрешение противоречия между потенциальными возможностями организации развития творческих способностей детей и реально сложившейся практикой обучения, не всегда учитывающей эти возможности.

Объект исследования:  процесс развития творческих способностей с помощью новых подходов, идей и условий.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей с помощью новых подходов, идей и условий.

Предмет исследования:  нетрадиционные методы и приемы для развития творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы

Предмет исследования: нетрадиционные методы и приемы для развития творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы

Цель:  Повысить качество литературно-лингвистического образования в средней школе путем формирования у обучающихся качеств творческой личности.

Цель:

Повысить качество литературно-лингвистического образования в средней школе путем формирования у обучающихся качеств творческой личности.

Гипотеза  Развитие творческих способностей личности будет приводить к повышению качества обучения, если на уроках будет осуществляться специально продуманная учителем работа по реализации творческих способностей обучающихся на основе субъектной позиции ребенка.

Гипотеза

Развитие творческих способностей личности будет приводить к повышению качества обучения, если на уроках будет осуществляться специально продуманная учителем работа по реализации творческих способностей обучающихся на основе субъектной позиции ребенка.

Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы на современном этапе и определить некоторые возможные пути ее решения в процессе развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. 2. Апробировать на уроках такие технологии обучения, которые предоставят ученику возможность развивать и совершенствовать свои творческие способности. 3. Сформулировать основные условия и приемы реализации процесса развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и на их основе определить содержание предлагаемых комплексных заданий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы на современном этапе и определить некоторые возможные пути ее решения в процессе развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.

2. Апробировать на уроках такие технологии обучения, которые предоставят ученику возможность развивать и совершенствовать свои творческие способности.

3. Сформулировать основные условия и приемы реализации процесса развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и на их основе определить содержание предлагаемых комплексных заданий.

Методы исследования:    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: • - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; • - наблюдение и анализ организации процесса обучения русскому языку и литературе; • - моделирование и конструирование учебного процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся при изучении русского языка и литературы.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

- наблюдение и анализ организации процесса обучения русскому языку и литературе;

- моделирование и конструирование учебного процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся при изучении русского языка и литературы.

Новизна  проекта заключается в определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности через разработку системы в данном направлении.

Новизна проекта заключается в определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности через разработку системы в данном направлении.

Противоречия:        • между коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний;   • между возросшей потребностью общества в компетентных личностях, обладающих умениями выдвигать творческие идеи, создавать креативные продукты, и отсутствием должной ориентации современной школы на формирование и развитие творческой личности;   • между теоретическим обоснованием необходимости развития творческих способностей и недостаточной разработанностью методических и технологических основ по их организации в процессе обучения.     № 1

Противоречия:между коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний;между возросшей потребностью общества в компетентных личностях, обладающих умениями выдвигать творческие идеи, создавать креативные продукты, и отсутствием должной ориентации современной школы на формирование и развитие творческой личности;между теоретическим обоснованием необходимости развития творческих способностей и недостаточной разработанностью методических и технологических основ по их организации в процессе обучения.

№ 1

Этапы работы на проектом:  Первый этап  - накопление эмпирического материала, теоретический анализ научной литературы по теме исследования, уточнение понятийного аппарата, конструирование исходной гипотезы исследования, разработка теоретических основ исследуемой проблемы, определение базы исследования, разработка программы опытной работы.   Второй этап - уточнение и доработка теоретической концепции исследования, опытно-экспериментальная проверка компонентов гипотезы и их уточнение.  Третий этап - систематизация и оформление материалов исследования, формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций.

Этапы работы на проектом: Первый этап - накопление эмпирического материала, теоретический анализ научной литературы по теме исследования, уточнение понятийного аппарата, конструирование исходной гипотезы исследования, разработка теоретических основ исследуемой проблемы, определение базы исследования, разработка программы опытной работы. Второй этап - уточнение и доработка теоретической концепции исследования, опытно-экспериментальная проверка компонентов гипотезы и их уточнение. Третий этап - систематизация и оформление материалов исследования, формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций.

