Урок № 23-24 _________________
истоки классической музыки
Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.
Ход урока.
1.Организационный этап
2. работа по теме урока
1. Сегодня мы с вами поговорим об истоках классической русской музыки. Давайте вспомним с вами, где вы слышали слово классика, классический? Классика или классический в переводе с латинского языка означает образцовый. Исходя из перевода слова класса как мы можем сформулировать понятие классическая музыка?
Классическая музыка – это образцовая музыка.
Если рассмотреть понятие глубже, с точки зрения искусства, то классическая музыка -это музыка, прошедшая испытание временем. Давайте запишем это понятие в тетрадь.
2. Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор. Он по праву считается великим, так как является основоположником русской академической музыки и отцом национальной оперы, ставшей визитной карточкой нашей страны. Он был первым, кто перенес народные песни и мотивы на большую сцену. Глинка сумел соединить достижения европейской музыки (жанры, формы, гармонию, оркестровки и другие выразительные музыкальные средства) с истинно русским содержанием: народной историей, сказкой, изображением русской природы, быта, а главное – раскрыть характер русского человека.
3. В поисках сюжетов для своих сочинений Глинка часто обращался к творчеству поэтов и писателей для него его современников, а для нас поэтов-классиков.
4. Композитор обращался к творчеству А. С. Пушкина очень часто. Очень ярким образцом творческого тандема композитора и писателя является опера по одноимённой сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», всем детям знакома сказка-поэма и знаменитое стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
М. И. Глинка написал оперу-сказку на литературный сюжет А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Прозвучало название музыкального жанра. Опера. Что такое опера?
Опера – это жанр музыки, в котором актёры поют под сопровождение симфонического оркестра.
Литературный сюжет оперы называется либретто.
А оркестровое вступление к опере, которое нас погрузит в невероятный мир сказочных образов музыки, называется увертюрой.
Прослушайте: М. И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Какая картина возникает в вашей фантазии, когда вы слышите эту музыку?
5. Древние люди и музыка (Показ презентации)
- Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое совпадение неудивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль...
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы - пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им.
Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.
6. Работа с учебником
- А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено.
- Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.
- Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»?
- Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...
- Что вы можете сказать о следующих картинах?
- Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты...
- На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...
Так же, как и некоторые художники-маринисты всю жизнь рисовали морские пейзажи (например, Айвазовский), композиторы тоже очень любили морскую тему. Например, Н. Римский-Корсаков в детстве и юности учился в Морском корпусе, готовился стать военным моряком, после окончания корпуса участвовал в кругосветном плавании на клипере «Алмаз». В итоге он, всё-таки, выбрал путь музыканта, но до конца жизни с помощью музыкально-изобразительных средств рисовал морские пейзажи.
Вступление к его опере «Садко» называется «Океан — море синее»; I часть симфонической сюиты «Шехеразада» — «Море и Синдбадов корабль».
Прослушивание музыкального фрагмента «Вступление к опере «Садко»» Римского-Корсакова.
- Изображая картины природы, особенности погоды, композиторы обычно передают настроение человека, воспринимающего эти пейзажи. Например, в середине «Вальса снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» появляется мелодия, звучащая у детского хора без слов: её радостный характер передаёт восхищение детей красивым снегопадом.
Прослушивание музыкального фрагмента «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Так как музыка — искусство временнóе, т.е. разворачивающееся во времени, природа в музыке «живёт», существует как процесс. В отличие от изобразительного искусства в музыке мы можем услышать, как начинается дождик, как он постепенно превращается в бурю, как потом непогода уходит, звучат отдалённые раскаты грома.
7. Беседа о музыкальных инструментах
- Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка - это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 10.
- Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное - окраской звука (тембром).
- Музыкальные инструменты способны прекрасно передавать звуки природы. Композиторы часто изображают в произведениях пение разных птиц.
Например, Л. Дакен в пьесе «Кукушка», А. Алябьев в романсе «Соловей», П. Чайковский в «Песне жаворонка» из «Детского альбома» и цикле «Времена года», М. Глинка в романсе «Жаворонок», М. Мусоргский в «Балете невылупившихся птенцов», А. Лядов в «Былине о птицах», Ж. Ф. Рамо в «Пении птиц», М. Равель в пьесе «Печальные птицы», Н. Римский-Корсаков в «Золотом петушке», Л. Бетховен в «Пасторальной симфонии», в части с названием «Сцена у ручья».
Бетховен даже делает надписи в партитуре: флейта изображает пение соловья, гобой — мотивы перепела, кларнет — кукование кукушки. А в части «Гроза. Буря» разгул стихии изображает весь оркестр (тутти). Композитор добавляет к обычному в то время составу оркестра также и флейты-пикколо, самый высокий инструмент оркестра — они изображают блеск молний, и тромбоны — они вместе с ударными инструментами передают раскаты грома.
Прослушивание отдельных фрагментов из перечисленных произведений.
8. Вокально-хоровая работа
1) Слушание песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Краткая беседа о содержании 2) Разучивание песни
9. Итог урока - Рефлексия. Домашнее задание Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? Итак, мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.
Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого? Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий. Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться. Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.
Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение:
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.
Где музыка берёт начало,
Где ноту первую берёт?
В горах мне эхо отвечало,
В горах мне эхо отвечало
Её торжественный восход,
Её торжественный восход.
Где музыка берёт начало,
Где тот живительный исток?
В лесах мне птица прокричала,
В лесах мне птица прокричала
Начало музыкальных строк,
Начало музыкальных строк.
Где музыка берёт начало,
Где муза песни рождена?
В морях у старого причала,
В морях у старого причала, -
Мне так ответила волна,
Мне так ответила волна.
Где музыка берёт начало,
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след.
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след.