Принципы моей работы:

Принципы моей работы:

  • Восприятие ребёнка как личности;
  • Внимательное отношение ко всем проявлениям творческой активности школьников;
  • Предоставление ребёнку психологической свободы;
  • Повышение и укрепление самооценки.
Планируемые образовательные результаты ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЕЕ ПРОЧНЫХ И ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ОБОГАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ШКОЛЬНИКА ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Планируемые образовательные результаты

ПОВЫШЕНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА

ФОРМИРОВАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЙ

ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЕЕ ПРОЧНЫХ И ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ

ОБОГАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ШКОЛЬНИКА

ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Игры на уроках кроссворды Разгадай кроссворд из выделенных букв составь слово  По горизонтали : 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами. По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города.

Игры на уроках

кроссворды

Разгадай кроссворд

из выделенных букв составь слово

По горизонтали :

1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.

2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.

3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.

4. Устаревшее название самолета.

5. Произведения, написанные стихами.

По вертикали:

1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.

2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.

3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..

4. Правила литературного произношения.

5. Глава города.

Игры на уроках    Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм («Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)  Лексико-фразеологические игры («Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Игры на уроках

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)

Лексико-фразеологические игры

(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Творческие задания с элементами изобразительного творчества Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Творческие задания с элементами изобразительного творчества

Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Нетрадиционные творческие уроки   Урок-путешествие Урок-конкурс Урок-игра Урок-викторина Урок-диспут Урок-конференция Лабораторная работа

Нетрадиционные творческие уроки

Урок-путешествие

Урок-конкурс

Урок-игра

Урок-викторина

Урок-диспут

Урок-конференция

Лабораторная работа

Нетрадиционные задания

Нетрадиционные задания

  • Задания на основе материалов газет и телевидения
  • Разработка наглядного пособия
  • Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме
  • Составление ребусов, шарад, пословиц
  • Сочинения на лингвистическую тему
Конструирование   По данным схемам попробуйте составить связный текст на тему «Воспоминания о летних каникулах»  1. ? 2. . что 3. , . 4. которого 5. ,и . 6. . чтобы

Конструирование

По данным схемам

попробуйте составить

связный текст на

тему «Воспоминания о

летних каникулах»

1. ?

2. .

что

3. , .

4.

которого

5. ,и .

6. .

чтобы

Формулирование правил, зашифрованных в рисунках  Приведите примеры, иллюстрирующие это правило Солнце глянуло сквозь щ_лку, Свесив огненную ч_лку. Вышел ёж с сапожной щ_ткой, Занялся работой ч_ткой.    (Я. Козловский)

Формулирование правил, зашифрованных в рисунках

Приведите примеры, иллюстрирующие это правило

Солнце глянуло сквозь щ_лку,

Свесив огненную ч_лку.

Вышел ёж с сапожной щ_ткой,

Занялся работой ч_ткой.

(Я. Козловский)

Обогащение словарного запаса  (поиск информации в источниках разного типа: справочниках, словарях, СМИ, Интернете).   Установите этимологию слова. Подготовьте три устных высказывания, используя три типа речи: описание (каков предмет); рассуждение (как им пользоваться); повествование (как я однажды укололся им). Обратитесь к толковому словарю и объясните значение слова «полиглот»

Обогащение словарного запаса (поиск информации в источниках разного типа: справочниках, словарях, СМИ, Интернете).

Установите этимологию слова.

Подготовьте три устных

высказывания, используя три

типа речи: описание (каков

предмет); рассуждение (как им пользоваться); повествование

(как я однажды укололся им).

Обратитесь к толковому словарю

и объясните значение слова

«полиглот»

Интеллектуально-лингвистические упражнения Рассмотрите рисунки и составьте несколько предложений, используя Глаголы ОДЕТЬ(ОДЕВАТЬ) и НАДЕВАТЬ (НАДЕТЬ).

Интеллектуально-лингвистические упражнения

Рассмотрите рисунки и составьте несколько предложений, используя

Глаголы ОДЕТЬ(ОДЕВАТЬ) и НАДЕВАТЬ (НАДЕТЬ).

Зарисовка с натуры. РОЗА Буриме( стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы) Жили мышки, Любили книжки, Любили читать, Но больше всего жевать Серенькие мышки Купили три книжки. Одну начали читать, А остальные жевать. ( Набатов Д., 5 кл.) Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая попалась. И… откусила лепестки. ( Болотова А., 6кл.)  Алая роза растёт в саду, И о ней я речь поведу, Её там соловей воспевает, А роза под трели его засыпает. (Беликов И.,6 кл.)

Зарисовка с натуры. РОЗА

Буриме( стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы)

  • Жили мышки,
  • Любили книжки,
  • Любили читать,
  • Но больше всего жевать
  • Серенькие мышки
  • Купили три книжки.
  • Одну начали читать,
  • А остальные жевать. ( Набатов Д., 5 кл.)
  • Я розой долго любовалась,
  • Дарила ей свои мечты,
  • Но кошка шустрая попалась.
  • И… откусила лепестки.

( Болотова А., 6кл.)

  • Алая роза растёт в саду,
  • И о ней я речь поведу,
  • Её там соловей воспевает,
  • А роза под трели его засыпает.

(Беликов И.,6 кл.)

Создание ХОККУ(хайку). Японская стихотворная форма, трёхстишие в 17 слогов. Главное -намёк Задание: написать хокку по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».  Бирюк угрюмый. Почему же он такой? Виновата жизнь. У бирюка дочка, Хорошенькая девочка. Всё умеет делать. (Попова А., 7 кл) 29

Создание ХОККУ(хайку). Японская стихотворная форма, трёхстишие в 17 слогов. Главное -намёк

  • Задание: написать хокку по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
  • Бирюк угрюмый.
  • Почему же он такой?
  • Виновата жизнь.
  • У бирюка дочка,
  • Хорошенькая девочка.
  • Всё умеет делать. (Попова А., 7 кл)

29

Вывод: Система интеллектуально-лингвистических упражнений, способствует формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников, развитие творческих способностей. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень.

Вывод:

Система интеллектуально-лингвистических упражнений, способствует формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников, развитие творческих способностей.

Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень.

Полученные образовательные результаты   олимпиады Творческие способности Конкурсы и конференции Качество знаний Результаты ЕГЭ Профессиональное самоопределение Динамика уровня мотивации к изучению предмета

Полученные образовательные результаты

олимпиады

Творческие способности

Конкурсы и конференции

Качество знаний

Результаты ЕГЭ

Профессиональное

самоопределение

Динамика уровня мотивации к изучению предмета

Результативность 2013-2014 учебный год 1 место в районном конкурсе «Искусство слова»

Результативность

2013-2014 учебный год

1 место

в районном конкурсе

«Искусство слова»

Результативность 2013-2014 учебный год участие во Всероссийском конкурсе детских творческих работ «Моя семья»

Результативность

2013-2014 учебный год

участие во Всероссийском конкурсе детских творческих работ

«Моя семья»

Результаты • Применение системы творческих заданий и проектной деятельности позволяет вырабатывать следующие компетенции: овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, умения добывать знания, обобщать и делать выводы, умение применять приобретённые знания в повседневной практической жизни. • Развитие творческих способностей обучающихся повышает эффективность работы. • Проведённые диагностические исследования показали повышение заинтересованности обучающихся и как следствие - повышение качества знаний

Результаты

• Применение системы творческих заданий и проектной деятельности позволяет вырабатывать следующие компетенции: овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, умения добывать знания, обобщать и делать выводы, умение применять приобретённые знания в повседневной практической жизни.

• Развитие творческих способностей обучающихся повышает эффективность работы.

• Проведённые диагностические исследования показали повышение заинтересованности обучающихся и как следствие - повышение качества знаний

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!